Опера |
12+ |
Марина Мишук |
13 июня 2003 |
2 часа 40 минут, без антракта |
У «Кольца» нет конца
К юбилею Вагнера в 2013 году по миру ставят «Кольца» и сражаются за вагнеровских певцов. «Кольцо» под управлением Валерия Гергиева споют исключительно мариинские солисты, славная когорта, выпестованная в театре всего за несколько лет гергиевской вагнеризации. Как принято ныне, здесь будут сменять друг друга три Брунгильды (Ольга Савова, Ольга Сергеева, Лариса Гоголевская) и два Зигфрида (Леонид Захожаев, Виктор Луцюк). Через неделю после «Кольца» в Мариинском концертном зале к ним присоединится еще одна Брунгильда — одна из лучших сегодня, — шведка Нина Штемме.
В Мариинке «Кольцо» сковали к 2003 году, и к 2013-му нового делать не собираются, что резонно. Однако тетралогия, которую мы увидим в сентябре, сильно отличается от первоначальной. Рассказать историю мариинского «Кольца» уже почти так же трудно, как историю о том, как зло (то есть золото) пришло в мир; поневоле впадаешь в эпический тон. В начале времен Валерий Гергиев пригласил режиссера Йоханнеса Шаафа и сценографа Готтфрида Пильца. Они поставили «Золото Рейна». «Валькирию» ставил уже один Пильц. К «Зигфриду» Гергиев сменил всю команду и пригласил режиссера Владимира Мирзоева и сценографа Георгия Цыпина. Так в мариинский мир пришли цыпинские слюдяные колоссы — пожалуй, единственная незыблемая часть нынешнего «Кольца». Мирзоев в свою очередь призвал хореографа Ким Франк и группу «Каннон Данс». В «Гибели богов» танец занимал уже меньше места, а потом и вовсе сошел на нет. Когда заново взялись ставить первые две оперы, театр расстался с Мирзоевым; появилась режиссер Юлия Певзнер. В этот момент выяснилось, что концепция постановки принадлежит Гергиеву и Цыпину. В таком варианте тетралогия была представлена в России и вывезена за рубеж.
Прошли годы, и в 2009-м явился новый режиссер и примечание: «Редакция постановки 2003 года по концепции Гергиева и Цыпина». Имя этого режиссера Александр Зельдин. Если оно ничего вам не говорит, в этом нет вашей вины. Достижения г-на Зельдина в театре пока незначительны и представлены в основном на сцене Мариинки. В последние десятилетия «Кольцо» ставили Гетц Фридрих, Роберт Уилсон, Петер Конвичный, Робер Лепаж, Андреас Кригенбург. Отнюдь не все постановки оканчивалось удачей, как свидетельствует опыт Метрополитен и Лепажа, но сама неудача бывала значительной. Тем, кто три года назад в некотором смятении наблюдал за тем, что сделал г-н Зельдин в сценографии Цыпина, остается надежда, что с 2009 года все снова поменялось. И в крайнем случае всегда можно последовать вагнеровскому совету («Закройте глаза и слушайте мою музыку»): Гергиев, как известно, один из лучших вагнеровских дирижеров.
Лучший вариант для знакомства с творчеством Рихарда Вагнера, а это сложный композитор, произведения длинные.
Ходила уже два раза и еще на одно концертное исполнение. Полный восторг от исполнения и музыки и постановки.
Все гда жду Вагнера в афише.
Поставить тетралогию Вагнера - труд, должно быть, титанический. И результаты этого труда впечатляют. Постановка продумана в деталях - костюмы, декорации, хореография выполнены на очень высоком уровне. Вотан, перепоясанный белой перевязью крест-накрест, с длинной золотой шевелюрой, черной повязкой на глазу и свои копьем выглядит натурально сильмариллионовским эльфом (и страсти его обуревают примерно порядка). Прочие боги загримированы, как мне показалось, не без влияния группы KISS: обильный белый грим, четкие темные тени на лице, экстравагантные прически с острыми углами у висков. Некоторый когнитивный диссонанс вызвал, пожалуй только Локи (Логе в оперной интерпретации) - дородного вида дядечка. Мне же всегда казалось, что он должен быть худым и пронырливым типом. Забавно выглядят великаны - большие и страшные конструкции на колесиках, внутри которых прячутся певцы. Карлики - Альберих и Миме - уродливы каким-то притягательным образом: тонкие когтистые пальцы, голые черепа неправильной формы, торчащие в стороны уши.
Декорации на протяжении постановки практически не меняются - их поднимаю выше или ниже, переставляют с места на место. Однако в результате игра с освещением одни и те же истуканчики предстают крепостной стеной, скалами на берегу, зловещими карликами, древними гробницами.
Дирижировал Гергиев. Исполнение превосходное.
Музыка Вагнера, как мне показалось, обращается к каким-то темным сторонам человеческой природы, и на нее очень хорошо ложится этот жестокий языческий сюжет: история, где нет положительных персонажей, где мечты героев - украсть или отобрать, захватить или поработить.