Москва
7

Спектакль
Копенгаген

Постановка - МХТ им. Чехова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Олег Табаков и Борис Плотников играют ученых-ядерщиков, дискутирующих в разгар Второй мировой.
Драматический
12+
Миндаугас Карбаускис
2 часа 50 минут, 1 антракт

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
4 мая 2003

На полупустой сцене только несколько электронных табло с бегущей строкой да три человека: Нильс Бор (сосредоточенный Олег Табаков, оставивший за кулисами привычное лицедейство), жена Бора Маргарет (Ольга Барнет) и его бывший ученик Вернер Гейзенберг (новый мхатовец, перешедший сюда из Театра армии, Борис Плотников). На табло надписи: «Глиптотека», «Новая гавань», «Русалочка», в конце концов, «Копенгаген» — это место действия свежей пьесы англичанина Майкла Фрейна. Время действия — сентябрь 1941 года, которым датирована загадочная встреча Бора и Гейзенберга, встреча, сыгравшая едва ли не решающую роль в истории атомного оружия. По одной версии, Гейзенберг приехал шпионить за Бором, скрываясь под маской старого друга семьи; по другой, Гейзенберг зашел в тупик в своих изысканиях и рассчитывал на помощь учителя. По третьей версии, перед Гейзенбергом стоял выбор: работать на нацистов (другой возможности заниматься наукой не представлялось) или саботировать создание ядерной бомбы, вот он и приехал к антифашисту Бору услышать его мнение. Фрейн не настаивает ни на одной из версий, но в финале упоминает два факта: немцы до конца Второй мировой таки не создали ядерной бомбы — в то время как пацифист Бор работал над бомбой, которую сбросили на Хиросиму.

Мне скажут, что на этом спектакле мхатовский зал полон лишь наполовину, еще скажут, что три часа разговоров о квантовой теории, циклотронах, принципе неопределенности, принципе дополнительности и различиях урана-235 и урана-238 для одного спектакля слишком много. Все так, но разговоры про циклотроны нанизаны на почти детективную историю и, ей-богу, даже они по-настоящему захватывают. К тому же сама речь артистов, неторопливая и осмысленная, совершенно великолепна — такую больше нигде не услышишь. По всему выходит, что «Копенгаген» в постановке Миндаугаса Карбаускиса — один из лучших спектаклей МХАТа в этом сезоне. В некотором смысле это даже не спектакль, а гуманитарная акция. Прийти на «Копенгаген» должна бы растерянная и деклассированная интеллигенция, которой из всех развлечений только и остались, что симфонические концерты и программа «Гордон». Теперь есть «Копенгаген». Самые дорогие билеты на спектакль, кстати говоря, ниже мхатовской нормы — 450 рублей.

2
0

Отзывы

9
Сыч
5 отзывов, 14 оценок, рейтинг 17
12 апреля 2009

Ставлю такую оценку лишь как физик-ядерщик, ибо этот спектакль явно тяжело воспринимается простыми смертными, кто не знаком не только с квантовой механикой, но и просто с атомной или ядерной физикой.
Спектакль, безусловно, о людях. О людях, что твоирили науку в первой половине, в 20х и 30х годах ХХ века, о тех ,кто создавал ядерную бломбу и об ответственности, что лежала на них.
Спекстакль немножечко затянут, но всё, безусловно зависит от того, на сколько вы втянетесь в игру актёров.
В общем пятрку тут заслужили актёры, своей великолепной игрой, заставляющие нас поверить, что они так же переживают всё происходящее, как Бор и Гейзенберг 70 лет назад.

3
0
9
Макс
6 отзывов, 5 оценок, рейтинг 7
26 октября 2009

Спектакль не для всех.И не потому, что в длинных монологах двух великих физиков много непонятного.А потому, что если Вы пришли на этот спектакль, то готовьтесь думать.Если думать не умеете, то лучше не ходите.Актеры великолепны.Все трое стоят друг друга и почти 3 часа держат зал в напряжении своей великолепной игрой.Да спектакль длинный, да декорации бедноваты. Но здесь вообще не нужно никаких декораций, ибо произведение настолько глубокое и затрагивает такие тонкие материи, что на остальное не хочется даже обращать никакого внимания. Оба великих физика стали заложниками своего времени и не были хозяевами своей судьбы, но в их руках была судьба всего человечества. Гейзельберг невольно стал пособником нацистов в глазах своих коллег-физиков и учителя Бора.А Бор вольно или невольно стал одним из создателей ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму.Все действие спектакля вертится вокруг одного вопроса, заданного Гейзельбергом Бору. Имеет ли моральное право физик-теоретик применять свои знания в практической сфере?Оба ответили на этот вопрос положительно, но у одного получилось, а у другого нет.А вот что получилось, зачем и для чего? На эти вопросы они похоже не могли ответить до самой своей смерти, хотя оба были великими.Философия, моральные вопросы, человеческие судьбы.Все переплелось и смешалось. И возможно для них намного легче было совершить свои открытия в физике, чем ответить на простые и понятные вопросы, которые задавала им жизнь.Поразила также жена Нильса Бора. Несомненно ей он обязан половиной своих открытий и славы, как минимум. Такое понимание и отношение со стороны женщины, на долю которой выпало много испытаний, очень трудно встретить в жизни.Нильсу Бору повезло, он вытянул свой счастливый билет и хранил его до самой смерти.В общем если Вы жаждете интеллектуального театрального действа и хотите замечательно провести вечер, то приходите в МХТ и наслаждайтесь.И главное думайте, а прекрасный коллектив, создавший этот, по побоюсь этого слова, шедевр, Вам в этом поможет.

2
0
?
Елизавета
738 отзывов, 5163 оценки, рейтинг 586
31 августа 2004

Два раза ходила на этот спектакль, и оба раза с начала до конца не могла оторвать глаз и ушей от этого чуда - старой-старой истории про атомную бомбу, а в сущности, истории про спасенное человечество. Табаков и Барнет, Табаков и Плотников - сходятся, расходятся во взглядах, но неизменно уважают друг друга, и это покоряет, обезоруживает. Такая общность людей действительно бывает в профессиональных кругах, и такие супружеские пары тоже бывают, но здесь веришь в важность происходящего до того, что при разговоре супругов Бор о погибщем сыне я чуть не разревелась.
Отличные декорации, очень хорошо помогают действию, особенно бегущая по разным табло строка.
Трубка Табакова - символ спектакля, ведь хотя говорят про войну, главное для героев это спасенный учителем и его учеником мир - и пока мир на Земле есть, трубка Табакова будет об этом напоминать - кстати, в зале чувствуется табачный аромат - очень так славно, ничуть не неприятно.

2
0
7
Ksenia Fr
50 отзывов, 62 оценки, рейтинг 47
18 марта 2013
Отличный спектакль не для всех

Умная тонкая постановка, несколько неожиданная для большой сцены МХТ. В последнее время здесь делают ставку на масштабные музыкально-комедийные экзерсисы, то a la мюзикл, то с политическими намеками, а то вместе взятое.

Вот и получается: люди приходят в ожидании привычной развлекухи, это раз, и на громкие имена, это два: Борис Плотников, Ольга Барнет, а прежде всего, конечно, Олег Табаков - состав сильный. А тут вдруг - про серьезные вещи, про ответственность человека перед собой и обществом, уж простите за пафосные слова, про взаимоотношения между людьми: учителем и учеником, коллегами-соперниками, друзьями, супругами, наконец.

Так что да, кто-то уходит в антракте, кто-то громко и возмущенно недоумевает в гардеробе после спектакля. Что ж, каждому свое. Я вот тоже недоумеваю: неужели сложно прочитать перед походом в театр хотя бы аннотацию?

А спектакль отличный. Умный. Многослойный. Без внешних эффектов, очень лаконичный, даже скупой - но это ему только в плюс.

1
0
9
Иван
11 отзывов, 38 оценок, рейтинг 16
29 декабря 2009

Пьеса в двух действиях

Перевод с английского — Зоя Андерсон
Сценическая редакция — Александр Попов

Нильс Бор - Олег Табаков
Маргарет Бор - Ольга Барнет
Вернер Гейзенберг - Борис Плотников

Режиссер-постановщик — Миндаугас Карбаускис
Художник-постановщик — Александр Боровский
Художник по костюмам — Светлана Калинина
Художник по свету — Дамир Исмагилов

На мой взгляд некое научное исследование в которым исследователями выступают два выдающихся учёных двадцатого столетия Нильс Бор и Вернер Гейзенберг. При этом исследуемым объектом являются сами учёные и собственно их встреча в 1941ом в Копенгагене, когда Гейзенберг неожиданно приехал в оккупированную Данию с целью поговорить с Нильсом Бором. О чём? Именно на этот вопрос и отвечают актёры в этом спектакле. При этом это не просто излоджение событий или взаимоотношений. Это именно исследование - с выдвижением гипотез, теорий и конечно несколькими опытами. Параллельно актёры отвечают на фундаментальные вопросы для человека и для учёного. Что есть человек? Несёт ли ответственность учёный за жизни людей, которые пострадали от его изобретений? Как устроена вселенная и кто в ней мы? И самый страшный, самый ужасный по своим последствиям опыт показан в конце. Что было бы, если бы был задан простой вопрос одним учёным другому? На мой взгляд трудно прогнозировать даже это. И не всё так однозначно. Интересен так же женский, эмоциональный взгляд на события.
Итог - потрясающий спектакль. Великолепная игра актёров в совокупности с изысканным научным диспутом двух величайших учёных в исполнении одних из величайших актёров.

Во время спектакля оборвался тросс декорации и с неё чуть было на голову Табакову не свалилась пишущая машинка. Я вздрогнул. Оторвать бы руки некоторым работникам театра.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все