Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Щелкунчик, Санкт-Петербург

6.8

Дуато и пустота: самый грустный «Щелкунчик» Петербурга

Летучий испанец Начо Дуато увидел Петербург 1914 года и благочинное Рождество в доме на Фонтанке. Затем — одел Дроссельмейера не то Петром I, не то Дягилевым. Затем — превратил мышей в летчиков-асов Германской империи. И остановился. Дальше есть целый дивертисмент, не лишенный выдумки, но на сцене — кричащая пустота. В этой поспешности и растерянности хореографа, оборвавшего контракт в Петербурге и сбежавшего от любящей публики раньше срока, в этой зияющей пустоте, пожалуй, главное потрясение от спектакля.

Создатели
Режиссёр

Место проведения

Михайловский театр

Михайловский театр

7.7
Новые времена старого театра
Малый оперный некогда гремел «Пиковой дамой» в постановке Мейерхольда, балетами хореографа-авангардиста Федора Лопухова и музыкой Дмитрия Шостаковича. Последовавшая бомбежка крепости модернистского искусства в газете «Правда» оставила тут лишь выжженную землю, на десятилетия превратив Малый в анемичный клон Мариинки. Выручали в этой ситуации география (два шага от Невского проспекта) да эффектные интерьеры. Однако в 2007 году Малый сделал тур де форс: главой театра назначили не артиста, а менеджера — бананового короля Владимира Кехмана. Обновились состав и репертуар, появились громкие имена и проекты: «Евгения Онегина», скажем, поставил украинский возмутитель спокойствия Андрей Жолдак. Петер Феранец за несколько лет работы музыкальным руководителем и главным дирижером добился достойного уровня исполнения; теперь этот уровень призван поддерживать Михаил Татарников. В 2011 году Михайловский ошеломил всех, зазвав на царство великого испанского хореографа Начо Дуато, а вдобавок сюда перебежала лучшая молодая балетная пара московского Большого театра — Наталья Осипова и Иван Васильев. Актуальный балет сегодня прописан на площади Искусств, и о билетах на премьеры надо хлопотать сильно заранее.
касса+7 (812) 595 43 05
адрес
официальный сайт

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Щелкунчик»

Фото Johannes Rauh
отзывы:
66
оценок:
93
рейтинг:
35
5

Сюжет знатно подсокращен, от сказки в этом балете вообще мало что осталось. События на балу с усиленно налегающим на пантомиму Дроссельмейером практически без остановок на «мышиную возню» перекатываются в набор танцев, каждый из которых по исполнению сильно напоминает уровень сельского клуба. Принц, не успевающий крутить партнершу под музыку, потому что маэстро в оркестре «урезал марш» — это вообще по ту сторону добра и зла. «Китайские акробаты», показавшие что-то среднее между балетом и цирком — из того же ряда. Даже Чайковский, обычно верой и правдой служащий Михайловскому театру, тут что-то отбился от рук и звучал надтреснуто и почему-то на 10-20% быстрее обычного. Печально признавать, но «Щелкунчик» во всех театрах в последнее время превратился в эдакую денежную машину, на которую детей приведут по любой цене, а уровень исполнения при этом совершенно не важен.

Фото Ирина Корсакова
отзывы:
152
оценок:
164
рейтинг:
153
1

"Щелкунчик" в исполнении студентов (!) Санкт-Петербургской консерватории стал, откровенно говоря, мучением...
Хотели в прошлом году порадовать себя на новогодние праздники, но остались разочарованы.
Нет стройности исполнения, нет легкости. ОЧЕНЬ разнобойная труппа, настолько, что выбивание по росту - самый маленький недостаток.
Ребята скачут по сцене, как лошади, а хотелось видеть артистов...

Фото Кирилл Титков
отзывы:
53
оценок:
71
рейтинг:
93
5

В балете мне не хватило балета.

Не буду писать о выступлении танцовщиков, выскажу лишь некоторые общие замечания о постановке и сценографии.
У меня сложилось впечатление, что в первом акте было слишком много какой-то ненужной, излишней суеты, беготни. Беготни в прямом смысле этого слова. До поры до времени с этим можно мириться. Всё-таки по сюжету это детский праздник, а дети любят бегать. Но в целом такая хлопотливая суматоха на сцене вызывала недоумение и даже разочарование, множественность не связанных между собой очевидным образом передвижений по сцене рассеивала внимание, разрушала целостность восприятия. Свою лепту внесло и перемещение несуразно больших декораций-коробок, в которых помещались "куклы Дроссельмейера". Ладно, положим, что тут этого требовал сюжет. Но ниже я ещё вернусь к теме декораций.
Появление мышиного войска было весьма спокойным, даже статичным, что весьма контрастировало со всем предыдущим действием. Однако бой с армией игрушек опять превратился в беготню. Угомонились лишь к танцу снежинок. Занавес.

Поскольку Начо Дуато подсократил либретто и музыку, и мышиный король пал смертью храбрых уже в конце первого акта, то второй акт довольно быстро, без предисловий подошел к дивертисменту, от которого остались весьма неоднозначные впечатления.
Началось всё с испанского танца.
Бывают роли на сопротивление, но тут мы увидели танец на сопротивление. Сопротивление юбке, с её складками, с её длиннющим шлейфом-подолом. Казалось, что танцовщики не знают, что делать со всем этим хозяйством. И испанский танец местами напоминал иллюстрацию к басне Крылова "Мартышка и очки", только вместо очков была юбка. Музыка закончилась. Юбка победила. Артисты балета с облегчением ушли за кулисы.
Дальше был арабский танец, и стало совсем занятно. На сцене появилась кукла, точнее механическая конструкция в полсцены, изображающая змею (никак не припомню, а по сюжету там змея есть?), для перемещения которой потребовались усилия трёх кукловодов-такелажников. Помимо моей воли внимание сосредоточилось на этой змейке, а танец как-то ушел на второй план.
С китайским танцем произошла почти такая же история. Только вместо змеи тут появился каркас гигантского зонтика, который привели во вращение, осветили сверху так, что от спиц зонтика по сцене побежали причудливые тени.
Зачем это? Зачем вся эта сценическая машинерия? Зачем в русском танце, превратившемся в исполнении четырех танцовщиков, облаченных в форму морячков, волей Начо Дуато в некое подобие танца "Яблочко", с колосников опускаются величественных размеров корабельные штурвалы? Зачем в середине акта нужно было затеять смену декораций таких масштабов, что зрители вынуждены музыкальное вступление к вальсу цветов, чарующие звуки арфы прослушать при опущенном занавесе?

Основной принцип фокусника: отвлечь внимание зрителя. Зритель не должен разгадать секрет фокуса, не должен понимать суть манипуляций, должен смотреть, но не видеть. Такова природа фокуса. Отвлечь можно разными способами, но сделать это с помощью различной аппаратуры, приспособлений, реквизита и декораций, как это делали Игорь Кио и Дэвид Копперфильд, значительно проще, чем полагаться только на ловкость рук, как Арутюн Акопян.
Начо Дуато пошел по стопам Дэвида Копперфильда. Все внешние эффекты постановки: сумбур в передвижениях, забирающие внимание на себя костюмы, циклопических размеров куклы - всё это должно очевидным образом отвлекать зрителя. Но от чего? Ответ прост и печален: отвлекать от самого танца! Вот и весь фокус. Зачем это было нужно Начо Дуато, я не знаю. Хотел ли он таким образом скрыть бедность хореографии, недостаточный уровень артистов балета, или это была попытка угодить вкусу руководства театра, или тут иная подоплёка? Кто знает...
Но фокус вышел зачетный, я отвлекся, и балета мне не хватило.

Так что, дорогие зрители, при просмотре этого спектакля будьте внимательны, не отвлекайтесь.
Бдите!!!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить