Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Балет в Санкт-Петербурге
Сильфида

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
О спектакле
Манифест балетного романтизма, «Сильфида» была создана в 1832 году хореографом Филиппом Тальони для его дочери, Марии Тальони, и стала одним из главных спектаклей ее жизни, открывшим ей путь к признанию, сделавшим ее имя легендарным. В этом балете она впервые поднялась на пуанты не ради удивления публики, а во имя художественной идеи: едва касаясь сцены кончиками пальцев, она создавала образ девы воздуха, зовущей прочь от земли, от прозы быта. Легкая, утонченная Тальони, словно преодолевая силу земного притяжения, своим танцем воплощала мир грез. Воздушность ее танца подчеркивал и костюм: летящий газовый тюник создавал ощущение невесомости, а белый цвет открытого платья подчеркивал свободу от земных страстей. Танец населявших фантастический мир небесных подруг Сильфиды был начисто лишен бытовых примет. Тогда как танцевальные характеристики персонажей реального мира – шотландских крестьян, одетых в яркие национальные костюмы – строились на основе народной хореографии. Манящему, прекрасному миру мечты, воспетому классическим танцем сильфид, хореограф противопоставлял и мрачный гротеск сцены шабаша нечисти: вокруг кипящего котла плясали ведьмы, вампиры, козлоногие карлики, гномы и джины. Из этого котла колдунья Мэдж извлекала роковой шарф – она была призвана разбить мечту романтического героя, устремившегося за прекрасным видением. По законам романтизма идеал недостижим: едва герой, пожелав остановить мгновение и обладать неуловимым, накидывал на плечи Сильфиды шарф, она умирала. Вдохновленные успехом первой «Сильфиды», многие хореографы создавали свои версии этого романтического балета. Младший современник Тальони, датский хореограф Август Бурнонвиль у себя на родине поставил свою «Сильфиду», варьировавшую тот же сюжет, повторявшую отдельные сцены шедевра Тальони, но сочиненную на другую партитуру – Хермана Левенскьольда (тогда как Сильфида Тальони танцевала на музыку Жана Шнейхоффера). Датчане сохранили тот спектакль, и именно он лег в основу постановки «Сильфиды» в Мариинском театре. Ольга Макарова.
  • Сильфида – афиша
  • Сильфида – афиша
  • Сильфида – афиша
  • Сильфида – афиша
Балет
6+
Август Бурнонвиль
1 декабря 1981
1 час 40 минут, 1 антракт

Расписание сеансов

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Юлия Яковлева
264 отзыва, 268 оценок, рейтинг 298
20 марта 2008

Все знатоки чего-нибудь очень специального похожи на свиней, обученных откапывать трюфели. Со стороны их поведение выглядит таким же немотивированным. Притащиться в театр утром к 11.30, согласитесь, абсурдно. Со стороны зрителей. Со стороны театра еще более абсурдно показывать в это время «Сильфиду». Для кого? Для детей? На моих глазах не прошло еще ни одной «Сильфиды», в ходе которой не зарыдал бы на темном ярусе какой-нибудь ребенок. От ужаса. «Сильфида» была одним из первенцев романтического балета, так что там в музыке полно модных готических подвываний и прочего саспенса, а на сцене — туманов, ведьм и недотыкомок. В 1830-е это било по нервам. Взрослому теперь это, конечно, смешно, но детей еще способно напугать.

Утренние «Сильфиды» в Мариинке — очень специальный жанр. Это нижний уровень престижа. Ну вы понимаете точку зрения артистов и руководства: утренник, два акта, детская аудитория… Туда загоняют тех, кто не может дать сдачи. То есть либо очень молодых солистов, либо редко выступающих. Либо тех, кому по барабану: что Сильфида, что Лебедь. Но первые два случая отличают балетоманов изысканных от простых. Тут хочется добавить «в мои времена»… Но это действительно так: лет пять назад на утреннюю «Сильфиду» шли, чтобы выловить редкое выступление прелестнейшей, как фарфоровая камея, Жанны Аюповой. Или первые па вчерашней выпускницы — это тоже особое балетоманское счастье сказать: «Помню, когда она была еще совсем…»

Есть и четвертый случай. Это когда вся труппа уезжает на гастроли. Тогда «Сильфида» заряжает как муссонный дождь. Потому что в ней маленький кордебалет. Не чета многолюдным (и популярным у западных импресарио) балетам-гигантам конца XIX века. Романтизм все-таки не зря держался рукой за бидермейер, есть в нем что-то сентиментально-игрушечное… Особенно в датском романтизме — имени Ханса Кристиана Андерсена. Эту идущую в Мариинке версию «Сильфиды» поставил, кстати, его большой друг — хореограф Август Бурнонвиль.

Все четыре случая для меня лично — грандиозная загадка. И пожалуй, едва ли не самый показательный симптом того, что происходит с мариинским балетом. Симптом той художественной лени, которую иногда удается победить отдельно взятым выскочкам, а чаще всего — нет. И тогда она заполняет все помещение по самую люстру. Потому что крошечная датская «Сильфида» с ее двумя актами и маленьким кордебалетом — один из самых головоломных, изысканных и сложных балетов в мировом репертуаре. От эмоциональной палитры и общей, так сказать, метафизики до скороговорки стоп в прыжках. Это балет для асов. Честно отсмотрев несколько десятков российских «Сильфид», я видела только одну хорошую — когда на гастроли приезжал датчанин Йохан Кобборг, один из лучших танцующих мужчин на планете.

Но все же для первого знакомства с текстом в Мариинку сходить стоит. Чтобы обозначить нулевой километр. Потом надо взять билет до Москвы, билет в Большой — и увидеть наконец ту самую датскую «Сильфиду», ее недавно отрепетировал с москвичами Кобборг (да-да! — это тоже свежая новость: интеллигентная Москва забивает баки мещанскому Петербургу по части культуры обращения с шедеврами). Сравнение есть кратчайший путь к познанию. Этим балетоман и отличается от свиньи, которой вовсе не обязательно разбираться в найденных трюфелях.

2
0

Отзывы

7
ant465
60 отзывов, 136 оценок, рейтинг 89
10 декабря 2011

Знатоки писали в отзывах, что весьма посредственная постановка для Мариинки, но мне как не искушенному ценителю очень понравилось. Такое, знаете ли, Лебединое озеро с крылышками вместо юбочек колышком. Очень мило и музыка отличная. Не страшно сводить бабушку, девушку или даже в гордом одиночестве пустить скупую мужскую слезу умиленья...

1
0
5
Пользователь Афиши №158194
8 отзывов, 11 оценок, рейтинг 7
16 августа 2009

Достаточно посредственное воплощение - из серии "для туристов сойдет".После Михайловского Мариинка уже перестает восприниматься как последний очаг культуры.

1
0
10
Оксана Васько
485 отзывов, 683 оценки, рейтинг 114
26 декабря 2019

"Сильфида" - это произведение, которое имеет особое значение для истории танца: во-первых, это самый старый из известных сегодня классических балетов (премьера балета "Сильфида" состоялась в 1832 году), а, во-вторых, он знаменует начало танца на пуантах и совсем не случайно, что именно в этом балете первая балерина романтической эпохи 28-летняя Мария Тальони встала на пальцы, добиваясь впечатления нереальности, отрешенности и парения над землей, ведь Сильфида - это дева воздуха, вольная мечта, поэтическая фантазия.

Созданная отцом прима-балерины Филиппо Тальони балет «Сильфида» был впервые показан в Париже на сцене Гранд Опера. Два года спустя ее увидел Август Бурнонвиль - человек, сделавший имя датскому балету. Он решил делать свою версию. У Бурнонвиля не было достаточно денег, чтобы приобрести права на партитуру Жана-Мадлена Шнейцхоффера, и поэтому он заказал написание новой музыки норвежско - датскому композитору, барону Герману Северин фон Левенскольду. Так, в 1836 году, датская La Sylphide, которая впоследствии станет известной во всем мире, увидела свет. Именно эта редакция легла в основу постановки «Сильфиды» в Мариинском театре.

"Сильфида" - это потрясающая романтическая история о недостижимости идеала, о невозможной любви между человеком и духом (ведущая тема романтизма — разлад мечты и действительности). Этот балет о том, как мечта поэта, даже если этот поэт носит крестьянскую одежду, обладать неземной женщиной может быть воплощена в реальность, но только ценой невосполнимой потери. Недаром на протяжении всего спектакля Джеймс (Вкитор Кайшета) не может коснуться в буквальном смысле воздушной девы (неземной Екатерины Осмолкиной), и в тот момент, когда ему это сделать все-таки удается, Сильфида теряет свои крылышки и умирает. История разворачивается в Шотландии, которая на момент выхода балета считалась очень экзотической страной, полной мифических загадок. Эфирные туманы Северо-Шотландского нагорья, безусловно, пробуждали воображение и идеально подходили для сверхъестественных тем этого балета.

В основу сценической "Сильфиды" легла фантастическая повесть французского писателя Шарля Нордье «Трильби». Нодье познакомил молодое поколение романтиков с готической литературой, сказками о вампирах и научной фантастикой. Как и в "Сильфиде", произведения Нодье обычно включают в себя несчастного героя, преследующего сверхъестественную силу, и происки эти заканчиваются трагично.

Меня легко уличить в необъективности выставления высоких баллов балету "Сильфиде", но видит бог, я с трудом себе представляю, как можно плохо оценивать сказку, МЕЧТУ?

Романтика и любовь не знает правил, измерений, мнений. Это все равно что прижавшись коленками к горячей батарее смотреть на падающий хлопьями снег за окном и думать о том, как и куда он должен лечь. Ты испытываешь невероятный трепет души от того волшебства, которое случается на сцене (балерины парят в воздухе в прямом смысле этого слова), и мне кажется, что этих волнений и переживаний от соприкосновения с прекрасным более чем достаточно для внутреннего послевкусия.

0
0
7
Johannes Rauh
66 отзывов, 93 оценки, рейтинг 64
11 декабря 2016

Отличный балет для детей. На голову лучше сутенерской "Золушки" Ратманского, "дэкашного" шемякинского "Щелкунчика" и куда там еще под новый год детей массово таскают? (Ответ: на монструозно-шизофреническую "Рождественскую сказку" Щедрина) Да, там есть ведьма (и очень хорошо её характерные солисты отрабатывают), есть горбатые то ли паучки, то ли бесенятки, да, в конце все "умирают", но балет настолько легкий и игрушечный, что дети смотрят его с удовольствием.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все