Комедия |
12+ |
Татьяна Казакова |
3 часа 10 минут, 1 антракт |
Самое главное в этом спектакле — история. «Тень» здесь когда-то шла в постановке режиссера Николая Акимова. Теперь имя Акимова носит театр, а спектакль давно исчез.
Само слово «тень» для премьеры 1940 года звучало вызывающе — в нем как будто уже был упакован афоризм Леца: «У него была мания преследования, ему казалось, что за ним все время кто-то следит, а это был всего-навсего сотрудник следственных органов». Так что Театр комедии для Ленинграда всегда оставался некой интеллектуальной фрондой. С виду все выглядело вполне невинно: «Тень» — это сказка Андерсена, переработанная Евгением Шварцем. Но публика читала ее «как надо». Это окружило спектакль беспримерной славой, но с этих пор совершенно невозможно было увидеть его «как есть»: театральный рисунок терялся и таял среди бесконечных «вторых смыслов» и «третьих планов».
После смерти режиссера «Тень» попробовал восстановить режиссер Юрий Аксенов по воспоминаниям одного из акимовских артистов. И хоть чуда, естественно, не случилось, этот спектакль до последних дней почитался в «Комедии» за «священную корову». Теперь главный режиссер театра Татьяна Казакова решила ее похоронить. Для того чтобы перестраховаться, она собрала по этому поводу отдельный худсовет. Но этот жест, конечно, не более, чем игра. Правда же заключается в том, что нынешний Театр комедии к своей легендарной славе уже давно не имеет никакого отношения. И это заслуга Татьяны Казаковой. Теперь это — полностью ее театр, плод ее усилий и памятник ее руководству. Там не нашлось места акимовской «старой гвардии» Татосову и Милиндеру. Оттуда бежали Виктор Сухоруков и Евгений Баранов. Там почти не играют, числясь в труппе, Ольга Антонова, Светлана Карпинская, Игорь Дмитриев. Татьяна Казакова ставит новую «Тень» с приглашенными звездами Еленой Руфановой (Принцесса) и Сергеем Русскиным (Тень), а также совсем молодым Денисом Зайцевым (Ученый). Елена Руфанова — это та прекрасная белокурая Ева из сокуровского «Молоха». Только ради нее и стоит зайти в Театр комедии в день премьеры и посмотреть, как идут дела на сцене.
Не знаю я много о подводных течениях в театре, и не думаю, что это повод для рецензии. А спектакль я видел давно и не один раз, когда еще в младших классах учился. Роль Принцессы тогда играла Ирина Мазуркевич. И хорошо играла, между прочим. Были заняты актёры другого состава, чем тот, что указан сейчас. Всех перечислять не стал бы, вдруг ещё перепутаю что. А игру Светина, Никитенко, Цветковой, Вагнер, Михайлова, Вахи (он -то и был Тенью) запомнил хорошо. Потому что яркая была игра. И декорации интересные (реконструкция акимовских).Про пьесу писать не буду. И так все всё знают про высокий метафорический смысл. Но скажу , что тогда в театре ещё один спектакль по пьесе Е. Шварца играли. "Два клёна". Тоже очень хороший спектакль был. И было главное - ощущение праздника. Феерии, если хотите. По-моему, акимовские традиции - это не ерунда, и не повод для пренебрежительных жестов.
20 лет .. ну ладно, 10 лет ничего подобного!
Зашёл посмотреть старую красивую сказку, поглядеть на М. Светина, а увидел острую и актуальную постановку, быть может не менее сильную, чем "Ревизор" для николаевской России! Спасибо театру за настоящее искусство.
Абсолютно не согласен с предыдущей рецензией. Спектакль очень слабый, ну совсем никудышний. К сожалению, не видел предыдущих постановок (говорят, были хороши), но эта - полная дребедень. Треска, шума куча, метров ткани на костюмы ушло много, результат - нулевой. К тому же игра актёров отсутствует в принципе. К примеру, вся игра актрисы в роли Юлии-Джулии (вспомните чудесную Гурченко в одноимённом гениальном фильме) сводится к закатывангию глаз и беспрерывным падениям на руки ближайшим мужчинам. И это театр? Конечно, исполнитель роли Тени преуспел в создании "мерзкого" образа - но до чего ж плоско, в один слой, как скучно-то всё это! Опять же - вспомните волшебную, талантливейшую работу Олега Даля - и сразу возникает желание плюнуть и уйти, не оглядываясь. К сожалению, и М. Светин в этой компании не порадовал яркими красками, хотя и смотрелся получше остальных.
Предполагалось, что спектакль "сделают" декорации и костюмы - однако это нагромождение бессмыссленных железяк и тряпок на сцене и людях ничего, кроме мысли об освоении бюджета, не вызвало.
В сущности, по худ. подходу это скорее мюзикл, чем драматический спектакль (хотя артисты не поют). Вот в Москве, с Киркоровым в главной роли - на здоровье. А тут - полное фиаско, на мой взгляд.
это у нас часто: режиссера не видно, зато энергии и харизмы актёров хоть отбавляй. но у Русскина отбавлять - грех. сходите на "Тень", чтобы насладиться харизмой Русскина и Светина. попутно замечу, что большинство ролей (на фоне указанных) вызывают по меньшей мере тоску. учёный (Зайцев), принцесса (Грачёва), массовка, манерные интонации героев и финал спектакля неприятно удивляют. при этом от финала первого акта захватывает дух и сценография Капелюша в который раз попадает в точку. сверху спускаются не то прутья, не то шипы и от тени становится жутковато. однако, во 2м акте то ли с декорациями что случилось, то ли так было задумано, но какую нагрузку несли все нагромождения на сцене, осталось для меня не оч понятным.
Наталья Андреева - образец женственности, красоты и обаяния одновременно. замечательная работа. невольно хочется посмотреть другие её роли
смысл.. благодаря своей идее "Тень" всегда будет актуальной.