Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Самсон и Далила

Средняя оценка: 0 из 5

Голосов: 0

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Ольга Манулкина

448 рецензий · 285 оценок · 101 спасибо

Эту оперу не хотел ставить ни один французский театр. По понятным причинам: сюжет из библейской «Книги Судей Израилевых» — и на сцене. Святотатство какое-то. Наконец автору помог Ференц Лист: взял «Самсона и Далилу» в свой Веймарский театр. Премьера была 2 декабря 1877 года. После этого «Самсон» стал великой французской оперой, его исполняли повсюду: во Франции, по всей Европе и в Америке, в дореволюционной России. Но не в СССР.

Эту оперу не мог поставить... Показать полностью

Эту оперу не хотел ставить ни один французский театр. По понятным причинам: сюжет из библейской «Книги Судей Израилевых» — и на сцене. Святотатство какое-то. Наконец автору помог Ференц Лист: взял «Самсона и Далилу» в свой Веймарский театр. Премьера была 2 декабря 1877 года. После этого «Самсон» стал великой французской оперой, его исполняли повсюду: во Франции, по всей Европе и в Америке, в дореволюционной России. Но не в СССР.

Эту оперу не мог поставить почти ни один советский театр (исключения единичны). По понятным причинам: в ней есть весьма актуальная тема народа, восставшего против своих поработителей, но неувязка в том, что этот народ — иудейский. Слушать с советской сцены призывы: «Израиль, час настал: восстань и цепи сбрось!» — при несложившихся советско-израильских отношениях было решительно невозможно (а до появления государства Израиль, видимо, опять же Библия мешала). Теперь оперу сыграют в Мариинке. Премьера будет 2 декабря 2003 года.

На сцене предполагаются расколотая звезда Давида и колонны — вероятно, те самые, которые иудейский герой Самсон должен был бы обрушить в конце оперы, а с ними — храм, под обломками которого будут погребены все и вся: финальная катастрофа в духе вагнеровской «Гибели богов».

Все это было бы принципиально важно, если бы Сен-Санс написал, как он и собирался, ораторию. Однако либреттист склонил его в сторону оперы. От оратории остались статика и монументальные хоры. В опере же весь суровый историко-религиозный сюжет хорош постольку, поскольку оттеняет главное — любовь.

Из ветхозаветного мрака на сцену выходит Далила и в безумной красоты ариях обольщает, сводит с ума и лишает силы (как известно, буквально). Устоять невозможно. Первоначальный ораториальный план ей только на пользу: в «Самсоне» действующих лиц не просто мало, а очень мало — три главных персонажа. И сольная женская партия — только одна. Все прочие женщины — хористки и танцующие жрицы.

Мало того: это партия меццо-сопрано. В других операх меццо непременно состязается с сопрано. У Далилы соперниц нет, она царит единовластно. Полная свобода голосоизъявления — и рядом никакого светлого ангела с верхними нотами в третьей октаве. При этом Далила — персонаж насквозь отрицательный, но у героя нет возможности выбирать: это опера для одной женщины.

Совершенно ясно, что без абсолютной меццо-сопрановой звезды постановку «Самсона и Далилы» нечего и затевать. В Мариинском театре такая звезда есть, и давно. Ее зовут Ольга Бородина, и для нее в этой труднейшей партии трудностей уже не осталось. За десять лет она спела Далилу в Метрополитен, в Ковент-Гарден, в Ла Скала. Под управлением Джеймса Ливайна и Кента Нагано, с Гергиевым на Зальцбургском фестивале. Партнером ее чаще всего был Пласидо Доминго.

Тем временем Мариинский театр готовился к «Самсону». Делал концертные исполнения. В Петербурге, в финском Миккели. Но на сцене Мариинки Бородина и Гергиев впервые сойдутся в этом спектакле 2 декабря. Партию Самсона репетирует маститый Алексей Стеблянко и новая находка театра — молодой тенор Август Амонов (Далилу на втором спектакле будет петь Марианна Тарасова).

Французский режиссер Шарль Рубо, на счету которого мариинские «Травиата» и «Турандот», убирает все ориентальное и ветхозаветное, оставляя пространство, лишенное примет места и времени. Он обещает, что в финале никто ничего рушить не будет: камни на голову хора не упадут.

Значит, по части эффектов мало что сможет отвлечь от голоса Ольги Бородиной. Опероманы держат пальцы крестиком против петербургской погоды: чтобы не помешала певице соблазнить весь зал.

Скрыть

Отзывы пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Итоги года Читатели «Афиши» выбирают лучшие сериалы 2017 года

Игровые площадки для лучшего торжества

Масштабные игры для больших команд

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Космический квест, который точно понравится детям

В субботу, 16 декабря, команда лейбла System 108 проведет последнее в этом году событие Test 4 в...

Месяц назад в Москве открылся магазин детских книг «Маршак», который до этого полгода существовал в...

Кратко рассказываем, что достанется «Диснею» после исторической сделки по приобретению корпорации...

Instagram разрешил подписываться на хэштеги как на обычные профили. «Афиша Daily» собрала 15...