Москва
8.8

Спектакль
Доходное место

Постановка - Сатирикон
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
Константин Райкин

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
25 марта 2003

Это было понятно еще в сентябре: весь сезон придется смотреть на ситцевые платья и смазные сапоги. В Москве взялись за Островского. Заранее предупреждали: Островского будет много. Но не до такой же степени. Только за эти две недели сыграют почти дюжину премьер. Каждый день выходят то «Весенняя сказка» и «Поздняя любовь», то «Таланты и поклонники», а то сразу два «Горячих сердца» и еще много разного. Почему Островский свалился на нас в этом году — неясно. К 180-летию со дня рождения? К 160-летию поступления в канцелярию Московского совестного суда? Лучший Островский сезона вышел, пожалуй что, в Малом — там Сергей Женовач выпустил душевнейший спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше». Но Островский в «Сатириконе» — самый симптоматичный.

Симптоматичный — потому что здоровый и надежный, «Сатирикон» менее всего подвержен психозу, эксперименту, моде и прочим проявлениям нестабильности. «Сатирикон» — сам себе доходное место, и если в здешней афише, где нет ни единого русского автора, вдруг обнаружился Островский, стало быть, он зачем-то понадобился здешней публике. Буржуазной, гладкой, с готовностью несущей сюда свои купюры (взамен получив к премьере программку на ненастоящей тысячной бумажке), а главное — самой многочисленной. Зачем он ей понадобился — вот в чем вопрос.

В сатириконовском Островском нет ни ситцевых платьев, ни смазных сапог. Мария Данилова соорудила дамам феерические шляпки, а мужчинам — вполне современные пиджаки. Нет и декораций: сценограф Борис Валуев поставил на колесики стулья, на которых не рассидишься, зато можно заниматься фигурным катанием; в финале стулья тихо, как воздушные шарики, взлетят и повиснут на полпути к колосникам. Не увидеть на сцене и премьера «Сатирикона» Константина Райкина. Он ставил спектакль: вытравливал из Островского бальзамины и чаепития с баранками; редактировал текст, изымая из него смачные анахронизмы. В сухом остатке — история, похожая на правду: о государственных чиновниках, среди которых затесался один честный малый. Прочие чиновники — взяточники, у них один на всех корпоративный кодекс чести, у каждого своя правда, а у этого юноши правда — самая правдивая: он хочет прожить жизнь честно.

Смотреть этот спектакль можно, даже заткнув уши: играют его, как говорится, зримо и выпукло. Вот обладатель «Кумира» Денис Суханов, с горящими очами и огненной шевелюрой, словно он не успел выйти из роли петуха Шантеклера, — это, стало быть, правдолюб Жадов. Вот хороший артист Юрий Лахин: достойный господин, жена его не любит — но, значит, любит другого. Вон тому противному молодому человеку достанется несимпатичная невеста. Ее хорошенькая и непосредственная сестра (дебютантка Глафира Тарханова) достанется самому Жадову. А это мамаша девушек, дама с ухватками прапорщика на плацу (Анна Якунина), — но гляди ж ты, пришла в дом к зятю и давай у него полы намывать: значит, сердце доброе. А это кто такой приплюснутый? Старый Юсов (Алексей Якубов, в другом составе — Григорий Сиятвинда). Юсов — хранитель устоев и резонер; впрочем, уболтать Жадова не ссориться с дядей ему так и не удается, зато на глазах у него посрамленный Жадов приползет назад на коленках.

Смотреть этот спектакль, заткнув уши, пожалуй, было бы даже приятнее — акустика в «Сатириконе» грубая, а артисты через одного горластые. Но публика и так довольна. Она получила, что хотела; то, что ей нужно как воздух, и то, за чем она охотится в Малом и во МХАТе, на Юго-Западе и в Марьиной Роще. Публика хочет простую и понятную историю, без фантастики и преувеличений, без титанических героев и неправдоподобных перипетий, — историю как бы про себя. Такие истории театру нужны в промышленных масштабах; их поставщиками вполне могли бы стать живые драматурги. Но сегодня одни пишут про не всем понятное, другие про неприятное, а третьи просто плохо пишут. В театрах почесали за ухом и пришли к решению: хороший драматург — мертвый драматург. Что-то будет дальше: Островский оставил после себя 38 текстов.

2
1

Отзывы

9
Ирина
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 4
11 марта 2011

Спектакль очень понравился. Актеры хоть и молодые, но играют горячо! Под конец поняла, что рука болит от того, как я сжимаю ручку кресла в переживаниях за героев. В самом деле "убило" поведение зала! Опоздания на спектакль, долгое рассаживание и ранний уход. Люди как в кино - перед титрами расходиться стали! Понимаю, пораньше в гардероб, но понимать же надо, что актеры как раз на поклоне на весь зал смотрят.....и видят (или не видят) понравилось зрителю или нет! В общем спектакль замечательный!!!

3
0
9
Сергей Сапрыкин
38 отзывов, 57 оценок, рейтинг 57
3 марта 2011

Замечательная постановка по классике и сейчас смотрится свежо и актуально. В спектакле затрагиваются серьезные вопросы: семейные и общественные ценности. Но не смотря на это нет трагичности. Скорее, весь дух постановки пронизан некой веселостью, бесшабашностью, позитивом. Замечательная игра актеров. Уверен, спектакль по достоинству оценят и заядлые театралы, и те, кто выбирается посмотреть на актерское мастерство "по праздникам".

2
0
9
Kovshik
5 отзывов, 13 оценок, рейтинг 5
10 октября 2009

Удивительно милая и добрая работа, находясь в зале чётко начинаешь понимать - что плохо, а что хорошо,что добро, а что зло. Жаль что прозрение это смывается в обычной жизни, но за сказку подаренную в Сатириконе - спасибо!

2
0
7
Пользователь Афиши №256047
16 отзывов, 31 оценка, рейтинг 19
21 июня 2010

Удивительно актуальная пьеса нестареющего классика в свете дней сегодняшних. Сказка о честности и чести, любви и преданности, богатстве и бедности и цене - то, чем мы готовы платить для того, чтобы жить - совестью или благополучием, принципами или приспособляемостью? Спектакль очень, так сказать, "рельефный" - нельзя сказать какой из героев главный. Возможно, главный тот самый абстрактный чиновник? Или наоборот - тот принципиально честный герой, любящий свою жену и работу и не готовый пойти наперекор самому себе? Кто готов поручиться хотя бы за самого себя и принять чью либо сторону? Вопросы без ответа, вопросы в зал. Лично я не готов дать честный ответ.
P.S. По-моему личному мнению, Сатирикон - это тот театр, в котором не может быть плохих работ по определению. Обожаю творчество Константина Аркадьевича и его коллег.
P.P.S. Жаль, в моем случае не был задействован Сиятвинда.(((

1
0
9
TIFFANY &CO
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 1
9 июля 2009

Реанимировав свой старый спектакль,Константин Аркадьевич,еще раз показал зрителю,свою гениальность,свое чуткое умение чувствовать время и зрителя,а также придавая значение,на первый взгляд казалось бы мелочам,на самом деле очень глубоким и серьезным вещам,очень актуальным,как тогда,так и сейчас.Чудные костюмы,а главное-замечательная игра.И очень хороший актерский состав.Все на своих местах!...Низкий поклон за такого Островского!

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все