Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.3

Спектакль
Царская охота

Постановка - Театр им. Вахтангова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Постановка пьесы Леонида Зорина с лучшими в Москве актрисами.
Драматический
Владимир Иванов
3 часа 15 минут

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Майя Одина
37 отзывов, 37 оценок, рейтинг 51
1 ноября 2002

"Хватит!" - сказал Михаил Ульянов на открытии нынешнего сезона в Театре Вахтангова. Суровые слова руководителя относились к тому, что в Вахтанговском берегли пуще всего, - к так называемой "вахтанговской традиции", с ее фантастическим реализмом, игровой стихией и всякими Турандотами. Ульянов же заявил, что театр, прикрываясь этими мифическими терминами, давно хиреет, а потому, дескать, пора оставить высокие слова и начать нормально работать. Театр и начал.

Волею репертуарного плана первой после программного заявления работой оказалась "Царская охота" - по гремевшей в советские времена пьесе Леонида Зорина о самозванке Елизавете Таракановой, которую по велению Екатерины II соблазнил, а затем заточил в Петропавловку граф Орлов. Спектакль Владимира Иванова, в большей степени педагога Щукинского училища, чем режиссера, получился традиционным. Не в том смысле, что Иванов, вопреки наказу худрука, следует вахтанговской традиции, вовсе нет. Все, что происходит в этом спектакле: императрица в парадном одеянии, стоя на авансцене, глаголет о пользе отечества; графья в бобровых воротниках сокрушаются о мимолетности царского благорасположения, маркизы в париках и рюшах расточают комплименты, звучит клавесин, колышется кисея, - все это могло бы в точно том же виде происходить (и чаще всего происходило) в любом спектакле русского театра в последние двести лет его существования, если спектакль хоть как-то относился к жизни царственных особ.

"Охота" Владимира Иванова полна всех мыслимых банальностей - от воздетых к небу рук (это если надо изобразить отчаяние) до усиленного микрофоном шепота (это когда любовь). И ты сидишь и не видишь ничего, кроме этих банальностей, и ждешь, когда же все это кончится, пока на сцене не появляются главные действующие лица: Мария Аронова - Екатерина II и Анна Дубровская - Елизавета, - и в этот момент ты перестаешь замечать все мозолившие глаз штампы. Обе актрисы, следуя нехитрым указаниям режиссера, играют так, что ты чувствуешь не только малейшие оттенки настроения их героинь, не только их невысказанные порывы, но и все, что происходит вокруг, начинаешь чувствовать почти физически. Атмосферу в кулуарах Зимнего дворца, весну в Италии, качку на русском корабле, пришвартованном у италийских берегов, тяжелый дух казематов Петропавловской крепости. Все терзания, слезы, угрызения совести и тоску, которая охватывает Алексея Орлова (Владимир Вдовиченков), пока на заднем плане звучит немудреная песенка "Я не могу ни плакать, ни смеяться ". Такой мощной актерской игры, такого правдоподобия чувств - такого, что начинает покалывать сердце, - давно не было в театре вообще и в Вахтанговском в частности. Одним лишь движением глаз, одним взмахом руки Аронова и Дубровская сообщают множество важных вещей, которые мог бы вложить в этот спектакль более умелый режиссер, и то, что судьба любого, будь ты холоп или вице-канцлер, в отечестве не ставится ни во грош, и то, что искомый всеми смысл жизни заключается, видимо, в любви, и многое другое, в режиссерском замысле никак не проявленное. И, кроме того, все эти движения и взмахи говорят о том, что с такими актрисами - лучшими в Москве - у Театра Вахтангова есть будущее. Каким бы ни представлял его себе Михаил Ульянов.

0
0

Отзывы

5
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
16 мая 2010

Я могла бы отделаться от читателя лишь двумя словами – «костюмированная мелодрама», но останавливает привычка всё разобрать по косточкам. Позвоночник сегодняшней жертвы таков: брутальный секс-символ Российской империи, верный пёс Екатерины граф Алексей Орлов получает приказ доставить из Италии самозванку, имевшую неосторожность назвать себя сестрой убитого им Петра III. Знающие историю уже поняли, что речь идёт о судьбе несчастной княжны Таракановой: Орлов прикинулся страстно влюблённым, сыграл фальшивую свадьбу на корабле, а по прибытию на родину сдал беременную «супругу» палачам. Страх императрицы за корону, едва не пошатнувшуюся при недавней Пугачёвщине, помноженный на женскую ревность к молодой пышногрудой красавице, не оставил сопернице ни малейшего шанса, а равнодушный к людям подлец Орлов вскоре опочил на лаврах в Хреново, где вывел национальное достояние – уникальную породу рысистых лошадей. В пересказе основа пьесы Зорина увлекательна, на деле же она представляет собой череду выспренных диалогов в избитых мизансценах, нередко заставляющих заскучать, и спектакль «берёт» публику преимущественно оформлением – частой сменой роскошных исторических туалетов и настоящими левретками. Да и Алексей-Вдовиченков вызывает приглушённые повизгивания дам, то профессионально бычась с устремлённым в зал взором, то эротично вздыхая в микрофон – теоретически, в нём должны бороться личные чувства и гражданский долг, но очевидно, что понятия чести и совести для него давно потеряли ценность и вертятся, что дышло, согласно направлению корыстных интересов. Елизавета-Дубровская тоже, теоретически, должна потерять голову от любви и затем жестоко разочароваться, однако то чрезмерная сдержанность до деревянности, то переигрывание не способствуют сострадания к героине – кажется, что она так же, как Орлов, только играет в любовь, ведя свою собственную шпионскую интригу, но заигралась и проиграла из-за самонадеянности. Не радует и Екатерина-Аронова, неизбежно комичная благодаря своему «сельскому» акценту и потому слишком «мирная», по-домостройски домашняя для тирана в юбке, умело и безжалостно чередующего кнут и пряник, не испытывая никаких привязанностей к своим не менее лицемерным подданным. Если бы не все эти недостатки, постановка могла бы получиться пронзительной по психологии и/или острой по социально-психологическому смыслу, а ведь недостатки это не единственные: если персонажи первого плана обладали хоть какими-то характерами, то второстепенные появлялись и исчезали, исполняя исключительно декоративную функцию. Лишь одно исключение приятно удивило – Григорий Орлов (Завьялов), действительно влюблённый в «матушку», слепо и мучительно, ревнивый, немного истеричный отставной фаворит с гордой осанкой аристократа и непринуждённой хромотой солдата. Если вспомнить Григория из спектакля Мира искусства «Всему виной была её корона» в исполнении Кравцова – старого, теряющего рассудок, - несложно представить, как Григорий-Завьялов пронесёт через всю долгую жизнь поклонение Екатерине и горечь утерянного её расположения. Впрочем, ради харизмы талантливого актёра остальной пафос высидит не каждый – поэтому в общем и целом спектакль рекомендую горячим поклонникам романтики напудренной эпохи дворцовых переворотов.

15.05.2010
Комментировать рецензию

2
0
9
Den R
2 отзыва, 4 оценки, рейтинг 2
26 ноября 2009

Великолепный спектакль. Браво-Вдовиченков! Браво-Аронова! Браво-Дубровская!
Игра актеров настоящая. Они сумели разбудить весь спектр чувств у зрителя.

1
0
5
Ксения
30 отзывов, 37 оценок, рейтинг 32
7 ноября 2008

Честно говоря, ожидала гораздо большего...Спектакль кажется чересчур затянутым и даже нудноватым. С бельэтажа ничего не было слышно совершенно, притом, что публика была нешумная. Да и вся постановка и идея кажутся какими-то рассеянными и неопределёнными. За исключением нескольких эпизодов, спектакль, на мой взгляд, вышел бесцветным...

1
0
9
Инка Браво
8 отзывов, 9 оценок, рейтинг 14
15 марта 2011

Мария Аронова продолжает удивлять и поражать глубиной и силой таланта!!! Спектакль для людей умеющих чувствовать, сопереживать. Все актёры достойно играли, но, да, простят меня служители мельпомены ... есть актёры, а есть таланты. Даже сейчас, вспоминая спектакль, накатывают чувства, слёзы восторга .... Поразительная глубина в ЦАРИЦЕ Ароновой!!! Это самородок! это Богом целованная актриса!!!! И конечно трудяга, потому что без труда, добиться ТАКОЙ глубины не возможно!!!
Если есть настроение погрузиться и отвлечься от окружающего пространства, идите.
Мой совет: - не пожалейте денег, берите партер и ряды с первого по шестой (включительно). Ловите нюансы, они потрясают!!!

0
0
5
Михаил Заикин
183 отзыва, 638 оценок, рейтинг 373
8 ноября 2010

Очень скучная постановка. Сидел я на спектакли, словно школьником из 5 класса, который пришел вместе со своим классом и учителем по истории в театр, но жутко хотел убежать гулять по Арбату и есть мороженое, а не зевать, щурится и крутится на не удобном театральном кресле.

Нельзя сказать, что-то конкретное плохо или что-то не удалось, просто вещь само по себе до боли пресная, предсказуемая. Вся сюжетная линия рассказана и подана зрителю уж больно постановочно, без изюминки, штампованно. Для юного зрителя, думаю, что хорошо. Но едва ли тронет более искушенного.

Вытягивают актеры, считаю, что Вдовиченкову Владимиру нужно брать более острые и глубокие роли, чем «восковой» граф Орлов с его страстями.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все