Античная трагедия в видении Николая Гумилева — и в фантастической постановке Ивана Поповски

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 878
оценки: 244
рейтинг: 994

Таких спектаклей в "Мастерской П.Фоменко" еще не бывало. Что там "Мастерская" - в Москве их тоже нет. В исторической ретроспективе, кажется, примерно так должен был выглядеть спектакль Таирова с Алисой Коонен: декоративный фон, статуарная пластика, надреальные голоса. Другой образец для сравнения - спектакли Роберта Уилсона: игра цвета со светом, актера с фоном, скульптурная пластика. В "Отравленной тунике" есть и уилсоновский меняющий цвет задник, и таировские позы, и драгоценные костюмы, в которых невозможно двигаться, иначе как по-королевски. Есть гумилевский сюжет, подражающий классицистской трагедии с ее триединством и конфликтом чувства и долга. Есть знакомые гумилевские медитации - называния экзотических слов, загадочных стран, невиданных драгоценностей, - четыреста с лишним лет назад этим же упивался елизаветинец Марло, и в простом деревянном театре эти воображаемые драгоценности заменяли и декорации, и бутафорию. Македонец Иван Поповски - ученик Петра Фоменко и автор прелестнейшего и довольно аскетичного "Приключения" по Цветаевой, игравшегося в гитисовском коридоре, - на этот раз счел поэтические гумилевские красивости недостаточными и расщедрился на красоту материальную. Ангелина Атлагич - художница, с которой Поповски делал в этом году спектакль на сцене только что отреставрированного античного театра, для которого она придумала фантастических драконов, - для фоменок изготовила не менее фантастические костюмы. Владимир Максимов обыграл одну из колонн, подпирающих потолок "Мастерской", и вывел на сцену свою - она способна перемещаться по расчерченному квадратами полу на манер шахматной ладьи и делится пополам, оборачиваясь двумя царственными тронами: на один сядет императрица Феодора - Галина Тюнина, на другой - византийский император Юстиниан - Андрей Казаков, и публика будет видеть только их руки, так что сцену свою они сыграют кончиками пальцев. После антракта планшет сцены раскроется и обнажит ячеистый бассейн, местами заполненный водой, местами - песком или мелкой галькой. Так что звук стихов будет сливаться с шорохом гальки, когда по ней ступает босая нога молоденькой невесты Зои - Мадлен Джабраиловой. И отточенное слово будет падать из уст императрицы Феодоры - Тюниной, чередуясь со звонкими каплями из ее ладоней. В общем, история о хитроумной византийской императрице Феодоре, жене Юстиниана, о любви Трапезондского царя, о его невесте, юной Зое, полюбившей араба Имра, и об отравленной тунике, предназначенной трапезондцу, но доставшейся арабу, помещена в стопроцентно адекватный антураж. То, что этому антуражу тесно в "Мастерской П.Фоменко", - правда; правда и то, что фоменки - не самые блестящие чтецы. Но и то правда, что вместе с Поповски они совершили шаг в сторону от того, чего от них привыкли ждать, - пресловутых кружев, легкого дыхания. Не фантастический жираф, в полной темноте блуждающий по сцене, и не чалма на голове Кирилла Пирогова, а этот самый шаг - и есть самое драгоценное из того, что есть в этой пышной "Отравленной тунике".

6
0
...
20 июня 2002

Лучшие отзывы о спектакле «Отравленная туника»

Фото _Shunia_
Фото _Shunia_
отзывы: 42
оценки: 66
рейтинг: 97
9

Была на спектакле 7 октября - и вот уже третий день пытаюсь разобраться в увиденном...
Билеты продавались в течение нескольких дней до спектакля, появлялись по 1-2, так что вполне можно было купить (на сайте их не было). А я столько лет хотела пойти, и не знала как попасть...Оказалось - вполне возможно. Зал - полон, спектакль идет 2 часа без антракта. Просто невозможно представить, что это действо можно прервать, попить кофейку, поболтать, и смотреть дальше. Завораживает. Невозможно оторваться от сцены. Не спектакль, а мистерия...Удивило собственное поведение в конце - не могла аплодировать. И не потому что не понравилось. Мне казалось это абсолютно неуместным. В храме, услышав красивую музыку, аплодировать не будешь.
А зрители устроили овации, кричали "Браво".

5
0
...
10 октября 2012
Фото 1911
Фото 1911
отзывы: 38
оценки: 69
рейтинг: 33
9

Спектакль потрясающий, декорации, костюмы, звук, стихи Гумилева - такого я никогда еще не видела. Один из лучших спектаклей, которые я видела в своей жизни. Сходить стоит ОБЯЗАТЕЛЬНО, если сможете купить билеты.

4
0
...
7 октября 2007
Фото Алиса
Фото Алиса
отзывы: 67
оценки: 566
рейтинг: 60
5

Потрясающая сценография (собственно, ради нее и шла), но видно, что режиссер слишком увлекается визуальной стороной постановки. Имхо, из-за этого углубления в красивые детали пострадал сам спектакль, такое ощущение, что он как будто недоработан. Не хватает отточенности движений, величественности речи, картинности, к-рые были бы логичным продолжением выбранной концепции. Выглядит всё действительно немножко "по-фоменковски" (суета и вздохи), но здесь они, к сожалению, не к месту. Из актеров порадовал только Андрей Казаков (Юстиниан). Конечно, все мои рассуждения чисто субъективны, т.к. основываются на принципе "а как я это вижу", но я все равно считаю, что режиссура (с точки зрения раскрытия сюжета, работы с актерами) здесь не на высоте.

2
0
...
29 февраля 2008
Фото Дарья
Фото Дарья
отзывы: 6
оценки: 6
рейтинг: 6
9
Отравленная туника

Самый обожаемый мой спектакль.
Если вы думаете, что не любите поэзию, то вам точно сюда.
Еще никогда я не слышала такого замечательного стихотворного текста.
Мозг абсолютно не напрягается на рифмах, в голове сразу предстают образы и совпадают с тем, что происходит на сцене.
Я не умею слушать стихи, но это произведение вошло в меня и вызвало восторг содержанием и словами, которыми оно выражено.
Наш ум устал от детективов и обычных текстов, "отравленная туника" как глоток свежего воздуха.
Не буду пересказывать содержание, интереснее смотреть спектакль не зная заранее, что будет.
Просто расскажу об актерах и их ролях.
Здесь нет главных и второстепенных героев. Каждый по своему важен и без него это была бы совсем другая история.
Кирилл Пирогов - его гениальность уже давно не секрет для всех зрителей этого театра. Абсолютное перевоплощение в героя, который так же гениален, как и сам актёр.
Андрей Казаков - самый величественный герой пьесы. Брутален и мужественен. Только рядом с ним могла оказаться настоящая Женщина, только у него могла родиться настоящая Женщина.
Рустэм Юскаев - добрейший герой. Во всех его ролях в театре проскальзывает такая доброжелательность, не важно кого он играет, что мне думается и в жизни он большой души человек. Это его роль. Человека открытого для всех, готового на всё ради счастья других. Смерть его героя вызывает скорбь и слезы у зрителей. Потеря его героя, первая, но, очевидно, не последняя.
Томас Моцкус - постоянная тень на сцене. Незаменимый герой. Из обыденных страстей окружающих свивает античную трагедию.
Мадлен Джабраилова - Из маленькой девочки перерождается в Женщину. Открыта, чиста и счастлива, пусть на миг, и пусть потом мрак, но это жизнь. Очевидно, та самая "отравленная туника", о которой идет речь.
Галина Тюнина - Императрица. В роли и в жизни. Женщина до мозга костей. Бушующая страсть. И в любви, и в ненависти, и в мести - воплощенная энергия, которая сжигает дотла.

Если вы хотите за два часа пережить все страсти, какие есть в человеке, то вам на этот спектакль.
Он заманит, втянет в себя и отпустит обессиленных только в самом конце.
И нет перерыва в нём, потому что эту жизнь надо прожить без антракта.

1
0
...
19 июля 2014
Фото Tatiana Che
Фото Tatiana Che
отзывы: 126
оценки: 144
рейтинг: 208
9

Как всегда, мастерская Фоменко - гарантированное удовольствие и полное погружение в происходящее. Прекрасный актерский состав, оригинальные постановочные находки, неожиданные акценты, Гумилев - все очень понравилось. Единственная небольшая деталь, которая резала глаз с завидной регулярностью - сидя на первом ряду было невозможно заставить себя поверить, что Зое -13 лет, поскольку играла ее актриса за 40 (я понимаю, что Сара Бернар играла до весьма почтенного возраста, но вряд ли юных дев). Так что в определенные моменты, не будучи замесмерированной силой актерской игры, с трудом удерживалась, чтобы не хихикнуть - что было бы убийственно, учитывая ярых адептов Фоменко вокруг нас. А вот Имр Кирилла Пирогова убедил на 100 и более процентов.
В целом - очень рекомендую.

1
0
...
29 марта 2012