Москва

Спектакль
Петр Великий (онлайн-трансляция)

LIVE Постановка Геликон-опера

оценить
Создатели
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Екатерина Бирюкова
Фото Екатерина Бирюкова
отзывы: 345
оценки: 263
рейтинг: 92

Мировая премьера оперы "Петр Великий" состоялась 13 января 1790 года в Театре итальянской комедии в Париже. Несмотря на случившееся полугодом раньше взятие Бастилии, с отношением к царствующей особе в тот момент в Париже еще не определились, и официальным государственным строем считалась монархия. По крайней мере, нарисованный в опере образ идеального императора вполне соответствовал духу времени. Но уже через три года Людовика XVI пригласили на гильотину, и "Петр Великий", заканчивающийся, как ни странно, прославлением этого самого Людовика, оказался непригодным к исполнению - опера в те времена была гораздо более актуальным искусством, чем теперь.

Плачевная судьба "Петра" - скорее исключение в творческой карьере ее автора, композитора Андре-Эрнеста-Модеста Гретри. Композитор он был вполне внятный и незатейливый, поэтому пользовался прижизненным успехом. Оперы он штамповал, все равно как бродвейские мюзиклы или голливудские фильмы, написал их то ли 30, то ли 60 штук - как про-, так и антимонархического содержания. До России слава Гретри докатилась уже при его жизни, новейшая продукция композитора шла в прогрессивном крепостном театре графа Шереметева. Как известно, юная Прасковья Жемчугова дебютировала там в 1779 году в его опере "Испытание дружбы" в маленькой роли служанки Губерт.

В нашу историю композитор вошел, однако, благодаря не Жемчуговой, а Чайковскому. Процитировав в своей "Пиковой даме" арию из оперы Гретри "Ричард Львиное Сердце", Петр Ильич превратил этот простенький мотивчик в российский бестселлер. "Пиковая дама" оказалась самым прочным надгробием композитора Гретри, потому что другое - портрет на банкноте в тысячу бельгийских франков (Гретри был южнонидерландского происхождения) - вышло в тираж с появлением евро.

Гетри преуспел в жанре французской комической оперы, серьезные ему давались хуже. Именно к этому жанру (отличительная особенность которого - наличие разговорных диалогов) и относится "Петр Великий", хотя, если вдуматься, в нем нет ровно ничего смешного. Все герои оперы - занудные, основательные, порядочные люди, один лучше другого: что скромняга Петр, обучающийся плотницкому ремеслу среди простых хороших людей, что его чистая возлюбленная Екатерина, с утра пораньше отправляющаяся на занятия благотворительностью, что мудрый бессребреник Меншиков, без конца радеющий о судьбах Отечества. Все герои оперы счастливы с самого начала, и, сентиментально повздыхав из-за некоего досадного недоразумения, к финалу они становятся просто несказанно счастливы. "Нет, нет, - плачет Екатерина, обнаружив в своем возлюбленном российского императора, - я не могу выйти за тебя, мы не равны!" "Мы равны в своих добродетелях", - утешает ее Петр. "Вот именно!" - настаивают влюбленные в обоих подданные. "Ну ладно", - соглашается Екатерина и падает без чувств под звуки менуэта.

В общем, по части приукрашивания действительности Гретри со своим либреттистом Жаном-Никола Буйи переплюнули самого Алексея Толстого, что немудрено: драматический образ русского царя они перепахали в тех же, в сущности, целях соцзаказа. Гретри вряд ли ожидал, что "Петр Великий" окажется столь живуч и что спустя пару веков модный московский режиссер Дмитрий Бертман будет ставить его в своем модном московском театре "Геликон", а потом повезет непосредственно в город Петра на празднование его 300-летия - будто это как минимум "К-19". Нет, по степени проникновения в российскую культуру "Петр Великий" дотянет разве что до мультика "Анастасия". Гретри хоть и использовал для приличия камаринскую в побочной части увертюры, но оперу написал вовсе не про Россию и не про ее экзотического правителя. Он ее написал просто про то, что такое хорошо (даже не про то, что такое плохо) - причем на момент 1790 года. Поэтому камаринская длится недолго, и уже в следующем номере - хоре плотников - сменяется тарантеллой.

0
0
...
1 января 2003
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.