Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка МХТ им. Чехова

7.0
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 875
оценки: 244
рейтинг: 989

На полупустой сцене только несколько электронных табло с бегущей строкой да три человека: Нильс Бор (сосредоточенный Олег Табаков, оставивший за кулисами привычное лицедейство), жена Бора Маргарет (Ольга Барнет) и его бывший ученик Вернер Гейзенберг (новый мхатовец, перешедший сюда из Театра армии, Борис Плотников). На табло надписи: «Глиптотека», «Новая гавань», «Русалочка», в конце концов, «Копенгаген» — это место действия свежей пьесы англичанина Майкла Фрейна. Время действия — сентябрь 1941 года, которым датирована загадочная встреча Бора и Гейзенберга, встреча, сыгравшая едва ли не решающую роль в истории атомного оружия. По одной версии, Гейзенберг приехал шпионить за Бором, скрываясь под маской старого друга семьи; по другой, Гейзенберг зашел в тупик в своих изысканиях и рассчитывал на помощь учителя. По третьей версии, перед Гейзенбергом стоял выбор: работать на нацистов (другой возможности заниматься наукой не представлялось) или саботировать создание ядерной бомбы, вот он и приехал к антифашисту Бору услышать его мнение. Фрейн не настаивает ни на одной из версий, но в финале упоминает два факта: немцы до конца Второй мировой таки не создали ядерной бомбы — в то время как пацифист Бор работал над бомбой, которую сбросили на Хиросиму.

Мне скажут, что на этом спектакле мхатовский зал полон лишь наполовину, еще скажут, что три часа разговоров о квантовой теории, циклотронах, принципе неопределенности, принципе дополнительности и различиях урана-235 и урана-238 для одного спектакля слишком много. Все так, но разговоры про циклотроны нанизаны на почти детективную историю и, ей-богу, даже они по-настоящему захватывают. К тому же сама речь артистов, неторопливая и осмысленная, совершенно великолепна — такую больше нигде не услышишь. По всему выходит, что «Копенгаген» в постановке Миндаугаса Карбаускиса — один из лучших спектаклей МХАТа в этом сезоне. В некотором смысле это даже не спектакль, а гуманитарная акция. Прийти на «Копенгаген» должна бы растерянная и деклассированная интеллигенция, которой из всех развлечений только и остались, что симфонические концерты и программа «Гордон». Теперь есть «Копенгаген». Самые дорогие билеты на спектакль, кстати говоря, ниже мхатовской нормы — 450 рублей.

2
0
...
4 мая 2003
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Елизавета
Фото Елизавета
отзывы: 742
оценки: 1108
рейтинг: 544

Два раза ходила на этот спектакль, и оба раза с начала до конца не могла оторвать глаз и ушей от этого чуда - старой-старой истории про атомную бомбу, а в сущности, истории про спасенное человечество. Табаков и Барнет, Табаков и Плотников - сходятся, расходятся во взглядах, но неизменно уважают друг друга, и это покоряет, обезоруживает. Такая общность людей действительно бывает в профессиональных кругах, и такие супружеские пары тоже бывают, но здесь веришь в важность происходящего до того, что при разговоре супругов Бор о погибщем сыне я чуть не разревелась.
Отличные декорации, очень хорошо помогают действию, особенно бегущая по разным табло строка.
Трубка Табакова - символ спектакля, ведь хотя говорят про войну, главное для героев это спасенный учителем и его учеником мир - и пока мир на Земле есть, трубка Табакова будет об этом напоминать - кстати, в зале чувствуется табачный аромат - очень так славно, ничуть не неприятно.

2
0
...
31 августа 2004
Фото egortut
Фото egortut
отзывы: 199
оценки: 267
рейтинг: 328
5

очень нудный, долгий, скучный спектакль, особенно если вы не физик или хотя бы в школе у вас было по физике ниже 4ки. Плюс только с декорациями, интерессное решение

1
0
...
27 февраля 2010
Фото Anabena
Фото Anabena
отзывы: 39
оценки: 170
рейтинг: 84
5

При всем моем беспредельном уважении к режиссеру отдельно и к актерскому составу, спектакль не понравился. Табакову явно тяжеловато тянуть монологи, в середине партера его уже практически не слышно. Эта интереснейшая история на сцене вышла абсолютно сухой и эмоционально выхолощенной. За три часа действия - ни намека на оживление. От начала и до конца сплошная монотонность... Была разочарована и откровенно скучала...

1
0
...
16 ноября 2008
Фото pepperstain
Фото pepperstain
отзывы: 57
оценки: 60
рейтинг: 69
7

Попадись эта пьеса на глаза режиссеру Эльдару Рязанову, точно снял бы байопик «Гейзенберг. Жизнь без любви». А индус Найт Шьямалан, чего доброго, смастерил бы триллер «Таинственный Бор». Но, слава богу, это пока не кино, и историю встречи двух известных физиков в самом начале Второй мировой войны можно рассказать вот так – достаточно камерно, разложив на несколько театральных голосов. В атмосфере, близкой к стерильной метафоре, которая для этой герметичной вещи подходит как нельзя лучше.

В пьесе много физики, но она не сложнее, чем светская беседа о разумном, вечном и Большом адронном. С помощью коллайдера, кстати, можно описать сюжетную пружину спектакля: столкновение двух тел, имеющих большой вес в современной науке, и волей истории ставших врагами – датчанина Бора и немца Гейзенберга. Их играют народный Олег Табаков и заслуженный Борис Плотников, более известный как доктор Борменталь из экранизации «Собачьего сердца».

Тандем «Бор и Борменталь» почти в одиночку держит на себе почти трехчасовое сценическое действо. В помощь им дана только одна женщина – миссис Бор, присутствие которой оправдывает научно-популярный (с ударением на последнее слово) язык, на котором мужчины рассуждают о расщеплении ядра, квантовой теории и физике Эйнштейна. Еще раз повторюсь: даже те, кто совсем «не копенгаген» во всех этих преметах, «Копенгаген» смотрят с подлинным интересом. В общем – рекомендую.

0
0
...
7 декабря 2009
Фото almodavaro
Фото almodavaro
отзывы: 42
оценки: 42
рейтинг: 57
9

Браво мастерам Табакову и Плотникову! Браво! Игра на высшем уровне. Да, много физики в тексте, да, нет экшена, как многие, видимо, привыкли, но зато какой полёт человеческой мысли, чувств, какая острота взаимоотношений и тонкая передача атмосферы действа! Этот спектакль не для всех, люди, не привыкшие к театру, этот спектаклю не оценят. Лично я пойду на него второй раз.

0
0
...
9 апреля 2012
Фото Ksenia Fr
Фото Ksenia Fr
отзывы: 50
оценки: 62
рейтинг: 39
7
Отличный спектакль не для всех

Умная тонкая постановка, несколько неожиданная для большой сцены МХТ. В последнее время здесь делают ставку на масштабные музыкально-комедийные экзерсисы, то a la мюзикл, то с политическими намеками, а то вместе взятое.

Вот и получается: люди приходят в ожидании привычной развлекухи, это раз, и на громкие имена, это два: Борис Плотников, Ольга Барнет, а прежде всего, конечно, Олег Табаков - состав сильный. А тут вдруг - про серьезные вещи, про ответственность человека перед собой и обществом, уж простите за пафосные слова, про взаимоотношения между людьми: учителем и учеником, коллегами-соперниками, друзьями, супругами, наконец.

Так что да, кто-то уходит в антракте, кто-то громко и возмущенно недоумевает в гардеробе после спектакля. Что ж, каждому свое. Я вот тоже недоумеваю: неужели сложно прочитать перед походом в театр хотя бы аннотацию?

А спектакль отличный. Умный. Многослойный. Без внешних эффектов, очень лаконичный, даже скупой - но это ему только в плюс.

1
0
...
18 марта 2013
Фото 1911
Фото 1911
отзывы: 38
оценки: 69
рейтинг: 33
5

Так стремилась попасть на этот спектакль, идет редко, один раз его отменили, сдавала билет. А спектакль не понравился. Действительно прекрасные актеры и режиссер, но досмотреть не смогла. Второй раз в жизни ушла cо спектакля после антракта. Все затянуто, сюжет волнует очень мало, нет в нем "жизни" (хотя может быть постановщики этого и добивались, ведь действие происходит "на том свете").

0
0
...
13 сентября 2009
Фото Irina Se
Фото Irina Se
отзывы: 43
оценки: 55
рейтинг: 26
7

Пара цитат с офф.сайта:
Основное событие пьесы «Копенгаген» — приватная встреча выдающихся ученых-физиков Нильса Бора и Вернера Гейзенберга, случившаяся в разгар Второй мировой войны и оказавшая влияние не только на развитие науки, но и на расстановку враждующих политических сил мира. Сами участники встречи даже после своей «физической смерти» пытаются постигнуть смысл свидания, случившегося в далеком прошлом. Фрейн написал драматическую дуэль, исполненную характерным для него философским юмором.
И еще, соль пьесы, как мне кажется:
Стиль Майкла Фрейна — сплав интеллектуального напряжения, занимательности и острого юмора.

В принципе этим уже всё сказано. Я сознательно шла "на Табакова". Хочется успеть увидеть максимум старой гвардии, дай бог им долгих лет жизни) Табаков мне понравился. Очень похож на моего дедушку, такой же пожилой, седой и энергичный. И голос Матроскина меня не преследовал - это очень хорошо)
Перед началом спектакля женщина, которая продает программки, предлагала зрителям пересаживаться поближе на свободные места.
- Почему? - спросили две пожилые зрительницы.
- Ну, спектакль такой философский, молодежи на него мало ходит.
Основной контингент, и вправду, были люди за 40. А после антракта зрительские ряды заметно поредели.
Спектакль сложный. Длится 2:50 и требует постоянного напряжения мысли, острого внимания к диалогам. Сюжета как такового нет, но очень много ценных мыслей о жизни, семье, родине. И все это вплетено в разговоры о физике, о расщеплении атома, частицах, атомной бомбе...

Поразила семейная идиллия Нильса Бора. Гейзельберг им по-хорошему завидует. Их симбиоз заметен в жестах, взглядах, фразах, обращенных к другу другу нарочно или мимоходом. Маргарет - верная соратница своего ученого мужа: перепечатывает статьи, выслушивает его рассуждения "простым понятным языком". У них 5 детей. И когда Нильс отправляется в поход "подумать о физических материях", а на руках у Маргерет недельный младенец - она не говорит ни слова. Спустя десятилетия Бору самому странно слышать об этом, но она не упрекает, а констатирует факт. У нее своё видение происходящего, четкие и меткие обозначения, хорошая память на имена и события. И невыразимая грусть, когда вспоминают погибших сыновей.

Гейзельберг - друг или враг? Физик, работающий в нацистской Германии. И во время Второй Мировой сложно обойти эту тему. Война - всюду, война - зараженный воздух Европы. Гейзельберг с одной стороны гордится своими карьерными достижениями, с другой - немного стыдится фашистского произвола. Но он патриот свое Родины, которую, как и мать, не выбирают.

Основной же вопрос пьесы - нравственный. Буквально: если не создашь атомную бомбу ты, ее создаст кто-нибудь другой. И это самая большая головная боль двух физиков. Их причастность и непричастность к этому. Для ученого подобное открытие - это потрясающе, наверное. Но практическое применение оружия массового поражения - это катастрофа. Кто-то жалеет, что не успели сбросить бомбу на Гитлера, кто-то скорбит о Хиросиме и Нагасаки, но равнодушных в этом вопросе быть не может.

Декорации - весьма аскетичные. Никогда я не сидела так близко в партере и не видела настолько пустой и глубокой сцены, где только герои да электронные табло на лесах. Ощущение "понарошку" не отпускало, когда герои пили чай из пустых чашек и наливали вино из пустой бутылки)

Судя по картинкам в инете - спектакль идет в питерском БДТ с Басилашвили в главной роли. Информация для интересующихся, так сказать)

0
0
...
1 октября 2009
Фото Ваневичус
Фото Ваневичус
отзывы: 24
оценки: 18
рейтинг: 20
5

Вчера отправился на прославленный в прессе и отзывах спектакль "Копенгаген" МХТа им. Чехова, очень хотел посетить. Не получилось: спектакль отменили. Вот так я сходил на "Копенгаген".

0
0
...
13 апреля 2013
Фото Сыч
Фото Сыч
отзывы: 5
оценки: 14
рейтинг: 17
9

Ставлю такую оценку лишь как физик-ядерщик, ибо этот спектакль явно тяжело воспринимается простыми смертными, кто не знаком не только с квантовой механикой, но и просто с атомной или ядерной физикой.
Спектакль, безусловно, о людях. О людях, что твоирили науку в первой половине, в 20х и 30х годах ХХ века, о тех ,кто создавал ядерную бломбу и об ответственности, что лежала на них.
Спекстакль немножечко затянут, но всё, безусловно зависит от того, на сколько вы втянетесь в игру актёров.
В общем пятрку тут заслужили актёры, своей великолепной игрой, заставляющие нас поверить, что они так же переживают всё происходящее, как Бор и Гейзенберг 70 лет назад.

3
0
...
12 апреля 2009
Фото Иван
Фото Иван
отзывы: 11
оценки: 38
рейтинг: 16
9

Пьеса в двух действиях

Перевод с английского — Зоя Андерсон
Сценическая редакция — Александр Попов

Нильс Бор - Олег Табаков
Маргарет Бор - Ольга Барнет
Вернер Гейзенберг - Борис Плотников

Режиссер-постановщик — Миндаугас Карбаускис
Художник-постановщик — Александр Боровский
Художник по костюмам — Светлана Калинина
Художник по свету — Дамир Исмагилов

На мой взгляд некое научное исследование в которым исследователями выступают два выдающихся учёных двадцатого столетия Нильс Бор и Вернер Гейзенберг. При этом исследуемым объектом являются сами учёные и собственно их встреча в 1941ом в Копенгагене, когда Гейзенберг неожиданно приехал в оккупированную Данию с целью поговорить с Нильсом Бором. О чём? Именно на этот вопрос и отвечают актёры в этом спектакле. При этом это не просто излоджение событий или взаимоотношений. Это именно исследование - с выдвижением гипотез, теорий и конечно несколькими опытами. Параллельно актёры отвечают на фундаментальные вопросы для человека и для учёного. Что есть человек? Несёт ли ответственность учёный за жизни людей, которые пострадали от его изобретений? Как устроена вселенная и кто в ней мы? И самый страшный, самый ужасный по своим последствиям опыт показан в конце. Что было бы, если бы был задан простой вопрос одним учёным другому? На мой взгляд трудно прогнозировать даже это. И не всё так однозначно. Интересен так же женский, эмоциональный взгляд на события.
Итог - потрясающий спектакль. Великолепная игра актёров в совокупности с изысканным научным диспутом двух величайших учёных в исполнении одних из величайших актёров.

Во время спектакля оборвался тросс декорации и с неё чуть было на голову Табакову не свалилась пишущая машинка. Я вздрогнул. Оторвать бы руки некоторым работникам театра.

1
0
...
29 декабря 2009
Фото Макс
Фото Макс
отзывы: 6
оценки: 5
рейтинг: 7
9

Спектакль не для всех.И не потому, что в длинных монологах двух великих физиков много непонятного.А потому, что если Вы пришли на этот спектакль, то готовьтесь думать.Если думать не умеете, то лучше не ходите.Актеры великолепны.Все трое стоят друг друга и почти 3 часа держат зал в напряжении своей великолепной игрой.Да спектакль длинный, да декорации бедноваты. Но здесь вообще не нужно никаких декораций, ибо произведение настолько глубокое и затрагивает такие тонкие материи, что на остальное не хочется даже обращать никакого внимания. Оба великих физика стали заложниками своего времени и не были хозяевами своей судьбы, но в их руках была судьба всего человечества. Гейзельберг невольно стал пособником нацистов в глазах своих коллег-физиков и учителя Бора.А Бор вольно или невольно стал одним из создателей ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму.Все действие спектакля вертится вокруг одного вопроса, заданного Гейзельбергом Бору. Имеет ли моральное право физик-теоретик применять свои знания в практической сфере?Оба ответили на этот вопрос положительно, но у одного получилось, а у другого нет.А вот что получилось, зачем и для чего? На эти вопросы они похоже не могли ответить до самой своей смерти, хотя оба были великими.Философия, моральные вопросы, человеческие судьбы.Все переплелось и смешалось. И возможно для них намного легче было совершить свои открытия в физике, чем ответить на простые и понятные вопросы, которые задавала им жизнь.Поразила также жена Нильса Бора. Несомненно ей он обязан половиной своих открытий и славы, как минимум. Такое понимание и отношение со стороны женщины, на долю которой выпало много испытаний, очень трудно встретить в жизни.Нильсу Бору повезло, он вытянул свой счастливый билет и хранил его до самой смерти.В общем если Вы жаждете интеллектуального театрального действа и хотите замечательно провести вечер, то приходите в МХТ и наслаждайтесь.И главное думайте, а прекрасный коллектив, создавший этот, по побоюсь этого слова, шедевр, Вам в этом поможет.

2
0
...
26 октября 2009
Фото Tender is the Night
Фото Tender is the Night
отзывы: 5
оценки: 11
рейтинг: 2
9

Если честно, то это одно из самых удивительных театральных впечатлений, которые у меня когда-либо было.
В БДТ играет Олег Басилашвили, и от одного него замирает сердце.
Весь спектакль сидишь в умственном напряжении, пытаясь успевать за ходом разговоров актеров.
Выходишь, как после интереснейшей лекции по истории 20 века, психологии человеческих отношений, практической работы по физике... с необыкновенным ощущением умстенной удовлетворенности.. а также желанием посмотреть этот спектакль еще несколько раз, чтобы понять до конца.

0
0
...
27 декабря 2007
Фото Алексей Юпитов
Фото Алексей Юпитов
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

Волшебная формула "Фрейн + Копенгаген + литовский режиссер + Табаков, Плотников + МХТ" не дала нового вещества.
Неплохая - веселая и трагичная - пьеса, которую можно разглядеть сквозь постановку, обладает уникальными достоинствами. Во-первых, Фрейну удалось подать обсуждаемый физиками атомный материал так, что зрителю не составит труда отличить уран 235-й от 238-го. Во-вторых, если этот текст «отскакивает от зубов», он становится блестящим фоном человеческой комедии, ровно таким же, как сленг сантехников и вахтеров. В-третьих, Фрейн писал текст с явным пониманием того, что такое русский язык и русский юмор.
В театре принцип Гейзенберга не работает. Если есть пьеса, то должен быть режиссер. Иначе спектакля нет. Наивно сетовать на плохую слышимость Олега Павловича (показавшего нам чудный тембр, но ни единого слова), на непонимание Бориса Григорьевича, куда здесь ходить, если они, как подлинные актеры, не получили соответствующих сценических задач, не разработали оценок, не вытянули из текста подтекст и т.д. Все это - во власти и обязанности режиссера, которого не было. Вот не было, и все! Одна прекрасная фамилия, которая ему не подходит.
Хотя, если бы на «Копенгаген» пришли любители Матроскина или хотя бы почитатели Борменталя, они бы досидели до конца.
Прошу немедленно снять спектакль.

0
0
...
6 января 2010