• жанр
    Драматический
  • Продолжительность первого спектакля 2 часа 40 минут, второго и третьего 2 часа. Перерыв между частями 1 час
    16+

Девятичасовой шедевр Льва Додина — абсолютно аутентичный Достоевский

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 877
оценки: 244
рейтинг: 996

Спектакль, который репетировался три года (с 1988-го по 1991-й), а идет девять часов с двумя перерывами. Своего рода режиссерский шедевр с выдающимися актерскими работами. Название Додин воспринял буквально и выстроил на сцене ад — пространство без сучка, без задоринки с огромной гильотиной в центре. ­Самый мрачный и безнадежный ­Достоевский, какого видела отечественная сцена.

3
0
...
17 октября 2008

Лучшие отзывы о спектакле «Бесы»

Фото Илья
Фото Илья
отзывы: 17
оценки: 30
рейтинг: 55
7

Спектаклю уже 20 лет, и идет он все это время фактических без изменений в актерском составе - к сожалению, это видно. В первой части актеры явно экономят силы. Ставрогину (Петр Семак) неплохо было бы сбросить десяток лет и килограммов, Лиза и Дарья Павловна также уже вышли из возраста влюбленных в Ставрогина барышень. Только Лебядкин (блистательный Игорь Иванов) и Шатов (не менее блистательный Сергей Власов) смотрятся на 100% органично. Если удастся абстрагироваться от возраста - получите большое удовольствие и богатую пищу для ума. Я не смог, поэтому моя оценка - 4 балла.

2
0
...
4 ноября 2013
Фото Оксана Васько
Фото Оксана Васько
отзывы: 373
оценки: 550
рейтинг: 107
5

На мой взгляд можно умереть, пока посмотришь весь спектакль. Длится 8 часов (без 10 минут). Ощущение, что просто решили прочитать роман Ф. М. Достоевского "Бесы", разбив по ролям, с выражением, но целиком. Не увидела здесь работы режиссера. Просто хорошо продекларированное актерами произведение.

1
0
...
19 июля 2015
Фото Настя Чацкая
Фото Настя Чацкая
отзывы: 14
оценки: 36
рейтинг: 17
7

Тяжело. И не потому что спектакль длится 12 часов, а просто потому что приходит снова осознание, как же могут пахать люди. Это наверное и правда вымирающий вид театра, потому что я не вижу здесь режиссера. Режиссер в хорошем смысле этого слова растворился в своем произведении. Само по себе явление – интересный актер, не прикрытый и не приправленный режиссерскими решениями – редкая личность в театре. А у Додина так интересно следить за человеком, что на остальное не обращаешь внимание., а если и обращаешь, то оформление и декорации настолько сливаются с атмосферой, что не замечаешь сценография ли добавляет атмосферы или актер заставляет оживать сценографию и будить воображение зрителя. Сцены ..я снова не верила, что они мизансценически выстроены.
Но вот я пишу эту рецензию уже не по совсем свежим следам и через призму времени анализируя свое состояние я понимаю, что «Бесы» очень долго доводили меня до понимая, до ощущения трагизма, до предчувствия некой беды, в масштабе страны/мира , а вот «Три сестры» длились не 12 часов, а мне было еще более не по себе после этого спектакля. Стоила ли 12часовая эпопея этого? На что вообще рассчитывает режиссер , ставя 12ти часовой спектакль? Если честно, не очень по душе мне атмосфера «дня театра с перерывами на МАКДОНАЛЬС и разговорами «что мы будем брать БИГМАК или Чизбургер. А потом проходит 30 минут и снова театр.12 часов погружения все же менее действенны нежели три. Потому что эти три часа ты сидишь ,затаив дыхание. Наверное самый запоминающийся такого рода спектакль, просмотренный на одном дыхании – это «1900й» Меньшикова. Мне казалось я жизнь прожила.
Но все же , если абстрагироваться (хоть и с большим трудом) от необходимости потреблять пищу в эти 12 часов, то можно очень на долго зависнуть. Я снова плакала в конце. Подобное состояние у меня будет еще в день просмотра «Стриптиза» Мрожека и «Моцарта и Сальери» Пушкина. Истерическое непонимание, как мы, ни черта не понимающие еще в жертвах ради искусства , будем жить во всем этом??Все же Додин – это был шок. Это планка, очертания которой мы, поднимая глаза, можем только смутно различить, поминутно сомневаясь , не обман ли зрения всё это.

1
0
...
30 июня 2014
Фото Елена Самукова
Фото Елена Самукова
отзывы: 249
оценки: 274
рейтинг: 309
9

Кто-то бросил глупую фразу о том, что МДТ – самый мрачный театр Петербурга, СМИ ее растиражировали, и с тех пор это определение кочует из спектакля в спектакль. С декабря прошлого года каждый месяц посещаю этот театр, и выхожу из зала с разными чувствами, но всегда положительными: с ощущением радости, восторга, эмоционального подъема, прилива сил, влюбленности или тонких светлых энергий.
«Бесы» - не самый мрачный спектакль, а самый многогранный, ориентированный на зрителей таким образом, чтобы по ту сторону зла увидеть противную злу мистерию. Свободная, легкая игра Олега Дмитриева задает тональность спектакля, который воспринимается на одном дыхании. Феерический артистизм Игоря Иванова мгновенно захватывает и восторгает. И когда появляется труп Лебядкина, становится жаль, что актер больше не вернется на сцену. Внимание в этом спектакле акцентируется на добре, не на зле. Шатов Сергея Власова преображается добротой и любовью к жене, Кириллов – желанием ему помочь. В Виргинских человечность важнее принадлежности к общему делу. Шигалев отказывается участвовать в убийстве, пусть даже по идейным соображениям.
Ставрогин Петра Семака, опустошенный, измученный хаосом чувств и мыслей, взлетов и падений, находящийся в плену изменчивых ощущений, доходящий до предела в познании добра и зла, вызывает сочувствие. Он ищет спасения в общении с отцом Тихоном, в любви женщин, в глазах людей, которые могли бы прочитать его исповедь. Но отец Тихон и влюбленные в него женщины, вызвавшие проблески света в его сознании, сами же и гасят их, погружая в еще большую темноту. В мире Достоевского Ставрогин обречен. Но он прошел слишком трудный путь, слишком много узнал о мире и о себе, слишком много выстрадал, чтобы исчезнуть навсегда. Опустошив себя до предела, многое изжил, достигнул последней черты, за которой падение уже невозможно. Хочется верить, что в другой жизни или в других мирах его ожидает преображение. Бесов бессмысленно просто осудить. Бесы не боятся осуждения, бесы боятся Света.
Выбор Петра Семака на главную роль в этом спектакле был очень мудрым решением Льва Додина, как ни парадоксально, именно потому, что актер и его герой слишком разные. С течением времени они прорастали друг в друга, что пошло на пользу Ставрогину, который стал вызывать сострадание. Великолепный, многогранный талант Петра Семака, сильного, темпераментного актера, умеющего увлечь зрителей, виртуозно использующего богатые природные качества, создающего выразительные, проникновенные, убедительные в своей внутренней ясности образы, всегда разные, неповторимо индивидуальные, имеет еще одно свойство. Сыгранные им роли надолго остаются в памяти. Его последний Астров вызвал чистую радость души, Ставрогин – интеллектуальную рефлексию.
Достоевский остро чувствовал проблемы изменяющегося общества, которое усложнялось, становясь более свободным, перерастая старые социальные конструкции и догмы. Хаотизация общества нашла отражение в «Бесах». Но его нервная, экзальтированная стилистика трудна для восприятия. Его герои подвержены эмоциональной пульсации, лишены внутренней гармонии, образы распадаются на части, и перестаешь понимать смысл происходящего. Какую же титаническую работу пришлось выполнить создателям спектакля, чтобы разобраться в хаосе и дисгармонии мира Достоевского! Каким огромным талантом и превосходным вкусом нужно обладать, чтобы превратить избыточную прозу Достоевского в восхитительный шедевр искусства!

1
0
...
1 октября 2013
Фото vadima
Фото vadima
отзывы: 25
оценки: 46
рейтинг: 28
9

Потрясающий, нестареющий спектакль, хотя ему уже 20 лет. Поистине Достоевский бессмертен, и Всё - Это про нас - вчерашних, сегодняшних, и, к сожалению, завтрашних. С одной стороны, это ужасно сознавать, что добро, всегда идёт об руку со злом, и бес есть в каждом из нас, и у каждого он свой. Но очень хочется верить в то, что добро всегда побеждает зло, хоть на какое -то время! Иначе, нас давно бы уже не было на земле... Огромное спасибо замечательным артистам за неповторимые переживания. Всем советую посмотреть этот спектакль, пока он ещё идёт на сцене легендарного МДТ.

1
0
...
24 февраля 2012