Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
4.4

Спектакль
Таня

Постановка - РАМТ
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Советская комедия — одна из лучших постановок ностальгического тренда.
  • Таня – афиша
  • Таня – афиша
Драматический
Александр Пономарев
3 часа, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
12 марта 2003

Они познакомились теплым майским днем и не смогли расстаться — гуляли, три фильма подряд посмотрели, потом всю ночь бродили по улицам, пока не настал рассвет. Год спустя они отмечали этот день как муж и жена, а еще год спустя она убежала из дома, не оставив ему и весточки, потому что он полюбил золотопромышленницу, — убежала с пустым чемоданом в руках и с ребенком под сердцем. Потом родился сынишка, но вскоре заболел дифтеритом, и она, врач-недоучка, не смогла помочь ребенку, потому что когда в институте читали лекцию о лечении дифтерита, был теплый майский день, они познакомились и не смогли расстаться — гуляли, три фильма подряд посмотрели, а потом всю ночь бродили по улицам. Эта история могла бы случиться в Акапулько или Рио-де-Жанейро, но ее герои были прописаны по адресу Арбат, дом шесть, их комнату украшал портрет Иосифа Сталина. И через три года после описанных выше событий они встретились на Дальнем Востоке, где строился волшебный город Стальград.

По популярности в СССР пьесам Алексея Арбузова не было равных; его идеологически выдержанные мелодрамы ставили всюду, где стоял театр или, на худой конец, Дом культуры; после того как были написаны «Сказки Старого Арбата», их стали называть «Сказками старого Арбуза»; самому Арбузову советовали привести свои тексты хотя бы в минимальное соответствие с действительностью, но у него всегда была наготове отговорка: «Когда нельзя писать правду, надо писать сказки». В его «Тане» еще до войны сыграла Мария Бабанова, которой эта пьеса и была посвящена, а десять лет спустя, в 1947-м, он создал вторую редакцию, которую знают по телефильму Анатолия Эфроса с Ольгой Яковлевой в главной роли. Теперь в Молодежном театре Таню играет дебютантка Дарья Семенова, и обозревательница «Афиши» неожиданно для себя наревелась на «Тане» так, что никаких платков не хватило. Неожиданно — потому что «Таню» выпустил Александр Пономарев, всю жизнь ставивший обэриутов и футуристов, обладатель «Золотой маски» в номинации «новация» и автор «Шамана и Снегурочки» — гибрида Островского и Крученых. Ожидать от спектакля Пономарева сантиментов не приходилось. И потом, Пономарев не старался разжалобить публику; он занимался довольно холодной, бесчувственной вещью — стилизацией.

Все дело оказалось в образце для стилизации — и в актрисе Семеновой. Пономарев взял самую первую редакцию пьесы, уничтожил в ней даже намек на психологию и поставил печальную «Таню» как наивную и жизнеутверждающую советскую комедию: над сценой висят пушистые снежинки в форме пятиконечной звезды, на сцене — гигантский зубец кремлевской стены, артисты машут руками и носятся как на физзарядке, так при этом выпучивая глаза, будто хотят удостовериться: широка ль страна моя родная? Одной Семеновой режиссер позволил чувствовать себя вполне человеком. Она играет такую же абстракцию, как и прочие, но играет пронзительно и достоверно; и потом, ее абстракция прекрасней всех — это любовь, одна на всю жизнь. Лучше Таниной любви — только страна, в которой она живет: экзотическая, как Акапулько или Рио-де-Жанейро, о котором мечтал другой советский герой, сказочная страна, где горе невозможно, счастье неизбежно, умершие младенцы возвращаются на Землю в другом облике, а скончавшийся пятьдесят лет назад сатрап восходит на трибуну мавзолея, как солнце над горизонтом — ради жизни на земле. И все в этой стране прекрасно, и все хороши, пусть даже пучат глаза как ненормальные. И жалко в этой стране тоже всех — и Таню, и птичку, которую приручили, а потом вытолкали из клетки на волю, и золотодобытчицу, похоронившую жениха, и деток больных, и прекрасного зверолова, полюбившего Таню крепко и безответно. Но вот эту сказочную страну, где такие пушистые снежинки, жальче всего.

1
0

Отзывы

7
Павел Бардашев
26 отзывов, 96 оценок, рейтинг 20
9 марта 2011

Посмотрел вчера эту постановку.
Честно скажу, не читал текст, не знал на что иду.
Сюжет все уже наверное прочилали в других отзывах, но вообщем то да, кроме как написано на сайте театра, конкретнее ничего не скажешь - история любви. Причём в узком кругу актёров, так как по сюжету лица встречаются как в Москве, так и на приисках, на востоке.
Конец становится понятен в середине второго акта, но всё же ты с замиранием смотришь до конца, а в конце пробивает слеза, что, безусловно, свидетельствует о достигнутой постановкой цели.

0
0
9
Василий Н
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 2
26 декабря 2010

Спектакль с юмором, но добрый и со смыслом. Атмосфера 34го, радости и счастье той эпохи переданы с любовью. Спектакль смотрится на одном дыхании, прекрасно играла Оксана Санькова.

0
0
3
АЛЕКСАНДРА СОЛДАТОВА
76 отзывов, 1188 оценок, рейтинг 99
28 февраля 2010

Спектакль представляет собой реконструкцию действа начала 30 гг прошлого века. Если верить программке, именно тогда драматургу и режиссёру Арбузову "Таня" принесла бешеную популярность. Но в 37 г Арбузову пришлось перештопать сценарий, "сгладить все острые углы", в результате чего слава куда-то улетучилась. И вот, РАМТ представляет московскому зрителю ту самую, первую, версию нашумевшего спектакля. Но не стоит ожидать от него "острых углов" советской действительности - это была лишь ловкая завлекалочка. Как известно, их видели в 30х даже в банальнейших любовных историях, чем и является наша "Таня". Настолько банальной, настолько пошлой, что на протяжении всех 3 часов интеллигентную часть аудитории не оставляют мысли о Чехове - что бы он о всём этом сказал? Правда, сценарий не лишён советского пафоса, нежизнеспособного оптимизма - так что, кто соскучился, welcome. Если вкратце, Она бросила для него мед, Он полюбил другую, Она, беременная, сбежала от Него, чтобы не мешать счастью любимого, Её ребёнок Юрик умер от дифтерита, лекцию по которому Она не дослушала в роковой день 8 мая, когда бросила мед. "8 мая!!! 8 мая!!!" - рыдания, антракт. Но Она всё-таки стала доктором и в сибирском городе N, по счастливому стечению обстоятельств, вылечила другого Юрика, сына бывшего мужа от другой женщины. В том же городе нашла своё счастье в виде огромного неотёсанного охотника, который мечтает о куче детишек, и уехала с ним из N навстречу будущему счастью, ни о чём не жалея. Скажу Вам, таких аплодисментов я давно не слышала в московских театрах.
А что же зацепило меня в "Тане", почему всё-таки 3 часа своей жизни я решила провести в театре 30-х гг СССР? Наверно, это был сюрреализм 21 века, ненароком проглядывавший сквозь соцреализм. Посудите сами: 1 акт, Семёнова, Исаев, Суворов бегают по сцене с неповторимой советской наивностью в глазах, словах и движениях. Декорации квартиры Германа, мужа Тани, выполнены с учётом перспективы: далёкие предметы сделаны такими маленькими, что актёрам, чтобы выйти в дверь, приходится складываться пополам. Когда же они выходят на улицу, то делают это через самое заднее окно, распахивая его, как калитку. Но вот Таня сбежала от мужа, на сцене смена декораций, сюр вырывается наружу, храните свой мозг! Красная стена Кремля, стоявшая на заднике сцены, выплывает вперёд под мелодию из трёх, нещадно повторяющихся, параноидальных нот, по зрительному залу бегает пятно света из фонарика, будто ищет сбежавшего заключённого. Уже, кажется, внезапное сумасшествие кончилось, декорации расставлены, Таня живёт на квартире у старушки, разыгрывая с ней бездарные диалоги Арбузова. Подумаешь, в углу комнаты стоит мини-шпиль Спасской башни с красной звездой – обычная деталь советского быта! Как вдруг - та же трёхнотная мелодия будто из плохого ужастика! "Что это?" - спрашивает Таня. "Соседка мечтает стать музыкантшей" - отвечает старушка. Ну не абсурд ли? - 3 ноты, не больше! Стоит ли после такого и вспоминать мелочи вроде монолога Тани о галошах докторши, не сумевшей вовремя вылечить Юрика? "Галоши... Откуда они здесь? Это докторша забыла... А ведь на улице так солнечно! Зачем же она надела галоши? Галоши!!!".
В заключение стоит отметить, что если вы всё-таки решите пойти на это театральное нечто, не берите билеты на правое крыло балкона! У Пономарёва явно правоцентричное мышление, большинство самых ярких эпизодов разворачивается на правом крыле сцены. Балконы же РАМТа на это не рассчитаны - ту часть попросту не видно. Спектакль явно мал для предоставленной ему площади, вот режиссёру и приходится гонять актёров из одного угла в другой. Да ничего не поделаешь - видно, обязывает "Танина" популярность.

0
0
7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
19 августа 2009

Не читавшим Арбузовской Тани, по которой и был поставлен сегодняшний спектакль, то есть, попросту говоря, многое потерявшим людям сообщаю, что это – пожалуй, самая красивая из историй о любви, декорациями для которых стали тридцатые годы прошлого века. Да, эпоха, казалось бы, совсем не романтическая, да и история на первый взгляд вполне тривиальная – долгие годы милая чудачка Таня прожила любовью к тому, кто не любил её, прошла через многие страдания и, научившись жить не только этой любовью, стала наконец и сильной, и счастливой. Как и в Бедном Марате, мир Арбузова в Тане всё так же тесен, и ни годы, ни расстояния не мешают героям сталкиваться друг с другом вновь и вновь – зато помогают им меняться. А воплотили на сцене плавный переход из 34-го в 37-й, из Москвы на Дальний Восток актёры РАМТа замечательно – к искренности игры не придерёшься, кого ни возьми от самых главных ролей до самых третьестепенных. И не столько декорации, сколько именно они заставили зрителя почти физически ощущать сначала тесноту столичных стен, а потом – бескрайний простор тайги, где чудо-град победившего коммунизма Стальград соседствует с древними сказками якутских шаманов. Так и не заметишь, как банальная бытовая байка перерастёт в легенду о втором шансе, который могут дать нам свыше, достаточно вдохнуть воздуха этого простора, на который уже никакого ярлыка – ни четырёх букв «СССР» на карте мира, ни четырёх цифр девяноста лохматого года не прикрепишь. Да, это лирика, а не рецензия, так же как Арбузовское живописное плотно, на котором врачи играют Бетховена, а бабушки крестятся на портрет Сталина – не совок, который в углу стоит вместе с веником. В общем, везёт мне на этих каникулах, сплёвываю чтоб не сглазить, на знакомства с театрами, в которые хочется вернуться (так что и Берег Утопии, и Инь и Ян, и Роман с кокаином, и многое другое записываю в вишлист), и на пополнение списка любимых актёров – сегодня в таковой был занесён Александр Суворов, исполнявший роль рослого, лохматого и бородатого охотника Игната. Также убедительно сыграл свою роль маленький мёртвый песец, – надеюсь, хотя бы не на каждом спектакле новый, – ну да это уже из другой оперы, а во всём остальном Таня от РАМТа мне понравилась, и я всем могу её порекомендовать, ибо не культурный шок, но таки цепляет.

04.01.2009
Комментировать рецензию

0
0
7
Василиса Каменская
70 отзывов, 71 оценка, рейтинг 68
25 февраля 2009

В Советском союзе любовь была и была она самоотверженной, честной, книжной. Таня жертвовала собой весь спектакль. Сначала принесла в жертву мужу свою профессиональную карьеру, хотя он в этом никак не нуждался, потом пожертвовала семейным очагом и будущим ребёнка, ради счастья этого самого мужа, который нашел себе более интересную - образованную пассию. Следующей жертвой был ребёнок, который, возможно, не умер бы, если бы Таня всё-таки выучилась. Затем мученица берёт себя в руки и начинает новую жизнь - получает диплом и пашет по профессии где-то в анналах Родины. Апогеем является встреча любовного треугольника.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все