Театральная афиша Москвы

Спектакль Сонечка

Постановка МХТ им. Чехова
8.7
оценить

Актеры по очереди читают повесть Улицкой о советских Лии и Рахили

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
1113

Вот спектакль, который растрогает донельзя, не оскорбит слуха и не обидит глаз. Не оскорбит, потому что на сцене звучит отменная проза. Не обидит, потому что обижать ему совершенно нечем: смотреть там не на что, это театр без театра. Режиссер - актриса и преподаватель сценической речи в Школе-студии МХАТ Марина Брусникина. В прошлом сезоне поставила на новой сцене МХАТа "Пролетного гуся" по двум астафьевским рассказам, в этом сезоне выпустила театральную версию повести Улицкой. В спектакле Брусникиной актеры делают то же, что студенты на экзаменах по сценречи: по очереди читают прозу. Более того, сама Брусникина делает то же, что делали Петр Фоменко в "Одной абсолютно счастливой деревне", Кама Гинкас в "Даме с собачкой", Оля Мухина в своих пьесах, Ксения Драгунская в пьесе "Ощущение бороды" и многие другие, только гораздо простодушней. Все они борются с тем, что Аристотель называл "мимезис праксис". То есть разрушают основу основ театра - подражание действию. Вот что происходит в пьесах? В пьесах люди каким-то образом действуют. Действуют - и произносят диалоги. А у Гинкаса в "Даме с собачкой", например, Буров и его дама проводят в беседах друг с другом десятую часть времени - в остальное время они говорят вслух о своих поступках или попросту молчком что-нибудь изображают. Например, Буров молча посыпает даму камешками, показывая, как он ее любит. У Ксении Драгунской герои проговаривают и диалоги, и ремарки, что избавляет их от необходимости эти ремарки отыгрывать. "Марина листает тетрадку и начинает волноваться, - говорит в спектакле по Драгунской актриса Елена Захарова, слегка кокетничая и не думая при этом волноваться. - Очень интересно, просто замечательно, вот это и есть настоящий народ". От всего этого театра не становится меньше - просто делается разнообразнее его язык. А в спектаклях Марины Брусникиной театр вообще не запланирован. "Сонечка" - это аудиокомпозиция: группа молодых и обаятельных актеров по очереди (один начинает, другой подхватывает) читают повесть Людмилы Улицкой о советских Лии и Рахили. Старая Лия, которую по сюжету зовут Сонечкой, и молоденькая Рахиль по очереди были женами Иакова, одного хорошего художника. То, что Лия-Сонечка искала убежища от житейских тягот в книжках, позволило актерам почитать вслух много чего помимо Улицкой - начиная с Елены Молоховец, заканчивая "Валленштейном" Шиллера. А то, что их способ существования похож на пение а капелла, развязало им языки: они стали буквально петь, разложив мелодии на несколько голосов. Звучит это в высшей степени культурно - тут и Улицкая, и Шекспир, и Юлиан Тувим с Жаком Превером. И я бы с радостью советовала эту милую "Сонечку" посмотреть. Хотя уместнее было бы порекомендовать ее послушать.

1
0
1 октября 2002

Лучшие отзывы о спектакле «Сонечка»

Фото Polina Elizarova
отзывы:
2
оценок:
22
рейтинг:
0
7

Спектакль легкий, светлый, ажурный, как аккуратно вырезанная из бумаги снежинка.
Я таких прежде не видела, не пьеса, а проза, не актерская игра, а чтение текста прекрасной повести Людмилы Улицкой.
Ролей нет, а есть актеры на все лады, в лицах, рассказывающие историю жизни главной героини.
Подкупает ощущение, что актеры читают текст с видимым удовольствием, как будто сами наслаждаются мелодикой, образами и сюжетом
Спектакль идет на Новой сцене, там, где и сцены никакой нет, и зрителей от актеров отделяет несколько метров, так что вся эта отчего-то праздничная энергетика по очереди читающих актеров явственно чувствуется.
Динамику и живость придают спектаклю многоголосно исполняемые а капелла фрагменты из произведений композиторов-классиков: Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Хачатуряна. Большое количество цитат из классиков литературы от Марка Аврелия до Пушкина и Шиллера тоже вполне себе органично вписываются в действие, как и несколько танцевальных вставок.
Не знаю, то ли это магия повести Улицкой, то ли режиссерская находка, то ли результат удивительной включенности в действо всех актеров делают свое дело. Но весь этот драйв, местами задор, местами слезы, искренность и увлеченность делают из повести "Сонечка" нежный, трогательный, идущий на одном дыхании спектакль.

0
0
3 июня 2011
Фото Марина
отзывы:
35
оценок:
71
рейтинг:
18
9

совершенно волшебный. правда нестандартный, играют его 12 кажется человек - 6 молодых людей и 6 девушек.
четких ролей у них нет, и весь спектакль они читают произведение, поют, танцуют, цитируют класиков.
на меня действо произвело огромное впечатление. очень понравилось.
со мной была подружка, так ей как то не особо.

я вот советую сходить.
но предупреждаю - спектакль на любителя. и если вы любите, чтобы все по полочкам, и чтоб в роли Василий Иваныча Иван Петрович. тогда не мучьтесь. не ходите.

0
0
2 июня 2008