Драматический |
Ольга Субботина |
(2`40``, 1 антракт). |
Вот славный девичий спектакль — простой, легкий, не обремененный ни громоздкими декорациями, ни авангардистскими амбициями. Между тем в «Сатире», известной немолодыми звездами, чьи выходы на сцену традиционно пышно обставлены, он смотрится вполне авангардно: современная пьеса, идет под самой крышей, декораций минимум, режиссер молод и в ролях сплошь молодые артисты. В роли постановщика здесь — Ольга Субботина, она по преимуществу современную пьесу и ставит, в том числе Ксению Драгунскую: их «Ощущение бороды» идет в Центре драматургии и режиссуры. В главной роли — Мария Голубкина, которую я на сцене раньше не видела. Оказалось, хорошая актриса, одной крови со своей героиней, что вчера закончила литературный институт, хотела писать - Толстым не стала, хотела счастья, но не узнала его голоса. Колючая, резкая, трогательная, в «Яблочном воре» Голубкина переживает так и не состоявшуюся любовь. На сцене болтается десяток телефонных трубок и шатается четверка актеров, это хор и его ретрансляторы, окружающая среда, из которой время от времени материализуются побочные персонажи: лоточники, одержимая брачной горячкой подружка, ее женихи — то экстрасенс, то летчик-космонавт. Герои же — это сама Голубкина, ее приятель по Литинституту (Михаил Дорожкин) и их одногруппник, о котором постоянно говорят, но сам он появляется лишь дважды. В самом начале (предложил поехать в кабак) — и ближе к финалу (позвал воровать в саду яблоки), после чего он исчезает и со сцены, и из жизни вообще. Но только не из ее жизни, где он всегда и пребывал так и не узнанным голосом. Эта пьеса, под названием «Все мальчишки — дураки» и под своим собственным, несколько лет назад уже шла и в Москве, и в провинции. Сегодня в ненатужной режиссуре Субботиной она звучит и свежо, и нежно, и достоверно: все мальчишки — дураки, кто бы сомневался.
Вдоль сцены стоят 3-литровые банки с маринадами, герои-филологи - выпускники Литинститута - пьют коньяки и красные вина, болтают о молодости и весне, о диаметрально противоположной судьбе первого и последнего снега (первому все так безумно рады, а от второго ждут, как бы побыстрее избавиться). В центре спектакля - тонкоорганизованная предводительница общества "Всемальдур" (Все маьчишк - дураки!), влюблённый в неё "король ларьков", а также хипповатый однокурсник-"перелётный жид". В эпизодах наличествуют радиопередающий гагарин, озабоченный экстрасенс, гастарбайтеры и пенсионер с двустволкой. Последний-то и играет ключевую роль в развязке сложной любовной истории - когда человек в костюме от Gucci грузит чужие яблоки в свой BMW. На душе грустно - как у последнего снега.
Вчера смотрела «Яблочный вор». Выбрала его, потому что это работа любимого режиссера Ольги Субботиной. Ее спектакли отличаются тем, что в них, как правило, действие происходит в настоящее время, героям лет по 35, играют молодые актеры. В результате спектакли получаются душевные, созвучные твоим мыслям и переживаниям.
Это история несостоявшейся любви. Когда-то она училась в Литературном институте, влюбилась в сокурсника и любит его до сих пор. Причем чувства ее взаимны, хотя он уже 2-ой раз женат и у него 2-е детей.
Неплохой спектакль - где-то смешной, где-то лиричный. Как-то особенно раскрывается тема ограниченности времени. Того, что так многое зависит от интуиции, от активности, от того, что мы должны что-то сделать и сделать именно в заданный отрезок времени. В этом смысле спектакль перекликается с другим спектаклем Ольги Субботиной «Половое покрытие», в финальной сцене которого звучит таже мысль: «Спешите жить».