• жанр
    Опера
  • 4 часа 5 минут, 2 антракта
    12+
Создатели
Режиссёр:
Юрий Лаптев

Место проведения

Мариинский театр

Мариинский театр

8.8
Главнейшая точка на театральной карте города
Крещенная в честь императрицы Марии Александровны, Мариинка всегда оставалась парадным и самым западным (то есть художественно передовым) театром России. Так было до 1917 года: когда Мариус Петипа возводил «Спящую красавицу» Чайковского, на сцену ломились иностранные гастролеры, а в царской ложе сидел царь. То же происходило в 1990-х и 2000-х: впервые в послереволюционной истории России Валерий Гергиев исполнил циклопическую тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунга» и «Тристана»; сочинять эксклюзив в Петербург ехали главные западные хореографы; в ложе сидел президент РФ. Однако в последние годы балет Мариинки утратил всякий стратегический фокус и как-то сдулся; идти теперь стоит в основном на звезд прошлого десятилетия Ульяну Лопаткину и Диану Вишневу (которым в спину дышат солистки помоложе — техничная Виктория Терешкина и сексапильная Екатерина Кондаурова). О буме нулевых еще способна напомнить недавняя «Анна Каренина» лучшего русского хореографа Алексея Ратманского. В остальном — качественно, консервативно, иногда дохнет плесенью или рутиной, но иногда театр вдруг встряхнется и выдаст что-нибудь вроде «Весны священной» радикальнейшей немки Саши Вальц. Оперу дают по-прежнему высокого класса. Меццо-сопрано Ольга Бородина и другие звезды гергиевского призыва порой возвращаются сюда со своих международных орбит, изредка можно услышать Анну Нетребко, заглядывают и зарубежные знаменитости. Мариинский оркестр — лучший в городе и один из лучших в мире. Неутомимый Гергиев продолжает осваивать целинные области репертуара, в первую очередь xx век: тут ставят Рихарда Штрауса и Бенджамина Бриттена, а вдобавок — новейшую русскую оперу. Слабое звено — режиссура: театрально хороши единичные постановки. Как и многое в Петербурге, Мариинку лучше посещать в июне: на фестивале «Звезды белых ночей» Гергиев собственноручно дирижирует пять-семь раз в неделю; кроме того, ему удается привезти в город именитых солистов и дирижеров. В мае 2013 года под боком у исторического здания театра открылась долгожданная вторая сцена — теперь гергиевский размах станет воистину эпическим.
телефон +7 (812) 326 41 41
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 11.00–19.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Ольга Манулкина
Фото Ольга Манулкина
отзывы: 435
оценки: 275
рейтинг: 96

Почти полвека в Мариинке шла постановка 1950-го года в сценографии Александра Константиновского и с режиссурой Ильи Шлепянова — а сейчас Мариинка ставит «Мазепу» третий раз за последние 10 лет, продолжая на все лады варьировать как сценографию, так и режиссуру. В премьере 1996 года (сценография Владимира Фирера) главным средством моделирования пространства действия, помнится, был геральдический занавес с гербами России и Украины и красочная цветовая партитура (прохладная, цвета морской волны, украинская ночь — по контрасту с теплыми красками кабинета Мазепы — во втором акте; бесцветная, из сурового полотна, сцена казни в третьем). Традиционалистская режиссура Ирины Молостовой в таком обрамлении не вдавалась ни в какую символику и вообще — не особо обращала на себя внимание.

1998-й год. Постановка 1996 года отправлена на склад; Вячеслав Окунев возобновляет сценографию Константиновского, и на сцене вновь появляется картинка с усадьбой и церковью. Юрий Александров делает собственную версию режиссуры Шлепянова — с узнаваемыми александровскими акцентами, как то: жена Кочубея Любовь, тайком пробравшись в покои Мазепы, лихорадочно хватает предметы с его стола; палач Орлик подглядывает за свиданием супругов; Мария обнимает отрубленную голову Кочубея, будто украинская Саломея. Постановку везут в Метрополитен, зрители и критика восторженно открывают неизвестный шедевр Чайковского, Гергиев разрабатывает план новой совместной с Мет постановки.

2003-й: декорации Константиновского сгорают в пожаре в мастерских театра, но их в рекордный срок восстанавливают по эскизам.

2006-й: в Метрополитен проходит премьера очередного «Мазепы». Режиссура теперь полностью александровская, на место Константиновского-Окунева- Фирера встает Георгий Цыпин — и именно это обстоятельство (плюс костюмы Татьяны Ногиновой) в корне меняет все. Американские коллеги, судя по всему, не в восторге. Как следует из рецензий, Юрий Александров проявил трогательную нежность к своим находкам восьмилетней давности: голова Кочубея катится по сцене и снова оказывается в руках Марии — что, по мнению критика Musical America, мгновенно превращает постановку в цирк; кроме того, Мария теперь трижды переодевается только в первой картине. Критик The New York Times Энтони Томмазини вздыхает по старому (см. комбинацию 1998 года) »пыльному и малобюджетному» спектаклю, а нынешний описывает как роскошную сумятицу и «межгалактический блеск» («Не был ли Джордж Лукас консультантом по дизайну и концепции?» — иронизирует Томмазини), среди эпитетов используя даже — о ужас! — наречие от слова «trash», замечая, что лично он, Томмазини, утратил интерес к постановке, как только увидел балерин в пышных золотых панталонах. Другие обзываются словами «винегрет», «безвкусица», «мешанина стилей и символов». Ясно, что в сильно нагруженном символикой спектакле американцы не прочли как раз те визуальные ассоциации, что для отечественного зрителя будут несомненны: например, ВДНХ (вместо чего один из критиков в растерянности сравнивает богатый скульптурный декор с китайскими гробницами). Зато, не скупясь на восторженные эпитеты, критики безусловно хвалят Гергиева, оркестр и солистов — и надо надеяться, их энтузиазм можно будет разделить на премьере (и одновременно открытии сезона), где оркестр и Гергиев выступят, как хочется думать, в своей лучшей форме. Возможно, как и в Мет, Мазепу будет петь его главный мариинский исполнитель — Николай Путилин, чей импозантный облик и мощный чувственный баритон вполне способны объяснить преступную страсть Марии. А жену Кочубея Любовь — Лариса Дядькова, которая благодаря своему роскошно изливающемуся меццо, отличной технике и артистизму является одной из главных героинь этого (впрочем, как и любого с ее участием) спектакля. Может быть, Андрея снова споет молодой и эффектный тенор Олег Балашов. Но Кочубея не будет петь бас Паата Бурчуладзе, а Марию — Ольга Гурякова, которая давно покорила москвичей, чуть позже — петербуржцев, а теперь еще и нью-йоркцев. Вообще, вопрос, каков в точности будет состав премьеры, как чаще всего в Мариинке, на момент сдачи номера остается без ответа.

1
0
...
22 августа 2006
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.