Балет |
6+ |
Август Бурнонвиль |
1 декабря 1981 |
1 час 40 минут, 1 антракт |
Все знатоки чего-нибудь очень специального похожи на свиней, обученных откапывать трюфели. Со стороны их поведение выглядит таким же немотивированным. Притащиться в театр утром к 11.30, согласитесь, абсурдно. Со стороны зрителей. Со стороны театра еще более абсурдно показывать в это время «Сильфиду». Для кого? Для детей? На моих глазах не прошло еще ни одной «Сильфиды», в ходе которой не зарыдал бы на темном ярусе какой-нибудь ребенок. От ужаса. «Сильфида» была одним из первенцев романтического балета, так что там в музыке полно модных готических подвываний и прочего саспенса, а на сцене — туманов, ведьм и недотыкомок. В 1830-е это било по нервам. Взрослому теперь это, конечно, смешно, но детей еще способно напугать.
Утренние «Сильфиды» в Мариинке — очень специальный жанр. Это нижний уровень престижа. Ну вы понимаете точку зрения артистов и руководства: утренник, два акта, детская аудитория… Туда загоняют тех, кто не может дать сдачи. То есть либо очень молодых солистов, либо редко выступающих. Либо тех, кому по барабану: что Сильфида, что Лебедь. Но первые два случая отличают балетоманов изысканных от простых. Тут хочется добавить «в мои времена»… Но это действительно так: лет пять назад на утреннюю «Сильфиду» шли, чтобы выловить редкое выступление прелестнейшей, как фарфоровая камея, Жанны Аюповой. Или первые па вчерашней выпускницы — это тоже особое балетоманское счастье сказать: «Помню, когда она была еще совсем…»
Есть и четвертый случай. Это когда вся труппа уезжает на гастроли. Тогда «Сильфида» заряжает как муссонный дождь. Потому что в ней маленький кордебалет. Не чета многолюдным (и популярным у западных импресарио) балетам-гигантам конца XIX века. Романтизм все-таки не зря держался рукой за бидермейер, есть в нем что-то сентиментально-игрушечное… Особенно в датском романтизме — имени Ханса Кристиана Андерсена. Эту идущую в Мариинке версию «Сильфиды» поставил, кстати, его большой друг — хореограф Август Бурнонвиль.
Все четыре случая для меня лично — грандиозная загадка. И пожалуй, едва ли не самый показательный симптом того, что происходит с мариинским балетом. Симптом той художественной лени, которую иногда удается победить отдельно взятым выскочкам, а чаще всего — нет. И тогда она заполняет все помещение по самую люстру. Потому что крошечная датская «Сильфида» с ее двумя актами и маленьким кордебалетом — один из самых головоломных, изысканных и сложных балетов в мировом репертуаре. От эмоциональной палитры и общей, так сказать, метафизики до скороговорки стоп в прыжках. Это балет для асов. Честно отсмотрев несколько десятков российских «Сильфид», я видела только одну хорошую — когда на гастроли приезжал датчанин Йохан Кобборг, один из лучших танцующих мужчин на планете.
Но все же для первого знакомства с текстом в Мариинку сходить стоит. Чтобы обозначить нулевой километр. Потом надо взять билет до Москвы, билет в Большой — и увидеть наконец ту самую датскую «Сильфиду», ее недавно отрепетировал с москвичами Кобборг (да-да! — это тоже свежая новость: интеллигентная Москва забивает баки мещанскому Петербургу по части культуры обращения с шедеврами). Сравнение есть кратчайший путь к познанию. Этим балетоман и отличается от свиньи, которой вовсе не обязательно разбираться в найденных трюфелях.
Знатоки писали в отзывах, что весьма посредственная постановка для Мариинки, но мне как не искушенному ценителю очень понравилось. Такое, знаете ли, Лебединое озеро с крылышками вместо юбочек колышком. Очень мило и музыка отлич ная. Не страшно сводить бабушку, девушку или даже в гордом одиночестве пустить скупую мужскую слезу умиленья...
Достаточно посредственное воплощение - из серии "для туристов сойдет".После Михайловского Мариинка уже перестает восприниматься как последний очаг культуры.
"Сильфида" - это произведение, которое имеет особое значение для истории танца: во-первых, это самый старый из известных сегодня классических балетов (премьера балета "Сильфида" состоялась в 1832 году), а, во-вторых, он знаменует начало танца на пуантах и совсем не случайно, что именно в этом балете первая балерина романтической эпохи 28-летняя Мария Тальони встала на пальцы, добиваясь впечатления нереальности, отрешенности и парения над землей, ведь Сильфида - это дева воздуха, вольная мечта, поэтическая фантазия.
Созданная отцом прима-балерины Филиппо Тальони балет «Сильфида» был впервые показан в Париже на сцене Гранд Опера. Два года спустя ее увидел Август Бурнонвиль - человек, сделавший имя датскому балету. Он решил делать свою версию. У Бурнонвиля не было достаточно денег, чтобы приобрести права на партитуру Жана-Мадлена Шнейцхоффера, и поэтому он заказал написание новой музыки норвежско - датскому композитору, барону Герману Северин фон Левенскольду. Так, в 1836 году, датская La Sylphide, которая впоследствии станет известной во всем мире, увидела свет. Именно эта редакция легла в основу постановки «Сильфиды» в Мариинском театре.
"Сильфида" - это потрясающая романтическая история о недостижимости идеала, о невозможной любви между человеком и духом (ведущая тема романтизма — разлад мечты и действительности). Этот балет о том, как мечта поэта, даже если этот поэт носит крестьянскую одежду, обладать неземной женщиной может быть воплощена в реальность, но только ценой невосполнимой потери. Недаром на протяжении всего спектакля Джеймс (Вкитор Кайшета) не может коснуться в буквальном смысле воздушной девы (неземной Екатерины Осмолкиной), и в тот момент, когда ему это сделать все-таки удается, Сильфида теряет свои крылышки и умирает. История разворачивается в Шотландии, которая на момент выхода балета считалась очень экзотической страной, полной мифических загадок. Эфирные туманы Северо-Шотландского нагорья, безусловно, пробуждали воображение и идеально подходили для сверхъестественных тем этого балета.
В основу сценической "Сильфиды" легла фантастическая повесть французского писателя Шарля Нордье «Трильби». Нодье познакомил молодое поколение романтиков с готической литературой, сказками о вампирах и научной фантастикой. Как и в "Сильфиде", произведения Нодье обычно включают в себя несчастного героя, преследующего сверхъестественную силу, и происки эти заканчиваются трагично.
Меня легко уличить в необъективности выставления высоких баллов балету "Сильфиде", но видит бог, я с трудом себе представляю, как можно плохо оценивать сказку, МЕЧТУ?
Романтика и любовь не знает правил, измерений, мнений. Это все равно что прижавшись коленками к горячей батарее смотреть на падающий хлопьями снег за окном и думать о том, как и куда он должен лечь. Ты испытываешь невероятный трепет души от того волшебства, которое случается на сцене (балерины парят в воздухе в прямом смысле этого слова), и мне кажется, что этих волнений и переживаний от соприкосновения с прекрасным более чем достаточно для внутреннего послевкусия.
Отличный балет для детей. На голову лучше сутенерской "Золушки" Ратманского, "дэкашного" шемякинского "Щелкунчика" и куда там еще под новый год детей массово таскают? (Ответ: на монструозно-шизофреническую "Рождественскую сказку" Щедрина) Да, там есть ведьма (и очень хорошо её характерные солисты отрабатывают), есть горбатые то ли паучки, то ли бесенятки, да, в конце все "умирают", но балет настолько легкий и игрушечный, что дети смотрят его с удовольствием.