Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.1

Спектакль
Оркестр

Постановка - Небольшой драматический театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
В основе спектакля лежит интеллектуальная пьеса Жана Ануя, которая, впрочем, служит лишь предлогом для данного сценического повествования — спектакль выходит далеко за рамки написанного. Действие разворачивается в послевоенной Франции, на некоем заштатном курорте, постояльцев которого призван развлекать небольшой оркестр. При оркестре обитает местный сумасшедший Маню. Он болен театром. В его голове разворачивается десяток историй, музыканты же служат глиной, из которой он лепит своих героев. Каждый из оркестрантов рассказывает трагические эпизоды своей жизни, заново проживая их перед зрителями. Но это не просто история одного оркестра, это история всего человечества, причем преподнесенная нам под увеличительным стеклом, во всей своей правде и неприглядности. Любовь и ревность, молодость и старость, здравие и болезнь, мир и война, жизнь и смерть — всех тем не перечислить. Языком театра нам рассказывают о нас самих, языком танца выражают эмоции, языком музыки будят наши чувства. В «Оркестре» есть все: от самого неправдоподобного до исключительно реального, такого реального, что невольно оглядываешься — не был ли этот Эренбург тем соседом, которому давным-давно ты совершенно случайно рассказал свою историю? «Оркестр» — это набор таких вот узнаваемых историй. Узнаваемых и принимаемых слишком близко к сердцу. Присмотритесь к этому оркестру — и вы отыщете там себя. Жанр спектакля, поэтически обозначенный театром как «печаль в ритме чардаш», в реальности — все тот же трагифарс, чья природа наиболее близка НДТ.
  • Оркестр – афиша
  • Оркестр – афиша
  • Оркестр – афиша
  • Оркестр – афиша
Драматический
18+
Лев Эренбург
2 часа 45 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Anastasia_Stavrogina
163 отзыва, 225 оценок, рейтинг 269
21 марта 2009

Появляются иногда театральные труппы, спектакли которых вызывают либо стойкое привыкание, либо органическое отвращение, и эти ребята -- как раз из таких. Я не слышала ни разу ни одной рецензии, которая оценивала бы постановки этого театра как "посредственные" или "миленько, но...".
Почти все, что они делают так или иначе трагифарс. Я же регариую и на другие жанры, в состоянии воспринимать и светлую грусть и прочее, но уж очень часто жизнь оказывается такой, что сначала предаешься жалости к самому себе, а потом уже нет сил этим заниматься, и начинаешь над этим ржать. А, насмеявшись, просто продолжаешь жить дальше, потому что "никто не может быть вечно слабым".
Почему-то мне не кажется нужным (хотя и представляется возможным) анализировать эту постановку.
У каждого оркестранта своя история. Косенькая девственница средних лет живет с матерью и тешит себя воспоминаниями о том, как маэстро однажды посмотрел на нее в антракте, но после второго действия умер. Ее же героине принадлежат дивные монологи: "Ах, ты, маленькая, убогая давалка! Реши для себя раз и навсегда -- не давать! И вот ты сегодня не даешь, завтра не даешь, послезавтра не даешь, а потом все и так знают, что здесь (голос срывается на писк) -- НЕ ДАЮТ!". И "Мама, я хочу белого платья!".
Любвеобильная француженка оставила свою дочь на попечение своей матери, чтобы быть с очередным любовником, потому что она, по собственному же заявлению, принадлежит к тому типу женщин, которые без мужчин не могут. Сейчас живет с русским солдатом, пьянчугой, который ее бьет. Но она, ясное дело, силится доказать, что он прекрасен и удивителен.
Сюзанна -- любовница единственного мужчины в оркестре, Леона, арфиста, который, впрочем, не может быть с ней, потому что у него -- парализованная жена, которую сообщение о его уходе может убить. Застрелится в туалете.
Леон разрывается между женщинами. Слаб и труслив.
Мадам Арданс, директор оркестра, стильная и сильная, сухая и сексапильная, старается не допустить всеобщего развала, но пристает к Леону и считает Сюзанну истеричкой. Вдова. Муж был первой скрипкой. После его смерти чувствует себя свободной и счастливой.
У Анны-Мари Прюне случился выкидыш, когда она узнала о гибели мужа на фронте, и после этого говорить она стала с трудом.
Еще есть беременная девочка, которая замужем за каким-то Эдмоном, живот к концу спектакля рассыпается пеплом, но я бы сказала, что она -- самый не выписанный персонаж.
А, ну еще пара гомосексуалистов, работодатель оркестра и его друг, которые хотели бы и ребенка усыновить, и вообще терпят какие-то размолвки.
И 2 инвалида, один без рук, другой без ног, которые смотрят на двух монахинь, которые моют пол ("Кошка любит подслушивать детские сказки").
Там еще масса вводных историй и вставок, почти все актеры играют несколько ролей, для них участие в такой постановке, на мой взгляд, настоящий подарок.
Человеческие (в особенности женские, потому что пьеса не менее феминистская, чем "В Мадрид! В Мадрид!") типы представленны гротескно, но, в то же время жизненно и узнаваемо.
Действие столь красочно по переживаниям, когда в крохотных миниатюрах герои вольны сильно меняться, прекрасная возможность оценить диапозон каждого. Просто отличный спектакль.

2
1
1
Peter Romanov
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 0
6 декабря 2016

Какая же пошлятина! Смотреть на эти кривляния местами даже противно. Сказать, что спектакль не о чем-значит попасть в точку! Сравнивать это "действо" с выложенным на ютьюбе одноименным спектаклем Челябинского театра, это как сравнить кучу навоза с великолепным розовым кустом: что-то общее есть, но такое далекое...
Когда насилие над произведением достопочтимого Ж.Ануя на сцене достигло грани между просто кривлянием и идиотизмом, зрители начали массово покидать зал. Вначале по два-три человека, а потом уже целыми рядами! До антракта, по моим подсчетам, только из партера, не выдержав мучений, зал покинуло около 135 человек.... Это ли не фиаско? Очень жаль потраченного времени, и конечно же, денег. Надеюсь, актерам и режиссеру, стало хоть немножечко стыдно за такой "театр". Назвать этот уровень низким - не поворачивается язык, скорее речь идет о полном его отсутствии. В школе, на коленке, ставятся спектакли куда лучше и глубже.

1
1
9
Марфа Некрасова
43 отзыва, 50 оценок, рейтинг 100
22 ноября 2008

В «Окестре» по Жану Аную девушки-музыканты и один пианист сидят на больничных стульчиках, одетые нарочито нарядно, слегка по-парижски, но старомодно и невыиграшно, синхронно танцуют под кан-кан сидя. Их движения просты, но пафосны и значительны, со всей возможной страстью, и в этих движениях, изображающих игру на инструментах, (трагичнее с каждым разом), вся их обреченность, все их желания выйти замуж или хотя бы кому-то отдаться. Кисть, будто держащая скрипку. Поворот головы, будто зажатие скрипки. Вторая кисть, будто держащая смычок. Сейчас начнется! И тут… Хлопок по коленкам. Левая нога в сторону. Рука с криком между ног. Еще. Кистью отрезают голову. Еще. Привстали. Бедра. Рука вперед. Поклон. И пусть это будет вышибала, пусть пьяный русский, пусть муж, который говорит садиться куда угодно, только «мозги не еби», пусть пианист из оркестра с парализованной женой, от которой можно спрятаться только на час в гостинице на окраине города. Каждой девушке хочется музыки и любви. Настоящая музыка для настоящих людей, а не для страдающих запорами (по пьесе) или для даунов и летчиков с оторванными конечностями (по Эренбургу) и настоящая любовь с готовностью умереть друг за друга здесь невозможны, но у каждой что-то подобное было, правда, сейчас от этого осталась лишь возможность рассказать об этом. Пьеса вкрыта, вспорота, и все ее внутренности наружу и вперемежку, нам. Персонажи, появлявшиеся в пьесе мимолетом из уст героинь здесь из плоти и крови, есть с ног до головы выдуманные режиссером герои, слова Ануя дополнены, и в той же тональности. Тут каждый готов пойти в сортир и застрелиться (он тут, рядом, на сцене, справа от оркестра). Тут каждый считает себя великим, а всех остальных хочет, и их же явно тайно ненавидит. В пьесе они играют на скрипках, контрабасе, виолончеле, альте, флейте и пианино. Тут - на нервах. Мучают себя и всех, вытворяя это гомерически смешно. У одной темные очки, потому что она косая, у другой, потому что он ее бьет, и одна другую целует взасос, а Пианист при удобном случае будто бы случайно трогает Директрису Оркестра. Придуманный Маню, «счастливый безумец» еле ходящий, с трясущимися руками признется в любви к придуманной так же Санитарке словами из «Песни песней», а она от этого ревет, как же так, ее только и любит, что безнадежный пациент. Мсье Лебонс, директор заведения грустно констатирует своему Морису (придуман) в шелковом черном халате: «Тебя не было до пяти утра». Косая Патриcия у Ануя трогательно рассказывает про заботу о матери с лишением ее сладкого, Эренбург выводит на сцену саму мать, мечущуюся в уборной: «Сука косая! Не запирай меня в сортире!». Все укрупнено, и все на грани гротеска, и происходит действие во французской деревушке, или в Питере с девушками, мнящими себя француженками, или во всем мире, je ne sais pas.

1
1
7
Елена Савицки
11 отзывов, 16 оценок, рейтинг 15
10 апреля 2008

Лев Эренбург смотрит на жизнь, или по крайней мере сцену с точки зрения пессимиста, вылавливая из этой самой жизни все самое грустное, грубое и больное. В "Оркестре" речь идет о людях в безвыходном положении. Они во многом не сами виноваты в сложившейся ситуации, а жизнь, рок, судьба и проч. Режиссер показывает молодого человека с физическими и умственными дефектами, мужчину, любящего парализованную жену, косую старую деву, вдову с неприятной судьбой, двух очаровательных геев и прочих лиц. И показывает так, что хочется или расплакаться или убиться. В конце спектакля надежда на нечто светлое совсем пропадает, остается шок и грусть. К таким постановкам можно относиться по-разному: любить, ненавидеть, но мощнейшие ощущения и эмоции будут. Какие, выбрать самому.

0
1

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все