Все развлечения Москвы
Москва

Все отзывы о спектакле «Царская охота»

7.8
оценить
Фото Майя Одина
отзывы:
40
оценок:
1
рейтинг:
49

"Хватит!" - сказал Михаил Ульянов на открытии нынешнего сезона в Театре Вахтангова. Суровые слова руководителя относились к тому, что в Вахтанговском берегли пуще всего, - к так называемой "вахтанговской традиции", с ее фантастическим реализмом, игровой стихией и всякими Турандотами. Ульянов же заявил, что театр, прикрываясь этими мифическими терминами, давно хиреет, а потому, дескать, пора оставить высокие слова и начать нормально работать. Театр и начал.

Волею репертуарного плана первой после программного заявления работой оказалась "Царская охота" - по гремевшей в советские времена пьесе Леонида Зорина о самозванке Елизавете Таракановой, которую по велению Екатерины II соблазнил, а затем заточил в Петропавловку граф Орлов. Спектакль Владимира Иванова, в большей степени педагога Щукинского училища, чем режиссера, получился традиционным. Не в том смысле, что Иванов, вопреки наказу худрука, следует вахтанговской традиции, вовсе нет. Все, что происходит в этом спектакле: императрица в парадном одеянии, стоя на авансцене, глаголет о пользе отечества; графья в бобровых воротниках сокрушаются о мимолетности царского благорасположения, маркизы в париках и рюшах расточают комплименты, звучит клавесин, колышется кисея, - все это могло бы в точно том же виде происходить (и чаще всего происходило) в любом спектакле русского театра в последние двести лет его существования, если спектакль хоть как-то относился к жизни царственных особ.

"Охота" Владимира Иванова полна всех мыслимых банальностей - от воздетых к небу рук (это если надо изобразить отчаяние) до усиленного микрофоном шепота (это когда любовь). И ты сидишь и не видишь ничего, кроме этих банальностей, и ждешь, когда же все это кончится, пока на сцене не появляются главные действующие лица: Мария Аронова - Екатерина II и Анна Дубровская - Елизавета, - и в этот момент ты перестаешь замечать все мозолившие глаз штампы. Обе актрисы, следуя нехитрым указаниям режиссера, играют так, что ты чувствуешь не только малейшие оттенки настроения их героинь, не только их невысказанные порывы, но и все, что происходит вокруг, начинаешь чувствовать почти физически. Атмосферу в кулуарах Зимнего дворца, весну в Италии, качку на русском корабле, пришвартованном у италийских берегов, тяжелый дух казематов Петропавловской крепости. Все терзания, слезы, угрызения совести и тоску, которая охватывает Алексея Орлова (Владимир Вдовиченков), пока на заднем плане звучит немудреная песенка "Я не могу ни плакать, ни смеяться ". Такой мощной актерской игры, такого правдоподобия чувств - такого, что начинает покалывать сердце, - давно не было в театре вообще и в Вахтанговском в частности. Одним лишь движением глаз, одним взмахом руки Аронова и Дубровская сообщают множество важных вещей, которые мог бы вложить в этот спектакль более умелый режиссер, и то, что судьба любого, будь ты холоп или вице-канцлер, в отечестве не ставится ни во грош, и то, что искомый всеми смысл жизни заключается, видимо, в любви, и многое другое, в режиссерском замысле никак не проявленное. И, кроме того, все эти движения и взмахи говорят о том, что с такими актрисами - лучшими в Москве - у Театра Вахтангова есть будущее. Каким бы ни представлял его себе Михаил Ульянов.

0

Отзывы пользователей

Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
5

Я могла бы отделаться от читателя лишь двумя словами – «костюмированная мелодрама», но останавливает привычка всё разобрать по косточкам. Позвоночник сегодняшней жертвы таков: брутальный секс-символ Российской империи, верный пёс Екатерины граф Алексей Орлов получает приказ доставить из Италии самозванку, имевшую неосторожность назвать себя сестрой убитого им Петра III. Знающие историю уже поняли, что речь идёт о судьбе несчастной княжны Таракановой: Орлов прикинулся страстно влюблённым, сыграл фальшивую свадьбу на корабле, а по прибытию на родину сдал беременную «супругу» палачам. Страх императрицы за корону, едва не пошатнувшуюся при недавней Пугачёвщине, помноженный на женскую ревность к молодой пышногрудой красавице, не оставил сопернице ни малейшего шанса, а равнодушный к людям подлец Орлов вскоре опочил на лаврах в Хреново, где вывел национальное достояние – уникальную породу рысистых лошадей. В пересказе основа пьесы Зорина увлекательна, на деле же она представляет собой череду выспренных диалогов в избитых мизансценах, нередко заставляющих заскучать, и спектакль «берёт» публику преимущественно оформлением – частой сменой роскошных исторических туалетов и настоящими левретками. Да и Алексей-Вдовиченков вызывает приглушённые повизгивания дам, то профессионально бычась с устремлённым в зал взором, то эротично вздыхая в микрофон – теоретически, в нём должны бороться личные чувства и гражданский долг, но очевидно, что понятия чести и совести для него давно потеряли ценность и вертятся, что дышло, согласно направлению корыстных интересов. Елизавета-Дубровская тоже, теоретически, должна потерять голову от любви и затем жестоко разочароваться, однако то чрезмерная сдержанность до деревянности, то переигрывание не способствуют сострадания к героине – кажется, что она так же, как Орлов, только играет в любовь, ведя свою собственную шпионскую интригу, но заигралась и проиграла из-за самонадеянности. Не радует и Екатерина-Аронова, неизбежно комичная благодаря своему «сельскому» акценту и потому слишком «мирная», по-домостройски домашняя для тирана в юбке, умело и безжалостно чередующего кнут и пряник, не испытывая никаких привязанностей к своим не менее лицемерным подданным. Если бы не все эти недостатки, постановка могла бы получиться пронзительной по психологии и/или острой по социально-психологическому смыслу, а ведь недостатки это не единственные: если персонажи первого плана обладали хоть какими-то характерами, то второстепенные появлялись и исчезали, исполняя исключительно декоративную функцию. Лишь одно исключение приятно удивило – Григорий Орлов (Завьялов), действительно влюблённый в «матушку», слепо и мучительно, ревнивый, немного истеричный отставной фаворит с гордой осанкой аристократа и непринуждённой хромотой солдата. Если вспомнить Григория из спектакля Мира искусства «Всему виной была её корона» в исполнении Кравцова – старого, теряющего рассудок, - несложно представить, как Григорий-Завьялов пронесёт через всю долгую жизнь поклонение Екатерине и горечь утерянного её расположения. Впрочем, ради харизмы талантливого актёра остальной пафос высидит не каждый – поэтому в общем и целом спектакль рекомендую горячим поклонникам романтики напудренной эпохи дворцовых переворотов.

15.05.2010
Комментировать рецензию

2
Фото Den R
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
2
9

Великолепный спектакль. Браво-Вдовиченков! Браво-Аронова! Браво-Дубровская!
Игра актеров настоящая. Они сумели разбудить весь спектр чувств у зрителя.

1
Фото Ксения
отзывы:
30
оценок:
37
рейтинг:
32
5

Честно говоря, ожидала гораздо большего...Спектакль кажется чересчур затянутым и даже нудноватым. С бельэтажа ничего не было слышно совершенно, притом, что публика была нешумная. Да и вся постановка и идея кажутся какими-то рассеянными и неопределёнными. За исключением нескольких эпизодов, спектакль, на мой взгляд, вышел бесцветным...

1
Фото Инка Браво
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
13
9

Мария Аронова продолжает удивлять и поражать глубиной и силой таланта!!! Спектакль для людей умеющих чувствовать, сопереживать. Все актёры достойно играли, но, да, простят меня служители мельпомены ... есть актёры, а есть таланты. Даже сейчас, вспоминая спектакль, накатывают чувства, слёзы восторга .... Поразительная глубина в ЦАРИЦЕ Ароновой!!! Это самородок! это Богом целованная актриса!!!! И конечно трудяга, потому что без труда, добиться ТАКОЙ глубины не возможно!!!
Если есть настроение погрузиться и отвлечься от окружающего пространства, идите.
Мой совет: - не пожалейте денег, берите партер и ряды с первого по шестой (включительно). Ловите нюансы, они потрясают!!!

0
Фото Михаил Заикин
отзывы:
180
оценок:
311
рейтинг:
359
5

Очень скучная постановка. Сидел я на спектакли, словно школьником из 5 класса, который пришел вместе со своим классом и учителем по истории в театр, но жутко хотел убежать гулять по Арбату и есть мороженое, а не зевать, щурится и крутится на не удобном театральном кресле.

Нельзя сказать, что-то конкретное плохо или что-то не удалось, просто вещь само по себе до боли пресная, предсказуемая. Вся сюжетная линия рассказана и подана зрителю уж больно постановочно, без изюминки, штампованно. Для юного зрителя, думаю, что хорошо. Но едва ли тронет более искушенного.

Вытягивают актеры, считаю, что Вдовиченкову Владимиру нужно брать более острые и глубокие роли, чем «восковой» граф Орлов с его страстями.

0
Фото Лара Гишар
отзывы:
78
оценок:
79
рейтинг:
125
7

Мне очень нравятся костюмные спектакли, к тому же основанные на исторических событиях. Это я хочу поведать о спектакле театра им.Вахтангова «Царская охота». Смотрела я его три раза и каждый раз получала несказанное удовольствие от постановки. Была на премьере несколько лет назад, предварительно наслушавшись хвалебных откликов об игре Марии Ароновой. Я считаю Аронову одной из немногих ярчайших актрис нашей современности. Еще достоин внимания и вызывает интерес исполнением своей роли Владимир Вдовиченков. Все. Больше никто не притягивает к себе внимания. Мария Аронова при появлении на сцене сразу вызывает аплодисменты. Нравится она публике, потому что интересная, талантливая и яркая актриса. Играет сочно, живо. Помню подробности всех трех, просмотренных мною спектаклей. Когда была на премьере, несколько лет назад, аккурат после прошумевшей на ТВ «Бригаде», то на дуэт Аронова - Вдовиченков смотрела под одним углом восприятия, сейчас восприятие изменилось. Тогда актриса в роли императрицы Екатерины II Великой усиленно говорила с акцентом, сейчас акцента нет, появились интересные «находки». При своей полноте двигается она легко и изящно, с прямой спиной, с царствующими жестами и снисхождением в голосе и повороте головы. Меня очень позабавила сцена кормления императрицей ливреток: с любовью накормила собачек, этой же ручкой и тем же кормом полакомила своего фаворита, сопроводив многообещающим взглядом. Шутка, а ведь могло быть и так на самом деле. Вы знаете, Аронова — императрица во всем. Сравнивая ее с Еленой Сотниковой в роли Екатерины Дашковой, то последняя какая-то блеклая, как будто тень Екатерины вышла на авансцену и что-то пытается сказать в укор и в противовес своему царскому телу. Как-то все не сильно и не убедительно, а ведь Екатерина Дашкова — это личность, не мало сделавшая для нашей страны. Сначала обе Кати были подругами, соратницами, у обеих сыновья Павлы. Так много общего. Но жизнь идет вперед, поэтому на разных жизненных этапах старые друзья отставляются и приближаются новые, потом все повторяется вновь и вновь. Дашкова всегда прямо и не таясь высказывала свои недовольства Екатериной и в плане политики, и в раздаче денег, земельных наделов и крепостных своим время от времени меняющимся фаворитам. Нет уверенности и интереса в образе Дашковой в исполнении Сотниковой. Екатерина II была очень незаурядной женщиной, сильной, целеустремленной и талантливой личностью. К тому же, любила, страдала, ненавидела, ревновала... Она абсолютно не имела никакого права на престол. Нагло свергла с престола своего супруга Петра III, истинного внука Петра I. Ее фаворит, один из многочисленных братьев Орловых, Алексей, якобы случайно и не нарочно, убил царя, потом прислал покаянное письмо Екатерине, которое и служило ей так называемой охранной грамотой, в котором всю вину в убийстве брал только на себя. Далее она вероломно оттеснила от трона собственного сына Павла, и правила Россией 35 лет. Как это было возможно? Сила, мощь и авантюризм этой женщины. Все это есть в игре Ароновой. Актриса играет не только императрицу, но и женщину. Отправляя на соблазнение княжны Таракановой одного из своих фаворитов графа Орлова, она все-таки с какой-то горькой иронией шутит с Алексеем по поводу его умения объезжать лошадей «знатный ты лошадник». Странно, не взирая на то, что она императрица, все же мужчины оставляли ее и влюблялись в других. Озвучив свое пожелание о привозе в Россию Таракановой, Екатерина мило и играючи уводит в спальню Алексея, предварительно зацепив его за жабо и протащив по сцене как песика за поводок, а он сначала мнется, но все-таки припускает за ней. Как жарко и с упоением он вспоминает ночь на 28 июня 1762 года, день переворота, ее, спящую, розовую ото сна, а ведь тогда она любила брата, даже имела от него сына, но все равно он помнит ее такой. Женщина, одним словом. Мария Аронова и Владимир Вдовиченков понимают друг друга. Это так важно для партнеров, поэтому их игра в дуэте интересная и легкая. Владимир Вдовиченков одаренный артист. Видела я его, правда, всего в двух спектаклях - «Глубокое синее море» и «Дон Жуан». Хочется, чтобы он играл побольше и в интересных постановках, создавая такие же яркие и запоминающиеся образы. Конечно понимаю, что эпоха Екатерины — это одна из насыщенных и ярких страниц нашей истории, сдобренная мощными событиями и сильными личностями, оставившими глубокий след, не может быть сыграна скучно и посредственно. Но вот Елена Сотникова (Дашкова) и Анна Дубровская (Елизавета) сыграли пресно. Я видела отрывки и слышала мнение о спектакле театра им.Моссовета «Царская охота» с Леонидом Марковым (Алексей Орлов), Людмилой Шапошниковой (Екатерина) и Маргаритой Тереховой (Елизавета). Так вот, там ярки и до самозабвения чувственны были герои Маркова и Тереховой, а об Екатерине в исполнении Шапошниковой не говорят с интересом. Даже шутили, что посади в зал импотентов, то они, глядя на игру Маркова и Тереховой, станут вполне полноценными. Вот в спектакле театра им.Вахтангова такое сказать о дуэте Дубровская — Вдовиченков нельзя. В тексте много сказано о неземной красоте, очаровании, манкости и необыкновенном женском магнетизме Елизаветы. К тому же она была не меньшей авантюристкой, чем Екатерина, значит умна и хитра. Ничего этого я не увидела в игре Анны Дубровской. Нет силы, притягательности. Да, она миниатюрная, прекрасно двигается и в тяжелых платьях, и в парике, и в исподней сорочке, распустив волосы, изо всех сил изображая страсть, жар сердца, захватывающее дыхание. Как-то неловко смотреть на все эти потуги. Чего не скажешь о Владимире Вдовиченкове. Только он выходит на сцену, крепко упирается ногами в пол, горячо смотрит в зал — среди зрительниц проносится вздох, мужик появился. Такое впечатление, что в зал он пускает невидимые стрелы, заряжая своей неимоверной энергией публику. Не могу такое сказать о Григории Орлове в исполнении Евгения Князева. Да, понятно, отставленный любовник, да, когда-то его любили, но сейчас о нем забыли. Какой-то образ у актера нервенный, дерганный, присутствует зависть к брату. Но, насколько известно из истории, они оба были близкими друзьями Екатерины, прекрасно зная о наличии друг друга, чего ж так завидовать-то? Ведь братья были отчаянные, подстать своей фамилии, настоящие орлы. Так вот, Алексей-то - Орлов, а вот Григорий, скорее всего, Воробьев. Когда я смотрела спектакль, то невольно в памяти всплывал фильм «Царская охота» с Николаем Еременко, Светланой Крючковой и Анной Самохиной. Знаете, равноценные произведения и этот фильм, и этот спектакль. Любовь — таинственное и трудно объяснимое чувство, каждый находит свое объяснение этому такому страшному, сладкому, взаимному и отвергнутому чувству. Но абсолютно каждому ясно, что любят тех, кому покровительствуют, а от кого зависят не любя

0
Фото Владимир
отзывы:
72
оценок:
13
рейтинг:
49

Если честно, спектакль "Царская охота" получился очень холодным, неярким и незапоминающимся. Такие исторические вещи всё-таки плохо выглядят на сцене драматического театра, они, по-моему лучше выглядят в виде опер в Большом. Лично я не сторонник декораций в стиле Ильфа и Петрова - когда в том самом провинциальном театре играли "Ревизора" - тут картина похожа - на сцене - трон-стрела, поворачивающаяся периодически, и ничего более. Естественно, спектакль "вытягивают" профессиональные актры. Но и тут хочется "вставить" следующее: Мария Аронова - актриса всё же комедийная, и дело тут не в "За двумя зайцами", а в том, что, действительно, когда смотришь на неё - хочется улыбаться, она чересчур солнечная и зажигающая, то есть, наверно, роль Екатерины - не её роль, мне так кажется. А Вам?

0
Фото Елизавета
отзывы:
743
оценок:
1108
рейтинг:
565

Мария Аронова - великолепная актриса. В момент безденежья страшно захотела сходить в театр, пошла на галерку в Вахтанговский, после спектакля настроение повысилось резко. Лучшие сцены, безусловно, с Марией Ароновой, в ее диалогах с Дашковой -Дубровской. В эпизоде с кормлением собачек Аронова лучше животных!
Вдовиченков неплохо играет, просто Аронова играет еще лучше.
Очень понравились костюмы, платья, конечно, дивно хороши. Некая аскетичность декорации не в ущерб спектаклю.

0