Москва
8.5

Балет
Баядерка

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
«Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия. История любви, рассказанная трепетными танцевальными дуэтами и пантомимными диалогами, развернутыми кордебалетными ансамблями и эффектными танцами солистов. Красочное масштабное полотно, сотканное сложнейшим хореографическим текстом, «Баядерка» – это экзамен на профессионализм, балеринский и премьерский блеск и актерское мастерство для исполнителей. Мариус Петипа сочинил этот спектакль в 1877 году для бенефиса виртуозки Екатерины Вазем, стараясь максимально полно и в достойной оправе представить талант своей любимой балерины. Танцевальную поэму Петипа складывал исходя из сюжета о любви знатного индийского воина и храмовой танцовщицы. Экзотический колорит стал залогом зрелищности, а мелодраматичная история обманутой любви, типичная для театральной сцены середины XIX века, незатейливая в словесном изложении, в хореографических откровениях Петипа наполнилась глубиной, нюансами, обобщениями. Cо временем изменилась конструкция спектакля, выстроенная гениальным чутьем хореографа, который умел в нужной пропорции смешивать парадную дивертисментность дворцового праздника и пронзительный надрыв трагического монолога покинутой героини, напряженную эмоциональность пантомимного изображения земных событий и отстраненность классического танца в царстве теней. В ХХ веке «Баядерка» «похудела» на целый акт – рационализм советского взгляда на мир отверг простодушно бутафорское изображение возмездия за клятвопреступничество, а с финальным крушением дворца из спектакля исчезла и драматургическая и танцевальная развязка. Оставшиеся в балете реалии театрального XIX века, плюшевые тигры и слоны на колесиках, сегодня выглядят умилительно забавно, но их незатейливая конкретика оттеняет вневременную гармонию акта теней, чарующего шедевра Петипа, в котором его гений как никогда был близок к абсолюту. Ольга Макарова
  • Баядерка – афиша
  • Баядерка – афиша
  • Баядерка – афиша
Балет
6+
10 февраля 1941
2 часа 55 минут, 2 антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Юлия Яковлева
264 отзыва, 268 оценок, рейтинг 298
23 июня 2008

В течение недели в Мариинском театре предлагается посмотреть краткий конспект его новейшей истории (с эпилогом). Показывают «Спящую красавицу» — версию 1901 года (вообще-то, премьера случилась в 1890-м, но только в 1901 году была сделана запись хореографии), реконструированную в 1999-м. А затем — «Баядерку», тоже спектакль XIX века, но со всеми приписками, сколами, трещинами, накопившимися в течение последующего столетия. Реконструированную «Баядерку» театр тоже мог бы показать — текст был восстановлен около шести лет назад. Мог бы. Но не показывает. Боюсь, это не концептуальный жест. Скорее, случай шизофрении. Но клинически весьма любопытный.

Все советское время спектакли XIX века переиначивали, кто как хотел. В итоге — некий зыбучий плавающий текст с перечислением авторов в несколько строк (и то — большинство изменений просто не учитывали). Став постсоветским, вернее, снова русским, Мариинский театр решил остановить эту инерцию. Хотя бы попытаться. В Гарвардском архиве были запрошены самые ранние, самые близкие к живому автору записи хореографии. И по ним текст — танцы и пантомиму — очистили и прописали согласно подлиннику. Заодно переодев в костюмы и декорации «как при бабушке». Первой и была «Спящая красавица». Как, безусловно, образец стиля в зените.

Ах, какие это были битвы! Тогда при реконструкции «Спящей красавицы» ветераны сцены (сделавшие на советских зыбучих версиях имя, а теперь делающие гонорары) объявляли реставратора Сергея Вихарева жуликом. Вихарев тряс архивными документами. Цеха, однако, без устали шили десятки костюмов (бархат, золотое шитье). Одни намечали следующий спасенный шедевр («Раймонда»? «Лебединое озеро»?), другие тоже гадали, но в терминах «следующая жертва». Стрелка замерла на «Баядерке». Все повторилось. И казалось, долго еще придется отмывать потоки крови, глубже будет становиться трещина, в которую будут проваливаться все новые люди, спектакли…

И вот пожалуйста. «Стоп, машина». Во-первых, советских монстров Мариинский театр с тех пор больше не тронул, перенаправив энергию Сергея Вихарева в идеологически безопасное русло: неизвестный Петипа (реконструкция «Пробуждения Флоры», которого не знали в СССР) и одноактный Фокин. Во-вторых, показывает и редакции, и реконструкции одного и того же балета вперемешку. Не потому, что гордится наличием сразу двух вариантов. А потому, что либо не видит разницы, либо — что более вероятно — всем все равно.

А ведь со времен последней толковой реставрации классики прошло всего шесть лет. Для балетной эпохи это может быть совсем пустяком: шесть лет, например, разделяет два высочайших пика драмбалета — «Бахчисарайский фонтан» и «Ромео и Джульетту». А может быть дистанцией огромного размера: как например, между дебютами Вацлава Нижинского в академических партиях императорского театра и его же сочинением 1913 года «Весна священная», тотальным антибалетом.

Любопытно (хотя и вряд ли возможно) было бы отследить, как рождалось двоемыслие, развившееся в полноценную шизофрению. Но, несомненно, все началось тогда, с реконструкции «Спящей красавицы». Чтобы успокоить бушующие страсти, Валерий Гергиев сразу объявил, что старую советскую редакцию тоже не выкинут на помойку. И хотя с чисто художественной точки зрения одновременное существование двух версий было немыслимым, с чисто практической Гергиева можно было понять. Театр так часто приглашали на гастроли и именно со «Спящей», что хоть разорвись.

Ну и вот: получите. В течение всего одной недели вы увидите шикарную, сочную, подлинную «Спящую красавицу», в 1890 году обвалившую годовой бюджет императорских театров, но ставшую чемпионом кассовых сборов. А затем — куцую (отрезан последний акт) советскую «Баядерку», в которой вы могли бы увидеть (но не увидите) «Танец с лотосами», классический кордебалет в старинных париках и наивно-прелестную сцену-катастрофу. Но все-таки прекрасное гран-па «Тени» там осталось — это лучший танцевальный текст всех времен и народов. Шедевр. Особенно ярко сверкающий в полусмытом спектакле.

0
0

Отзывы

7
Гала Старшинова
91 отзыв, 157 оценок, рейтинг 189
11 марта 2013

Как человек, глубоко любящий балет, не могу поставить низкую оценку. Во-первых, солисты слишком хороши, каждый по-своему: неземная Вишнева - с отточенной техникой, которую затмевает ее артистизм; или моя любимая Ульяна Лопаткина - нежная и вне времени; Екатерина Кондаурова - утонченная и, о да! аристократичная) или Данила Корсунцев - по моему мнению, лучший партнер на сегодняшний день в театре: очень надежный и искусный, (мне бы хотелось только чуть-чуть-чуть больше полета в вариациях...))
Во-вторых, к постановке вообще и танцевальных номеров, в частности, руку приложили настоящие мастера и профи. Смотреть их творение - это удовольствие.
В-третьих, за месяц до спектакля - все билеты проданы. Мне, например, пришлось каждый день заходить на афишу сайта Мариинскиго театра и вот таким образом, несколько билетов нашлись.
Из грустного.
С оркестром - беда, он артистам не помощник. Кажется и все правильно, и темп, периодически, точен, но увы! играют они как-то отдельно от происходящего на сцене - это не один живой организм. К примеру там, где в вариации Никии надо ускориться под конкретную исполнительницу - темп не меняется..
Хореография, конечно, сложнейшая и, порой, невероятно, не все с ней справляются, многое не выполнено (Золотой божок, одна из любимых партий - мог бы быть более божественным). Ну и, безусловно даже если перед кордебалетом поставить крестики в тех местах, где они должны находится в определенное время - они все равно ровно в рисунок не встанут! Удивительно. У Эйфмана встрают, в Михайловском (в последнее время) встают, в Мариинке, хоть убейся, не встают. Уважаемый кордебалет! Чтобы в будущем стать солистами, научитесь, пожалуйста, не выделяться!
Последнее. Вообще в драматических балетах "провисают" переходы между вариациями, танцами, т.е., собственно, между хореографическими номерами. Смотрятся они несовременно и простовато. Такая простая жестикуляция хороша была на заре балетного искусства. Может для многих, для кого балет - темный лес, только так и будет понятно в чем клянется главный герой, но все же театр ориентирован и на более искушенного зрителя. Можно ведь слегка поэкспериментировать над постановкой соединительных сцен.. Проще объяснить на примере Лебединого озера: чтобы рассеять силы зла - взмахов лебединых крыльев и оторванного крыла явно мало. Совсем символический символизм..

2
0
9
Oleg Ugrunov
7 отзывов, 13 оценок, рейтинг -7
3 февраля 2018

Мариинка - это театр для меня - храм балета. А Баядерка - образец балетного искусства. Его должен видеть каждый интеллигентный петербуржец. Этому произведению уже больше 100 лет. И только это говорит о том, что его стоит видеть своими глазами. И именно в Мариинке, где сохраняя традиции, режиссеры и декораторы умеют внедрять современные тенденции представлений. На этом балете можно учить молодежь, вдохновлять детей к освоению балетного мастерства. Его можно дарить как дорогой подарок, подобранный со вкусом. Таким балетом можно гордиться!

0
0
7
галина
75 отзывов, 798 оценок, рейтинг 63
1 февраля 2010

Вишнева гениальна! Только из-за нее этот старый балет смотрится каким-то откровением. Какая пластика, какая выразительность! Честно говоря, в первом действии была какая-то неслаженность оркестра и кордебалета, музыка была сама по себе, кордебалет-сам по себе. Но вышла Диана-и все стало единым. Музыка зазвучала волшебно, декорации ожили. Гамзатти-А.Колегова тоже была хороша-истинно гордая дочка раджи. Солор-Д.Корсунцев в третьем действии показал прекрасный танец.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все