Театральная афиша Москвы

Спектакль Отравленная туника

8.2

Античная трагедия в видении Николая Гумилева — и в фантастической постановке Ивана Поповски

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1347

Таких спектаклей в "Мастерской П.Фоменко" еще не бывало. Что там "Мастерская" - в Москве их тоже нет. В исторической ретроспективе, кажется, примерно так должен был выглядеть спектакль Таирова с Алисой Коонен: декоративный фон, статуарная пластика, надреальные голоса. Другой образец для сравнения - спектакли Роберта Уилсона: игра цвета со светом, актера с фоном, скульптурная пластика. В "Отравленной тунике" есть и уилсоновский меняющий цвет задник, и таировские позы, и драгоценные костюмы, в которых невозможно двигаться, иначе как по-королевски. Есть гумилевский сюжет, подражающий классицистской трагедии с ее триединством и конфликтом чувства и долга. Есть знакомые гумилевские медитации - называния экзотических слов, загадочных стран, невиданных драгоценностей, - четыреста с лишним лет назад этим же упивался елизаветинец Марло, и в простом деревянном театре эти воображаемые драгоценности заменяли и декорации, и бутафорию. Македонец Иван Поповски - ученик Петра Фоменко и автор прелестнейшего и довольно аскетичного "Приключения" по Цветаевой, игравшегося в гитисовском коридоре, - на этот раз счел поэтические гумилевские красивости недостаточными и расщедрился на красоту материальную. Ангелина Атлагич - художница, с которой Поповски делал в этом году спектакль на сцене только что отреставрированного античного театра, для которого она придумала фантастических драконов, - для фоменок изготовила не менее фантастические костюмы. Владимир Максимов обыграл одну из колонн, подпирающих потолок "Мастерской", и вывел на сцену свою - она способна перемещаться по расчерченному квадратами полу на манер шахматной ладьи и делится пополам, оборачиваясь двумя царственными тронами: на один сядет императрица Феодора - Галина Тюнина, на другой - византийский император Юстиниан - Андрей Казаков, и публика будет видеть только их руки, так что сцену свою они сыграют кончиками пальцев. После антракта планшет сцены раскроется и обнажит ячеистый бассейн, местами заполненный водой, местами - песком или мелкой галькой. Так что звук стихов будет сливаться с шорохом гальки, когда по ней ступает босая нога молоденькой невесты Зои - Мадлен Джабраиловой. И отточенное слово будет падать из уст императрицы Феодоры - Тюниной, чередуясь со звонкими каплями из ее ладоней. В общем, история о хитроумной византийской императрице Феодоре, жене Юстиниана, о любви Трапезондского царя, о его невесте, юной Зое, полюбившей араба Имра, и об отравленной тунике, предназначенной трапезондцу, но доставшейся арабу, помещена в стопроцентно адекватный антураж. То, что этому антуражу тесно в "Мастерской П.Фоменко", - правда; правда и то, что фоменки - не самые блестящие чтецы. Но и то правда, что вместе с Поповски они совершили шаг в сторону от того, чего от них привыкли ждать, - пресловутых кружев, легкого дыхания. Не фантастический жираф, в полной темноте блуждающий по сцене, и не чалма на голове Кирилла Пирогова, а этот самый шаг - и есть самое драгоценное из того, что есть в этой пышной "Отравленной тунике".

Отзывы пользователей о спектакле «Отравленная туника»

Фото _Shunia_
отзывы:
42
оценок:
64
рейтинг:
114
9

Была на спектакле 7 октября - и вот уже третий день пытаюсь разобраться в увиденном...
Билеты продавались в течение нескольких дней до спектакля, появлялись по 1-2, так что вполне можно было купить (на сайте их не было). А я столько лет хотела пойти, и не знала как попасть...Оказалось - вполне возможно. Зал - полон, спектакль идет 2 часа без антракта. Просто невозможно представить, что это действо можно прервать, попить кофейку, поболтать, и смотреть дальше. Завораживает. Невозможно оторваться от сцены. Не спектакль, а мистерия...Удивило собственное поведение в конце - не могла аплодировать. И не потому что не понравилось. Мне казалось это абсолютно неуместным. В храме, услышав красивую музыку, аплодировать не будешь.
А зрители устроили овации, кричали "Браво".

Фото 1911
отзывы:
38
оценок:
69
рейтинг:
32
9

Спектакль потрясающий, декорации, костюмы, звук, стихи Гумилева - такого я никогда еще не видела. Один из лучших спектаклей, которые я видела в своей жизни. Сходить стоит ОБЯЗАТЕЛЬНО, если сможете купить билеты.

Фото Алиса
отзывы:
67
оценок:
522
рейтинг:
61
5

Потрясающая сценография (собственно, ради нее и шла), но видно, что режиссер слишком увлекается визуальной стороной постановки. Имхо, из-за этого углубления в красивые детали пострадал сам спектакль, такое ощущение, что он как будто недоработан. Не хватает отточенности движений, величественности речи, картинности, к-рые были бы логичным продолжением выбранной концепции. Выглядит всё действительно немножко "по-фоменковски" (суета и вздохи), но здесь они, к сожалению, не к месту. Из актеров порадовал только Андрей Казаков (Юстиниан). Конечно, все мои рассуждения чисто субъективны, т.к. основываются на принципе "а как я это вижу", но я все равно считаю, что режиссура (с точки зрения раскрытия сюжета, работы с актерами) здесь не на высоте.

Фото Дарья
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
6
9

Отравленная туника

Самый обожаемый мой спектакль.
Если вы думаете, что не любите поэзию, то вам точно сюда.
Еще никогда я не слышала такого замечательного стихотворного текста.
Мозг абсолютно не напрягается на рифмах, в голове сразу предстают образы и совпадают с тем, что происходит на сцене.
Я не умею слушать стихи, но это произведение вошло в меня и вызвало восторг содержанием и словами, которыми оно выражено.
Наш ум устал от детективов и обычных текстов, "отравленная туника" как глоток свежего воздуха.
Не буду пересказывать содержание, интереснее смотреть спектакль не зная заранее, что будет.
Просто расскажу об актерах и их ролях.
Здесь нет главных и второстепенных героев. Каждый по своему важен и без него это была бы совсем другая история.
Кирилл Пирогов - его гениальность уже давно не секрет для всех зрителей этого театра. Абсолютное перевоплощение в героя, который так же гениален, как и сам актёр.
Андрей Казаков - самый величественный герой пьесы. Брутален и мужественен. Только рядом с ним могла оказаться настоящая Женщина, только у него могла родиться настоящая Женщина.
Рустэм Юскаев - добрейший герой. Во всех его ролях в театре проскальзывает такая доброжелательность, не важно кого он играет, что мне думается и в жизни он большой души человек. Это его роль. Человека открытого для всех, готового на всё ради счастья других. Смерть его героя вызывает скорбь и слезы у зрителей. Потеря его героя, первая, но, очевидно, не последняя.
Томас Моцкус - постоянная тень на сцене. Незаменимый герой. Из обыденных страстей окружающих свивает античную трагедию.
Мадлен Джабраилова - Из маленькой девочки перерождается в Женщину. Открыта, чиста и счастлива, пусть на миг, и пусть потом мрак, но это жизнь. Очевидно, та самая "отравленная туника", о которой идет речь.
Галина Тюнина - Императрица. В роли и в жизни. Женщина до мозга костей. Бушующая страсть. И в любви, и в ненависти, и в мести - воплощенная энергия, которая сжигает дотла.

Если вы хотите за два часа пережить все страсти, какие есть в человеке, то вам на этот спектакль.
Он заманит, втянет в себя и отпустит обессиленных только в самом конце.
И нет перерыва в нём, потому что эту жизнь надо прожить без антракта.

Фото Lalinushka
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
9

...В очередной раз - спасибо Мастерской Фоменко!..."Цветистая Поэзия Серебряного века, возвышенный слог Гумилева, исторический факт 15-вековой давности - как это все совместить на маленькой фоменковской сцене? Как у них получится?" - думала я, идя на "Отравленную тунику." Друзья, не слушайте снобов-критиков - критиковать их сущность:не слушайте - идите и наслаждайтесь!!!
Да, это необычно! Но получилось замечательно (несмотря на ужасный зрительный зал, тесный и душный)! как всегда минимум на сцене, зато максимум театра - игра света и цвета, фантастические костюмы, необычная пластика подстать стихочтению (хотя это вовсе не звучало зарифмованной речью, тем более, что и сам Гумилев здесь пишет в основном белыми стихами) и самое главное - игра актеров...Они играют даже пальцами рук (когда все другое закрыто колоннами), но кончики пальцев рисуют нам не только сложную психологическую ситуацию, но и характеры, мне даже казалось, я вижу, как они смотрят друг на друга)...Всё в спектакле всё к месту и хорошо. Оформление порой скупое, но удивительно емкое (как здорово представили на маленькой сцене дворец византийского императора - тут и пляж, и дворцовые залы, и бассейн, и потаенные комнаты), а временами даже сюрреалистическое - с райсикми бабочками, птицами и жирафом...))) ..а как здорово 2 коллонны моделируют пространство то в пляж, то в заллу с колоннами, то в комнаты )...Замечательные, просто обалденные костюмы, ненавязчивая музыка , актерская игра - из разрозненных мозаик складывающая изящную, красивую, полную драматизма картину.
...естественно, понравится и будет понято не всеми, но хуже от этого ни спектакль, ни Матерская Фоменко не станет...Браво, режиссеру Поповски, браво - В. Максимов - оформившему сцену, браво А. Атлагич, создавшей фантастические костюмы, и конечно, браво Мадлен Джабраиловой, Андрею Казакову, Кириллу Пирогову, Галине Тюниной , Рустэму Юскаеву и Томасу Моцкусу! Спасибо вам, ребята за еще один прекрасно проведенный вечер!


Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить