Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Иоланта, Санкт-Петербург

7.4
  • жанр
    Опера
  • 2 часа 10 минут, 1 антракт
    6+
Создатели

Место проведения

Михайловский театр

Михайловский театр

7.7
Новые времена старого театра
Малый оперный некогда гремел «Пиковой дамой» в постановке Мейерхольда, балетами хореографа-авангардиста Федора Лопухова и музыкой Дмитрия Шостаковича. Последовавшая бомбежка крепости модернистского искусства в газете «Правда» оставила тут лишь выжженную землю, на десятилетия превратив Малый в анемичный клон Мариинки. Выручали в этой ситуации география (два шага от Невского проспекта) да эффектные интерьеры. Однако в 2007 году Малый сделал тур де форс: главой театра назначили не артиста, а менеджера — бананового короля Владимира Кехмана. Обновились состав и репертуар, появились громкие имена и проекты: «Евгения Онегина», скажем, поставил украинский возмутитель спокойствия Андрей Жолдак. Петер Феранец за несколько лет работы музыкальным руководителем и главным дирижером добился достойного уровня исполнения; теперь этот уровень призван поддерживать Михаил Татарников. В 2011 году Михайловский ошеломил всех, зазвав на царство великого испанского хореографа Начо Дуато, а вдобавок сюда перебежала лучшая молодая балетная пара московского Большого театра — Наталья Осипова и Иван Васильев. Актуальный балет сегодня прописан на площади Искусств, и о билетах на премьеры надо хлопотать сильно заранее.
касса+7 (812) 595 43 05
адрес
официальный сайт

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Иоланта»

Фото Кирилл Титков
отзывы:
53
оценок:
71
рейтинг:
93
7

Постановка Сергея Шепелева приятно удивила меня своим уважительным отношением к опере, не зря она десять лет сохраняется в репертуаре театра.
Ведь обычно, в современных оперных ли, балетных ли, драматических ли спектаклях доминирует одна черта, а именно стремление "актуализировать" повествование, изложить его на языке "современного искусства". В итоге, однако, всё сводится к тому, чтобы постановка радикально отличалась на постановки той же пьесы, оперы, балета в других театрах и у других режиссеров. Осмысленность никого не волнует. Главное индивидуальность, выделенность, непохожесть. Режиссеры вкупе с продюсерами пускаются во все тяжкие, низвергая традиции, авторитеты и здравый смысл. О результатах лучше умолчать.

Но тут, к счастью, либретто было сохранено без изменений. Действие не перенесено в современность, в каменный век или отдаленное будущее. Король Рене остался королем, а не стал наркобароном. Граф Водемон и герцог Роберт не превратились в Бэтмена и Робина. События разворачиваются в замке, а не в борделе. И Иоланта по-прежнему слепая принцесса, а не трансвестит, страдающий от проблемы гендерной идентичности. Обошлись без балета, стриптиза и прочих концептуальных перформансов. Всё так, как и задумывалось во время Петра Ильича. Такая сюжетная аутентичность не может не радовать.

Второй момент, который нужно отметить, это четкость и членораздельность исполнения. Рискуя быть зашиканным иными почитателями оперы, скажу, что для меня важно не только слушать верные ноты, красивый и насыщенный голос, но и слышать пропеваемый текст. Зачастую, даже зная оперу наизусть, остается только догадываться, что же пропел исполнитель. Вместо содержательной арии слышен, пусть и музыкально точный, но не более чем вокализ. Если речь идет о пении на неродном языке оригинала, то тут легко сделать поблажку. Сам я не знаток ни итальянского, ни французского, ни немецкого. Но когда русские певцы исполняют русскую же оперу, то тут счет совсем иной. Тут уж будьте добры, ноту к ноте, и букву к букве. В Иоланте Михайловского я это услышал. Будет ли так в будущем, и было ли так раньше, сказать не берусь. Но здесь и сейчас всё было именно так. Спасибо певцам.

С другой бедой оперных спектаклей справиться в полной мере не удалось. Оркестр привычно заглушал вокал. Не всех и не всегда, но такое было.
Лучше всех со всеми трудностями удалось справиться Марии Литке, исполнительнице партии Иоланты, снискавшей заслуженную благодарность зрителей. Довольно приятное впечатление оставил Юрий Мончак (Рене). А вот Дмитрий Карпов (Водемон) несколько разочаровал, некоторые фразы забалтывались, оркестр его заглушал, да и в дуэте с Марией Литке слышно было только сопрано. С Дмитрием Даровым (Роберт) вышло совсем обидно. Кто бы что ни говорил, но партия Роберта – это почти исключительно ария "Кто может сравниться с Матильдой моей" (зачастую на Иоланту только ради этой арии и ходят). Так вот, ария не удалась. Спето скупо, сухо, без необходимого блеска. Спето и всё. Ясно, что есть граница вокальных возможностей, что выше головы не прыгнешь, но что-то можно компенсировать экспрессией, эмоциональным окрасом, актерским мастерством, в конце концов (оперный театр - это тоже театр). А тут не было даже попытки, увы.

В целом, суммируя все плюсы и минусы, спектакль мне понравился, и даже может быть рекомендован для первоначального знакомства с миром оперы. Начинать лучше с уважения, а не с низвержения.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить