Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Война и мир

Постановка Мариинский театр

5.2

Рецензия «Афиши» на спектакль

«Звезды белых ночей» открываются «ВОЙНОЙ И МИРОМ» Прокофьева. С премьеры, ознаменованной визитом Путина, спектакль удобен для парадных случаев и декларации военной мощи. Режиссер Андрей Кончаловский и дизайнер Георгий Цыпин поставили разного Прокофьева. Цыпин — «председателя земного шара», модерниста, символиста и лирика, Кончаловский — советского композитора, дописывавшего патриотические хоры по требованию Комитета по делам искусств. У Цыпина люди ходят по покатой земной макушке и Москва горит свечками в хрустальных бокалах-куполах. У Кончаловского бородатый детина машет дубиной партизанской войны и висит красный тряпичный петух на веревочке. Если не Гергиев-директор, то Гергиев-дирижер, несомненно, в союзе с дизайном.

25 апреля 2003

Лучшие отзывы о спектакле «Война и мир»

    • 9

      Постановка Андрея Кончаловского – редкий гость на сцене.
      Список действующих лиц и исполнителей на 2 листах, 4 часа, задействовано порядка 200 человек! Это эпично, масштабно и очень зрелищно.
      Блестящие партии:
      Кутузов в исполнении Павла Шмулевича – так точно передан образ полководца: решительный и одновременно угнетённый, великий и любящий свою армию;
      Наполеон в исполнении Василия Герелло – именно в сцене Бородинского сражения в арии Бонапарта особенно проникновенно звучат слова о русской армии, о боли и величии сражающихся;
      Пьер в исполнении Евгения Акимова – слов нет, исполнение потрясающее, образ в самую точку;
      Наташа Ростова в исполнении Гаспаровой – легка, порывиста, чудна и наивна, всех и не перечислить.
      Полная гармония музыки и исполнения.

      29 ноября 2019
    • 7

      Очевидно, что опера написана для людей, хорошо знакомых с первоисточником. Иначе им будет трудно понять, что происходит на сцене. Конечно, глупо думать, что в четырёхчасовой опере можно отразить всю глубину толстовских идей. Но либретто могло бы быть и получше. В нём откровенно не хватает логики. Человеку, не знакомому с романом, будет трудно понять, кто все эти люди на сцене (их кстати более 200) и какую роль они играют в жизни главных героев.

      Если говорить о либретто в целом, не очень понятно, как связаны между собой первое и второе действие. У Толстого сцены войны и мира органично переплетаются друг с другом. А в опере война и мир так отделены друг от друга, что иногда даже кажется, что это две разные оперы.

      Ну и, конечно, в опере невозможно отразить всю сложность и многогранность толстовских персонажей. В опере они значительно проще, чем у Толстого. Наташа и князь Андрей периодически напоминают героев классических опер 19 века: любовь, признания, смерть на руках у любимой…

      Поэтому я бы скорее воспринимала «Войну и мир» Прокофьева как яркую музыкальную иллюстрацию к роману Толстого. Благодаря музыке Прокофьева, можно снова переживать вместе с любимыми героями их судьбы. Оперные герои часто говорят словами героев литературных, а это помогло мне наконец-то услышать некоторые фразы романа, давно забытые после школы. Например, слова Каратаева: «Час терпеть, а век жить», «Да червь капуста гложе, а сам прежде того пропадае». Или Болконского: «Всё, всех любить – то есть никого не любить, не жить земной жизнью», «Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь».

      В целом постановка Кончаловского понравилось, хотя понятно далеко не всё. Я так и не уяснила для себя, что символизирует огромный красный петух во второй части. Первой ассоциацией были языки пламени в горящей Москве, но в огромном алом петухе явно есть ещё какой-то (скрытый) смысл.

      Декорации минималистичны. Главная «декорация» – сцена в виде полусферы. По замыслу Кончаловского, она символизирует земной шар (интервью с А.Кончаловским на сайте Мариинский Медиа). Для меня это совершенно неочевидно. Тем не менее крутящую сцену-полусферу я оценила. Лучше всего она «сыграла» в сцене Вальса Ростовой и Болконского. Известнейший вальс Прокофьева, танцующая пара, вращение сцены – всё это вместе вызывает вполне реальное приятное головокружение.

      Ещё понравилось, что декорации меняются в процессе, не создавая задержек по ходу действия оперы. Это придаёт динамизм и целостность происходящему на сцене. Но не всем это нравится. Музыковед Леонид Гаккель наоборот считает, что из-за отсутствия пауз «психическая энергия гениальной музыи не успевала накапливаться..» и слушатель «не успевал суммировать впечатления от слышанного и виденного…» (рецензия на премьеру (2000 г.))

      Вообще опера поразила своими масштабами – задействовано более 200 артистов; cшито около 1000 костюмов, общий вес декораций превышает 60 тонн, тяжёлые декорации доставлены на сцену без какого-либо специального оборудования. И как всё-таки Мариинскому театру совместно с Метрополитен-опера удалось создать такую махину?

      4 января 2010
Чем заняться в Музее русского импрессионизма с детьми
Чем заняться в Музее русского импрессионизма с детьми
Чем заняться в Музее русского импрессионизма с детьми
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
9 лучших мультсериалов для изучения английского
9
лучших мультсериалов для изучения английского
9 лучших мультсериалов для изучения английского
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость