Москва
7.3

Балет в Санкт-Петербурге
Спартак

Постановка - Большой театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
В 1950-х годах постановочные репетиции нового балета велись одновременно в Москве и Ленинграде. В Большом «Спартака» готовил к постановке Игорь Моисеев, в театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский) – Леонид Якобсон. Ленинградская премьера – она состоялась 27 декабря 1956 года – опередила московскую почти на два года. Московский спектакль был выпущен 11 марта 1958-го. Партию Эгины на премьере танцевала Майя Плисецкая, Гармодия — Николай Фадеечев. Версия Моисеева прошла всего шесть раз за один сезон и навсегда исчезла со сцены. В 1962 году свой спектакль в Большой театр перенес Якобсон, пересмотрев и расширив ленинградскую редакцию. Оба первых обращения театра к «Спартаку» оказались лишь подступом к тому грандиозному успеху, который выпал на долю постановки Юрия Григоровича. Премьера известного всему миру балета «Спартак», ставшего визитной карточкой Большого театра, состоялась 9 апреля 1968 года.
  • Спартак – афиша
  • Спартак – афиша
  • Спартак – афиша
  • Спартак – афиша
  • Спартак – афиша
Балет
12+
Юрий Григорович
9 апреля 1968
3 часа 5 минут, 2 антракта

Расписание сеансов

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Юлия Яковлева
264 отзыва, 268 оценок, рейтинг 298
4 октября 2006

Формально это, конечно, никакой не старт московского балетного сезона, но все-таки именно он. Потому что главный тотем московского балета, конечно же, «Спартак». Ну не «Лебединое озеро» ведь? Человек, который так считает, много смотрит телевизор, но не балет. Наконец-то наступило время, когда в «Спартаке» хореографа Юрия Григоровича можно увидеть именно «Спартак» Юрия Григоровича и только. И, стало быть, оценить, насколько он хорош и «про Москву». Это главный генератор того, что в балете называют московским стилем. И в нем вдобавок есть та же самая лаконичная помпезность, что у знаменитых московских высоток.

В год премьеры «Спартака» (1968) такой стиль мышления был очень некстати. Небалетным людям я всегда стесняюсь рассказывать, какие в балете приняты мнения и суждения. Потому что небалетные люди в такие моменты думают, что я брежу. Но все-таки я расскажу. «Спартак» Григоровича считался символом советского вторжения в Чехословакию. Честно. Кордебалет парней в древнеримских юбочках был приравнен к танкам. За что Юрию Григоровичу был объявлен бойкот с либеральной стороны. Потом еще Григорович, как назло, поставил балет «Иван Грозный», и диагноз прояснился окончательно. Майя Плисецкая, автор лучших мемуаров о советском балете, припечатала Григоровича в качестве «карликового Сталина». А день, когда он таки покинул кресло главного балетмейстера Большого, стал для балетных чем-то вроде демонтажа памятника Дзержинскому на Лубянке. Самое удивительное, что это настроение из коридоров Большого не улетучилось в 1990-е, даже в первую половину нулевых. Всякий раз, стоило Юрию Григоровичу во плоти появиться в коридорах Большого по своему частному делу, все на полном серьезе начинали обсуждать возможность захвата кресла. Он был как бы на вечном подозрении. И граница между паранойей и реальностью оставалась зыбкой вплоть до сего лета. А летом Большой триумфально выступил в Лондоне. И впервые в его постсоветской истории тональность определяли не советские блокбастеры работы (или редакции) Григоровича, а новинки Алексея Ратманского и Юрия Посохова. И не официально заслуженные примы, а девушка, которую зовут Наталья Осипова — которую никто не знал и никто не ждал. Про нее в Лондоне написали, что последний раз такой пожар устраивала Плисецкая. Это значит, что в Большом прошлое стало прошлым и сегодняшний день наступил окончательно, — вот какая тенденция задана нынешнему сезону.

Что же касается «Спартака», то Юрий Николаевич Григорович, по-видимому, не очень любил иметь дело с танцовщицами — для осуществления замыслов они ему казались вяловатыми, что ли. Из всех красок балетного оркестра он предпочитал громокипящую медь, трубы и литавры, мужчин, да побольше. Зато и умел ими распорядиться — как никто: закрутить воронкой, сшибить стенка на стенку, расколоть пространство или сжать в точку. В «Спартаке» две героини — куртизанка Эгина и боевая подруга Фригия — бледно скользят по обочине действия. А весь смысл — в дуэли: в роли римского полководца Красса Григорович запечатлел танцовщика Мариса Лиепу, самого элегантного мужчину всего Советского Союза, а плебейским вождем Спартаком был Владимир Васильев, с рязанской бородкой и прыжками пушечной силы. В паузах, устроенных в действии для того, чтобы премьеры перевели дух, на сцену изрыгали тестостерон кордебалетные хлопцы с обнаженными торсами и мускулистыми ногами. Кстати сказать, подчеркнутая гетеросексуальность советского балета страшно изумляла тогда иностранцев; это было нестилизуемо, а потому казалось острым художественным приемом… Сейчас в Большом нет премьеров-харизматиков. Да и вести себя на сцене как раньше — на разрыв аорты и с дымом из ноздрей — теперь уже неприлично как-то, что ли. Но Юрий Григорович так хитро скомпоновал танцы, что танцовщики все равно заводятся. Потом заводятся зрители. А потом, как говорила Ахматова, уже и не разобрать — где швейцар, где дубина, где генеральша. Мало какой спектакль такое умеет.

3
0

Отзывы

10
Ольга Столярова
8 отзывов, 9 оценок, рейтинг 7
21 января 2020

Восторг! Если вы идете на балет - значит, вы любите этот жанр. Те, кому нравятся сложные психологические пьесы, драматургия Чехова, Островского ... могут устать от динамической картинки и музыки. Мы - любим балет и с удовольствием посмотрели постановку. Главное, смотрите состав артистов. Если повезет, идите на Ивана Васильева! Русский балет на очень высоком уровне! Единственный минус - цена билета, но это к постановке не относится. Видимо, рассчитано на иностранцев, которые доминировали среди гостей вечера.

0
0
5
Alex Polyushkova
44 отзыва, 58 оценок, рейтинг 93
18 февраля 2015

- а чем дело закончится?
- Спартака собирались распять
.
(диалог в соседней ложе)

"Спартак", Григорович, Большой, - казалось бы, куда выше? Трепет предвкушения, огромная люстра гаснет, поднимается занавес, и...

И нестройными рядами выходит массовка.
Даже не знаю, в чем ее большее преступление: в том, что свита плохо играет короля, или в том, что они так позорно запарывают задумку хореографа. Как в музыке есть мелодия и аккомпанемент, так в танце есть движение солиста и строй общих фигур. И если солисты еще как-то ведут свою линию, то о красоте геометрии массовки просто никто не вспоминал. Курсанты военного училища - и те лучше ходят строем и синхроннее поднимают ноги. Как можно так плохо держать ряды, тренируясь это делать всю сознательную жизнь? Как можно выходить из образа до того, как уходишь в кулису? Как два соседних танцора не в состоянии договориться об угле подъема ноги? И ведь не получится сказать, что это - не главное. Балет - это танец, основа танца - движение, оно должно быть точным, таким, каким его задумал автор. Даже если это ваш 356-ой "Спартак", вы не можете маршировать его "на отвяжись". Но, оказывается, так делают.

Что же солисты?
Не буду называть имен состава. "Не Васильев" - вот самая точная характеристика, подслушанная в фойе.
Солисты прекрасны в своей техничности. Что Спартак, что Красс прыгают высоко и зависают в воздухе, как бетманы. Они могут пронести своих партнерш несколько метров на вытянутых руках, чем срывают бурные аплодисменты публики, словно это шоу "Танцы на льду" на первом канале. Здесь есть выворотность стопы, вогнутость колена - и нет души. Поверить удалось только последней солистке на сцене похорон, ей удалось быть убедительной, несмотря на скучающих балерин по краям сцены.

Что я жду от балета? Того же, чего от любого искусства - откровения. Есть простой и точный критерий - мурашки. Побежали - удалось, не побежали - не удалось. Нет ничего другого: все эти "идеи", "задумки", "концепции" ничего не стоят, если в результате реализации не перехватывает дыхание. Если ты не перестаешь видеть махи, вращения и прыжки, а вместо них - движение души, искреннее проживание, Танец.

И я не знаю, на каком этапе машина дала сбой. То ли руководитель не в состоянии "зажечь" своих подопечных, то ли отбирают из тысяч стройных и гибких "не тех", то ли отбирать уже не из кого. Но итог один - Танца в Большом нет.

Играет прекрасная музыка Хачатуряна.
Занавес.

0
0
9
Александра
89 отзывов, 237 оценок, рейтинг 151
21 октября 2013

Прекрасно, великолепно, браво, бис! Вот и все, что я могу сказать только что после спектакля. Сходила бы еще раз не раздумывая! Как и сделали многие зрители, делившиеся сегодня впечатлениями от вчерашнего представления в другом составе.

0
0
9
Julliuss
25 отзывов, 139 оценок, рейтинг 36
12 ноября 2010
Слава Спартаку!

"Спартак" Григоровича (1968) – третья и самая успешная версия балета Хачатуряна, поставленного на сцене Большого. Первые варианты балета не снискали популярности у зрителей и признания критиков.
Юрию Григоровичу в своей постановке удалось неразрывно связать собственную гармоничную чувственную хореографию с помпезной и одновременно мелодичной музыкой Арама Хачатуряна.
Классические синонимичные темы любви, родины и свободы, обреченные на вечную борьбу со своими антагонистами - неволей, ненавистью и чужбиной, проводят идеально четкую грань между праведным добром, символизированным образами благородного Спартака (Иван Васильев)и его возлюбленной хрупкой Фригны (Нина Капцова), и одиозным злом - жестоким кровожадным римлянином Крассом (Александр Волчков) и его коварной наложницей Эгиной (Мария Алаш).
Этому хореографическому прочтению произведения Хачатуряна уже более 40 лет, но до сих пор удивляешься смелости и новаторству талантливого балетмейстера, умудрившегося найти оригинальную творческую нишу-лазейку для худсоветов того времени и поместить в хореографию «Спартака» придуманный хореографом невербальный язык воли и кабалы, триумфа и позора, нежности и страсти, не побоявшись украсить классический танец модернистскими виньетками эротизма.
Видимые невооруженным взглядом в деталях аллюзии Рим-Третий рейх, (имперские орлы, стальные штандарты) и Спартак-Страна советов с христианским лицом (красные плащаницы, самопожертвование и любовь к ближнему), марксистская оценка восстания Спартака (Маркс считал Спартака героем, Че Гевара и вовсе был ярым почитателем Спартака ) добавляют балету в версии Григоровича современной трагичности и исторической сопричастности к переживаниям века двадцатого, служат связями времен и еще той самой лазейкой для худсовета 60-х, позволяющей связать легендарную историю славы Спартака с неизменной ассоциацией славы социалистического строя.
Триумф исполнительского мастерства и традиции old-school Большого продолжают молодые солисты театра. Несомненно не может не притягивать к себе взгляды юный Спартак - Иван Васильев, дебютировавший в Большом в 16 лет и активно сравниваемый с Нежинским.
И хотя в кулуарах театра томные завсегдатаи скучают по мечтателю-Спартаку-Васильеву (который Владимир) и антигерою-Крассу-Лиепе, могу с уверенностью сказать, что «Спартак» сегодняшний - великолепная музыка, великолепное зрелище - постановка, наполненная каноническим мастерство исполнителей, неизменно и заслуженно собирающая аншлаги по всему миру.

0
0
9
daria_dancer
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 2
5 октября 2009

Была на этом балете в воскресенье!Попала на шикарный состав - И.Васильев,Светлана Захарова,Рыжкина,Волчков!!!!!!!!........просто потрясно!!!я в восторге!!!Безумно понравилось,тронуло до глубины души!!!!!!Балет потрясающий,танцуют замечательно,Григорович - гений=)Все идите - не пожалеете!!!!!!!!

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все