Все развлечения Москвы
Москва

Все отзывы о спектакле «Носорог»

8.1
оценить

Отзывы пользователей

Фото Andrey Stepenkov
отзывы:
33
оценок:
36
рейтинг:
24
9

‎"Носорог" - спектакль по крайне актуальной, архиважной (в контексте "текущего момента") пьесе Э.Ионеско. Сам автор скромно поясняет, что пытался исследовать механизм массового психоза, однако мне кажется, охватил более широкие темы: эпидемия идей, утверждение миро-воззрений и массовая смена образа жизни. Причем все это в смысле деградации, торжества "простых формул" ("мне про вас(людей) все равно только поперек не надо!") - хорошо перекликается с "а взять все, да и поделить" из другой гениальной книги. Не радостные выводы авторов практически совпадают: многие уже(у Булгакова ещё) не люди и оценка их деятельности в контексте чел. морали не уместна. У Ионеско трагизм ситуации усилен местом действия: центральная Европа, сл-но: гуманизм, тойлерантность, защита животных и прочее и прочее... Больше всего пугает та убедительность, с которой автор показал полную невозможность в системе обще-человеческих духовных ценностей и этических норм адекватно оценивать и реагировать на происходящие изменения. Причём быть человеком отказываются вовсе не маргиналы и деградировавшие личности, а элита – успешные, удачливые, состоявшиеся. Ну невыгодно быть человеком, слишком много обязанностей, табу. Быть «носорогом» куда практичнее. Остальные(с разными мотивировками) следуют за ними. За 2 с небольшим часа сценического действия идеальный городок превращается в пастбище «носорогов», вполне милых животных, которым однако, гуманизм уже совсем не близок... И всё, человеческая цивилизация, со всеми своими культурными, духовными ценностями заканчивается, причем очень естественным путём – за ненадобностью. Последний человек, вечно пьяный индивидуалист, с «особым» мнением по любому поводу, выглядит просто нелепо в сравнении с целесообразностью животной сущности нового мира. Не знаю, что находят абсурдистского в этой пьесе, по моему очень жизненный материал. Играли замечательно, убедительно раскрыть столько смыслов - это сценический подвиг, не меньше. А+, смотреть ВСЕМ, молодым особенно.

5
Фото Elena-estetka
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
15
9

Прочитав очень противоречивые отзывы, шла на спектакль с небольшой опаской, но с интересом. Осталась в невероятном восторге! Таких впечатлений давно не получала. Не согласна, что спектакль только для искушенного и подготовленного зрителя, мое мнение- он для всех и для каждого!
При всей абсурдности, показанное на сцене- правда, это как зарисовка с нашего общества, которое иногда (слишком часто) кажется еще более диким, чем стадо носорогов... А личностей мало, люди стремятся за толпой и затаптывают свою индивидуальность, им гораздо проще слиться с "серой массой" и быть "как все"... Очень мудрый спектакль, глубокий и тонкий. И низкий поклон прекрасным актерам, все играют феерически!

3
Фото InnaP
отзывы:
28
оценок:
118
рейтинг:
38
9

На спектакль пришла неподготовленная ) до банальности - о чем будет идти речь, просто не имела понятия. Поэтому первые полчаса смотрела с недоумением, пытаясь вникнуть в суть, но с великим удовольствием. С удовольствием - потому что движения актеров легки, непринужденны и отточены; смена декораций - это танец; постоянная динамика спектакля сопровождается искусным юмором. После сцены с мадам Бёф идея пьесы стала окончательно ясна, и с этого момента мозг просто "закипел". До чего же достоверна эта пьеса абсурда! Не знаю почему, но первая ассоциация у меня возникла с идеей коммунизма - идея, захватывающая миллионы. И процесс распространения этой идеи, размышления индивидуумов - все это гениально показано!
Возможно, появление Жана в костюме Носорога в конце первого действия несколько не к месту, но спектакль сам по себе нагружен смыслом, поэтому такая эмоциональная разрядка должна существовать.
Все, описанное ранее - и сцена купания в болоте, и Дэзи, в конце концов увидевшая прелесть носорожьей стаи (?), и примкнувшая к ним, отказавшаяся от любви к Беранже, и последние рассуждения Беранже - раз я остался один, может быть и мне к ним примкнуть? - все гениально!
Отдельно про Кирилла Пирогова - это не первый спектакль, в котором я его вижу, но чудесным образом он всегда выделяется даже в эпизоде и обращает на себя внимание. А в главной роли - просто без комментариев :)

3
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
5

«Носорог» - постановка не самого Фоменко, а Поповски, но мне было интересно сравнить его с «Носорогами» Розовского. Незамедлительно обнаружились главные сходства: иллюстративность обстановки и попытка «озвучить» носорогов душераздирающим рёвом. Впрочем, впадать в истерику в театре Фоменко всё-таки сочли не комильфо – никто не кричит, ничего не рушится, вместо оглушительной «музыкальной темы НЛО» звучит менее выматывающий нервы ритм из малеровской симфонии, имитирующий носорожий топот. Да и просторная сцена, технически лучше оснащённая, позволила сделать декорации мобильными, легко меняющими дворик с кафе на офис, офис на квартиру. Куда как изобретательней решены и сами сцены превращения людей в носорогов: вместо того, чтобы корчиться в конвульсиях и ползать на четвереньках, Жан сначала облачается в тёмно-зелёный костюм, а затем из земли из горшков с растениями и воды из аквариума устраивает болото и вываливается в грязи. Но самым приятным отличием стало то, что упора на комизм, совершенно избыточный и бессмысленный в данной пьесе, у Фоменко, в отличие от театра у Никитских ворот, делать не стали, чередуя забавные моменты с напряжёнными. Беранже из «Носорога», простой, обаятельный человек, способный на адекватные проявления дружбы и любви, выгодно отличается от Беранже из «Носорогов» - карикатурного непросыхающего пьяницы, тупого, грубого и вульгарного. Остальные персонажи в исполнении труппы Фоменко также практически не допускают шаблонности, плоскостности шаржа и наигрыша, хотя назвать их интересными и запоминающимися тоже не поворачивается язык. Метафорические находки Поповски лишь немногим изящнее лобовой прямолинейности милитаристского маскарада Розовского: «первых носорогов» он выводит в первом действии рычащими в микрофоны слугами просцениума в чёрном, с белыми бинтами на лицах, как пародии на героев знаменитой картины «Поцелуй» Магритта, вынесенной на обложку программки. И там, и здесь атмосферу безуспешно нагнетают резкими контрастами освещения, и носорожьи рога в обоих постановках лезут в дыры – хотя если Розовский рогами ограничился, то Поповски не пожалел средств на костюм антропоморфного носорога и движущуюся репродукцию также небезызвестной гравюры Дюрера с носорогом. Однако главный недостаток интерпретации театра Фоменко – не сценография, а затянутость, эмоциональная пересушенность долгих статичных мизансцен, без сокращений пересказывающих авторский текст, от которых за три с половиной часа продолжительности спектакля постепенно становится скучно. Нетрудно теми или иными выразительными средствами передать угрозу «оносороживания», происходящую от пустопорожней демагогии и распространяющуюся по множеству причин, трудно заставить зрителя сочувствовать Беранже – последнему человеку среди бездумной агрессивной скотины. А этого не удалось ни той, ни другой постановке: не видно в Беранже той силы воли, независимости и решимости, которые требуются героям любого психологического склада, выбирающим в одиночестве противостоять всему миру. Создаётся впечатление, словно Беранже-Голубцов спасается от эпидемии алкоголем, а Беранже-Пирогов… джазом. По крайней мере, он очень оптимистично его напевает и пританцовывает в самые критические моменты.

12.07.2010
Комментировать рецензию

2
Фото julia pantofola
отзывы:
2
оценок:
8
рейтинг:
2
5

Носорожье житие-бытие, или каков же он, театр будущего?

Пьесы французского румына Эжена Ионеско изобилуют словесными вывертами, гипертрафированными образами и тщательно сдобрены многозначительными парадоксами. Казалось бы, цель достигнута: привычные стереотипы восприятия разбиваются вдребезги, мы, зрители, бежим прочь от так надоевшей действительности в сценический мир абсурда...
Режиссер Иван Поповски собирает разлетевшиеся в разные стороны осколки и создаёт...всё ту же опостылевшую всем реальность. Ещё один парадокс?

Как говорил Константин Сергеевич, на сцене нужна не жизненная правда, а художественная.Только вот, какая она, эта самая художественная правда? Не буду сейчас лезть в онтологические дебри критериев художественности, скажу только, что затеянный на рубеже 19-20 веков спор о дальнейшем пути театра ни к чему не привёл. "Натурально" ли всё показывать или опоэтизированно-символично - решает уже режиссёр, творец своей реальности. Главное, чтоб правда всё-таки художественная присутствовала..
Вот и Поповски продемонстрировал свои художественные приёмы в нелегком деле выстраивания сценического мира иллюзий.
Начало спектакля, на мой взгляд, затянуто. Хотя, троица в черных костюмах и шляпах с забинтованными лицами, некий такой утроенный вариант Андрея Бартемьева, время от времени появляющиеся на сцене и издающие устрашающие звуки, оживляют наводящий скуку разговор о логических предпосылках, но всё равно вздремнуть, уютно устроившись в кресле, хочется.

Но вот сцена, где Жан, друг Беранже, превращается в носорога, меняет дело! Затаив дыхание, следишь за тем, как он, перевернул кровать, налил туда воды, вытряхнул цветок из горшка, устроил там болото и начал заразительно барахтаться в нем, перемазанный настоящей, совсем не бутафорской грязью и по-носорожьи рычать.
- Слишком натурально? Физиологично? - спросите вы.
-Возможно, но невероятно правдиво, а в то же время художественно..
Может быть, как раз об этом говорил К.С...
Но вот зачем на сцену вывели его же в костюме огромного носорога-киборга, непонятно.
Мне этот эпизод, напомнил сцену из фильма "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён", где Митрофанова, родственница директора детского лагеря, должна была быть царицей полей и предстать на родительском дне в костюме гипертрофированного початка кукурузы. Но там то костюмированный праздник, а здесь для чего?
Ну, и конечно, Кирилл Пирогов в роли Беранже, очаровывает. Стоит досидеть до конца ( а спектакль идёт всё-таки 3 часа), чтобы посмотреть на Него, Единственного, оставшегося человека в этом безумном носорожьем мире...


2
Фото Anabena
отзывы:
39
оценок:
170
рейтинг:
82
9

Мастерская Петра Наумовича не перестает радовать. Спектакль отличный, если есть возможность - необходимо идти. 2 действия, контрасных друг другу. Первое - с великолепной сценографией, музыкальным сопровождением, наполненное иронией. Второе - статичное, в которое вынесена основная смысловая нагрузка пьесы Ионеско. Пирогов великолепен, органичен, естесственен в каждом движении, в каждом монологе. Да и вся труппа вызывает искренное восхищение. Все, происходящее на сцене, оставляет некое "послевкусие", впечатления сохраняются надолго, хочется сходить еще разок.

2
Фото Ariadna Mayer
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
5

НОСОРОГ - НЕДОНОСОК

Ну вот, утвердившись во впечатлениях, созрел написать пару слов о вчерашнем спектакле.

Сама эта первая "абсурдистская" пьеса, делая скидку на то, что это пятидесятые годы (То есть не смотря на образность и гротескность абсурдистского сюжета все равно очень прямолинейна, метафоричность такая совсем для "крепостных" топорной работы) явно небезынтересна и мне захотелось увидеть другую постановку. Потому что то, что я вчера видел было явно и заметно слабовато... Тройка по пятибалльной шкале с заметным минусом.

Размышляя о причинах общего впечатления думаю, что это в первую очередь вина режиссера, проработка сцен местами то натянутая, то статичная, то неубедительная,часть сценографии просто пахнет провинциальностью. Иван Поповский попал в мой персональный черный список.)))

Такая идея возникла еще и потому, что актеры в основном вызвали ощущение, что они бы могла больше. Чем дольше я смотрел , тем меньше у меня было ощущения театра, а больше ощущения сценки, удавшегося школьного спектакля старших классов.

Неприятно выделилась игравшая главную женскую роль во вчерашнем составе француженка Наджа Мэр. Не зная ее происхождения, на первых парах решил , что акцент и французские фразы меж делом - сознательный прием. Чем дольше она была на сцене, чем эмоциональнее она пыталась играть, тем сильнее становился акцент. Только акцент этот увы звучал ни как французский, а скорее, как немецкий или латышско-литовский. А сама игровая эмоциональность этой актрисы, была такая прохладная примороженная, как могла бы быть у прохладниших представительниц этих национальностей. Чем дольше она играла. тем больше меня раздражала неубедительностью и прохладностью , которую не перекрывала наигранность.

На сайте театра написано: Француженка, волей судьбы оказавшаяся в России. Училась в Саратовской консерватории и в СПбГАТИ (курс Байрамкулова). Поступила в стажерскую группу при Мастерской в 2007 г. За ввод на роль Дези в спектакль «Носорог» удостоена награды «Золотой витязь-2008» в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

Непостижимое для меня обстоятельство. Видимо просто из удивления перед тем, что в русском театре, как в свое время в императорских театрах. вновь на сцене играет француженка. Надо заметить, что и в те времена в Россию не парижские примадонны приезжали. а те, кто не смог ничего не родине добиться. Оно, конечно, Мэр не касается. она здесь и училось.. но параллель напрашивается.

Буду срочно смотреть запись другой постановки "Носорога", чтоб исправить впечатление.

1
Фото vi_almighty
отзывы:
74
оценок:
200
рейтинг:
167
7

Попала на спектакль случайно, первый акт сначала меня не особенно впечатлил, но затем стало интересно, второй понравился больше- он такой, философский что ли. В целом: актерская игра отличная, очень поравились все, особенно Пирогов; отлично показана идея "оносороживания" толпы, ведь на самом деле так и происходит в жизни- стадное чувство охватывает большинство, даже тех, кто, казалось бы, не находит себя в жизни в принципе вообще, как в случае Беранже, считающего жизнь "противоестественной". Интересно будет тому, кто любит подумать и ОБдумать, другим же пьеса может показаться утомительной и скучной.

1
Фото mila-dro
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
1
7

…. Идея обратной перспективы развития человека …..

На суд зрителя вынесен диалог автора со временем. Сложность языка, заключенного в символах, которыми Ионеско изъясняет свою идею – «человека – носорога», режиссер передает через перевоплощение актеров на сцене. Зрителя посвящают в интимный процесс – перерождения души и становления новой формы. Стремление к новой форме - от сложной к более примитивной, для человека процесс мучительный и не понятный. Противостояние силе, захвативший массы, становится невозможным. Происходит отвержение любой возможности самой борьбы. Личность, как единица целого, подавляется количеством самого целого.
Сцены в спектакле решены Иваном Поповски не только как режиссером мыслящим - художественно. Они выстроены как музыкальная партитура композитором, на разные голоса, звучащие вместе или последовательно, но в определенной мелодики.

1
Фото юлия ласник
отзывы:
12
оценок:
187
рейтинг:
12
9

То, что десятиления назад было непривычным, сложным для восприятия, становится прозрачным, почти притчей. Не надо ругать спектакль за легкость, веселье, суматоху. Так и должно быть, панический страх приходит в солнечный полдень. В пьесе, разрушающей все иллюзии, смех - это освобождение. Всех поймали, гордого - на гордость, умного - на ум, чесного - на честность. Смысл никуда не делся. Отточенные афористические фразы не провисают, не застывают, а работают, как и должны.
Игра актеров прекрасна. Режиссура не покоробила ни разу, ничего лишнего, все оправдано. Надо обладать большой культурой, помимо таланта, чтобы поставить "Носорога" так - без указующих перстов. Спасибо.

1
Фото Юлия Бедретдинова
отзывы:
57
оценок:
115
рейтинг:
49
9

В маленьком французском городке происходит нечто невероятное - люди превращаются в носорогов.
Абсурд. Да. Бред. Да. Заставляет задуматься - тоже да.
Напряжение, смех, мысли о человеке и человечности - все слилось в едином непередаваемом ощущении.
Я вышла из театра под очень сильным впечатлением и с трудом уснула тем вечером - такой мощный заряд я получила от спектакля.
И еще - у меня появился любимый актер в этом театре - Кирилл Пирогов просто невероятен.

1
Фото сергей коновалов
отзывы:
858
оценок:
1002
рейтинг:
637
9

Носорогизация как экзистенциальная драма

Эпидемия носорожьего гриппа – что может быть атипичнее? В благополучном французском городке разворачивается неожиданный зоомедицинский триллер: жители один за другим начинают превращаться в носорогов. Основные симптомы – повышение температуры, склонность к похрюкиванию, почёсыванию и пофыркиванию, трансформации кожи, шишка на лбу и неравнодушие к грязевым ваннам. Поначалу всех интересует количество рогов и происхождение видов пробегающих аццких жывотных, но вскоре наиболее проницательные жители города начинают за рогами различать индивидуальности, характеры и личности. Это в конечном итоге позволяет развивать не просто театр абсурда, но и проблематику экзистенциального выбора отдельно взятого человека, а также тему толерантности в обществе (что, кстати, актуально для России!).

Обидно (и вместе с тем назидательно!), что в итоге человечество так и не удалось спасти, ибо единственная уцелевшая в этом зоосаде пара не смогла построить отношения: соблазнительная Ева предпочла медленно спивающемуся и склонному к чрезмерной рефлексии Адаму энергию, свободу, рычание и весёлый городской джоггинг в стаде оносорожившихся.

Спектакль весьма продолжительный (более 3 часов!). Однако театральные стайеры будут вознаграждены: постановка феерична, динамична, гомерична и истерична (в хорошем смысле, ежели таковой есть).

1
Фото А. Новиков
отзывы:
43
оценок:
47
рейтинг:
34
3

Сбылась мечта идиота: попал на спектакль Мастерской Петра Наумовича Фоменко, перед которым трепетно благоговею и покрываюсь всевозможными пупырышками. К сожалению, попал не на "тот" спектакль. Постановка Ивана Поповски, посла культуры Македонской республики в России и наоборот, оказалась откровенно слаба. Не спасает ее ни носороги, ни Галина Тюнина, "преображенная" в толстозадую мадам во второй сцене, ни воинственные стилизации под марши. А губит ее серьезность и простота пьесы Эжена Ионеско, суть ее абсурдно проста. Люди медленно и со вкусом - отличный момент с импровизированным болотом, превращаются в носорогов. И только (анти) герой, выпивоха из юридической конторы, слишком слаб, чтобы стать сверх-человеком, носорогом и остается все таким же жалким. Опять же, к сожалению, мастерства Кирилла Пирогова не хватает, чтобы вытянуть эту антипафосную линию. У зрителей же не всегда хватает терпения досмотреть то, что можно сказать в три слова, до конца. Носорог - рог - рог - бежит...

1
Фото art-andrey.livejournal.com
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
9

Носорог: выход есть.

Что делать, когда в люди в обществе один за другим принимают «истину» по сути своей далекую и враждебную тебе?
Есть несколько вариантов решения:
1. Принять эту «истину» самому, потому что не могут люди ошибаться все вместе. И, скорее всего, эта «истина» верна.
2. Отвергать «истину» и бороться против нее.
3. Попытаться понять причину ее возникновения и либо принять (поняв причину), либо бороться с причиной.
Все герои пьесы Э. Ионеско «Носорог» принимают эту «истину», поочередно становясь носорогами. И главный скептик, - мыслитель Баранже (Кирилл Пирогов), отвергавший «истину», оставшись один – ревет как носорог и хочет стать таким же, как они.
Реальных параллелей с «Носорогом» множество: от распространения идей коммунизма и фашизма, до принятия/отрицания гомосексуализма обществом или контрацепции церковью.
«Меня за эту пьесу ругали <…> потому, что не предложил выхода. Но мне и не нужно было предлагать выход. Мне нужно было показать, почему в коллективном сознании возможна мутация и как она происходит. Я просто описывал - феномелогически –процесс коллективного перерождения.»- говорит Ионеско.
Однако выход есть – понять причину возникновения «истины» и либо принять (как принимают гомосексуализм), либо отвергнуть и бороться (как борются с фашизмом).

Постановка «Носорога» в Театре - Мастерская П. Фоменко не только заставляет задуматься о множестве вещей актуальных в современном обществе, но и получить удовольствие от игры актеров, великолепных декораций, световых и звуковых решений.

После спектакля мы поймали машину на Кутузовском - красную «Копейку» универсал. Мы сели в нее и попали в космический корабль: экран с яркими музыкальными клипами, люк из оранжевого стекла над головой, клавиатура, прикрепленная к стене, провода, яркие лампочки.. «Куда вам, дорогие?» - спросил водитель, парень лет 28, азиатской внешности, с умным взглядом из-под очков в тонкой оправе. Всю дорогу он спрашивал, удобно ли нам, не громко ли играет музыка, не хотим ли мы попить лимонада, не дует ли или не слишком ли жарко. От него исходила доброта, которая в нашем городе не принята, не обычна. Мы вышли из машины с улыбками: «Всего вам хорошего, дорогие! До новых встреч!» и с по-настоящему хорошим настроением. Но мне было и немного страшно за этого парня. Ведь он «Носорог» в этом мире, и найдутся люди, которым его доброта и необычность может чем-то помешать…«Удачи, вам, и счастливого Пути!»

1
Фото Николай Шуваев
отзывы:
46
оценок:
46
рейтинг:
8
7

Записки дилетанта.

№ 45. Мастерская Петра Фоменко. Носорог (Эжен Ионеско). Реж. Иван Поповски.

Прививка от бешенства.

Пьеса драматурга Эжена Ионеско, классика театрального авангарда и одного из основоположников «Театра абсурда» (или «Театра насмешки» - этот термин был ближе автору), была написана в 1960 году и пережила множество постановок по всему миру и до сих пор не утратила актуальность. Публика не сразу приняла Ионеско - он шутил по поводу бурных скандалов, сопровождавших его спектакли: «если неуспех будет распространяться таким образом, он превратится в триумф». В Москве, запрещённого в Советском Союзе «Носорога» до «Фоменок» ставили лишь дважды. Таким образом, спектакль, поставленный режиссёром Иваном Поповски, родившемся в Македонии (на сегодняшний день он поставил четыре спектакля для театра) – явление на театральном небосклоне достаточно редкое.

В пьесе в аллегорической форме показано завоевание общества определённой идеологией. Лишь считанные единицы способны разглядеть казалось бы очевидную опасность и не стать «носорогом» как все. Интеллектуальный конформизм и толерантность незаметно превращают сбившееся с пути общество в стадо рычащих толстокожих животных. Жертвами становятся все: и мужчины, и женщины, и молодые, и старые, и богатые и бедные. Все. Даже самый непримиримый персонаж - правдоруб Ботар сдаётся со словами: «Нужно идти в ногу со временем!». Из «честного» человека получается «честный» носорог. В блестящих, остроумных диалогах высмеивается безжизненный формализм логики, сугубо рациональный подход, приводящий к абсурду: «Все кошки смертны. Сократ смертен. Следовательно, Сократ — кошка …А ведь верно, моего кота как раз и зовут Сократ… Значит, Сократ был кошкой! …Так нам сейчас доказала логика».

Единственный, кто к финалу избегает психологически уютного "оносороживания" - критически мыслящий по отношению и к окружающим и к себе, пьющий нонконформист Беранже. Этот одиночка скверно выглядит: небрит, непричёсан, помят, вечно мается похмельем, несерьёзен, «ни о чём не думает», на работе пассивен и вял, полон страхов и неуверенности, но именно он не сдаётся, готовый защищаться один до конца против всех, чтобы остаться «последним человеком». Именно у неудачника (для большинства) Беранже хватает внутренних интеллектуальных и душевных сил, чтобы устоять в схватке против общества и именно этот хрупкий и ранимый человек выходит из неё победителем. Все остальные, несмотря на свою кажущуюся неколебимость, самоуверенность, облачённые в панцирь из социальных доспехов рано или поздно ломаются будучи не в состоянии сделать единственно правильный нравственный выбор – остаться собой, не поддавшись желанию быть «как все», комфортным большинством, бессмысленным звериным стадом.

Иван Поповски создал на сцене светлое, домашнее, сказочно-уютное пространство, разноцветный провинциальный мирок с мягкими цветами в пастельных тонах. Но с первых же минут на краю сцены контрастом появляется мрачная, чёрно-белая обезличенная, немая троица в котелках (напоминающая персонажей Рене Магритта) с забинтованными лицами, издающая глухое, угрожающее рычание (не прекращающее негромко звучать из динамиков и в антракте, поднимая градус тревожности и создавая специфическую атмосферу). С течением времени присутствие тёмной, незримой силы, которую они символизируют, будет всё назойливей, явственней, отчётливее. Обыватели у Ивана Поповски постоянно находятся вместе, они близки и дружны, представляя собой одно целое. Эти люди заодно, даже если спорят друг с другом. В их танцах видна синхронность. Людская масса символизирует, таким образом, единую социальную общность.

Главной задачей режиссёра стояло показать процесс трансформации, то, как мир людей под натиском «носорогов» превращается в мир зверей, как поддаются, психологически ломаются люди, становясь животными. Центральное, переломное место спектакля занимает плавная, оригинально придуманная и скрупулёзно показанная метаморфоза, происходящая с Жаном (Олег Нирян), приятелем Беранже. Персонаж понимает, что болеет и сопротивляется, как может, но хватает его ненадолго. Он кричит, шумно фырчит, чешется, бегает по кругу, опрокидывает предметы, пожирает апельсины с кожурой, валяется, купается в грязи. Постепенная утеря человеческого содержания, морали завершается утерей человеческого облика. Последними словами становятся: «Я тебя растопчу, растопчу!». Непосредственно носорогов режиссёр старается не показывать, ограничиваясь намёками, силуэтами, тенями, рёвом, но этого оказывается вполне достаточно.

Процесс трансформации затрагивает всё и вся: и человеческие личности (знакомых, коллег, друзей, возлюбленную, наконец) и декорации (двор выворачиваясь наизнанку предстаёт офисом, затем квартирой, и напоследок маленькой каморкой главного героя). Мир заполняется агрессией, сжимается раз за разом вокруг Беранже. Крепко сбитый, дружный и жизнерадостной человеческий социум по злой воле неотвратимо превращается в толпу животных. Носороги незаметно становятся фактом, данностью и к ним привыкают даже скептики, превращаясь в апологетов. Отдельного слова заслуживает выбор исполнителя главной роли - харизматичного Кирилла Пирогова, органичного в ней настолько, что, кажется, играющего самого себя.

Прочтение пьесы Иваном Поповски очень подробно, во многом буквально (вплоть до клинически точно воспроизведённого фырканья, которое издаёт Ботар), но от этого выиграют зрители не читавшие текст. Обратной стороной такого метода является некоторая затянутость, но она скрашивается благодаря фирменной Фоменковской лёгкой подаче, воодушевлённой игре актёров и эмоциональным диалогам.

Тема, поднятая в спектакле исключительно важна для любого, особенно такого политизированного как наше общества, где каждый является в той или иной степени «носорогом». «Оносороживание» непрерывно идёт со всех сторон, поэтому так необходимо иметь интеллектуально «противоядие» в качестве которого спектакль и выступает. И тот факт, что «Носорог» успешно идёт на сцене Мастерской Петра Фоменко уже более десяти лет вселяет надежду и придаёт оптимизм.

0
Фото Алекс Мон
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
1

Плоско. Никак! Тема, может, и актуальная. Но спектакль ужасно пустой!

0
Фото Olesya Abramova
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Вчера 7 октября смотрели Носорога!! В театре были впервые-на новой сцене. Очень понравился! Уютно, стулья из "12-ти стульев", прожекторы, колонны, современный буфет, счастливые лица вокруг).. Про спектакль: было смешно, много юмора, таинственно и жутко, забавно и романтично, но в тоже время очень грустно! Актёры супер! Кирилл Пирогов великолепен! Всегда нравится общение актёров с залом. Ощущение близости и откровенности не покидало.. Однако, немного не хватило времени на аплодисменты! Актёры вышли только один раз, а так хотелось им поаплодировать ещё и ещё! Традиции театра или скромность актёров?.. Обязательно приду ещё раз!! Спасибо!

0
Фото Дарья Слесарева
отзывы:
1
оценок:
0
рейтинг:
0
9

Болото! Любимое болото!

Спектакль мне очень понравился! И сам сюжет, и абсурдно-жизненные диалоги (как будто списаны с наших споров в мужем)), и игра актёров, и театральные решения самой постановки. Правда, первый акт был гораздо веселей и интересней, чем второй – депрессивно-затянутый.
Спектакль начинается с того, что на сцену из зрительного зала выходит трое мужчин в костюмах, шляпах и замотанных, как у мумии, лицах и руках. Они встают слева от сцены около микрофонов и издают какие-то инфернальные горловые звуки «Ууу!» И начинается красочное действие: утро, кафе на улице, просыпающиеся люди, остроумная бессмысленная болтовня и вдруг… «Уууу!». Этот звук периодически вторгается в сценическое действо, как какой-то устрашающий фон или напоминание о приближающейся опасности, о которой герои ещё пока что не подозревают.
Кто же наши герои? Все они разбиваются на пары, представляющие архетипичную пару «космос - хаос». Первые – логики, их жизнь течёт по распорядку, они всё подчиняют разуму, знают свои недостатки и умеют с ними справляться. Конечно, они обдумывают свою жизнь, но не рефлексируют глубоко. Их костюмы с иголочки, на работе их ждёт стремительная карьера, они ведут здоровый образ жизни, посещают театры, читают книги – в общем, молодцы ребята. Вторые – «эмоционалы» и «иррационалы». Они никак не могут взять себя в руки, выпивают и дебоширят, влюбляются, но не решаются признаться в любви. Они понимают, что «логики» лучше их, и хотят их понять и быть такими же, но что-то всё не залаживается. Как-то всё не складываются в их голове стройные теории разума. Из таких и наш главный герой – Беранже (актёр – Кирилл Пирогов).
Парадокс спектакля в том, что именно высшие представители гуманизма (в его ренессансном и просветительском представлении) и выбирают путь натурализма – а простым языком: самые разумные люди становятся самыми грязными животными. В то же время алкоголики и демагоги держатся до последнего, пытаясь остаться людьми.
Получается, что главный вопрос спектакля – что есть человек? Это существо, подчинившее свою жизнь разуму? Но ведь именно разум, логика приводит их к пониманию, что они хотят сидеть в болоте. Или же человек – это, прежде всего, чувствующее сердце, неидеальное, часто ошибающееся создание?
В итоге Беранже, который боится заразиться «носорожьей чумой» и пытается сохранить свой человечий облик, остаётся в гордом одиночестве. И здесь вспоминается старинная притча про отравленную воду из колодца: вся деревня пила эту воду, и жители становились сумасшедшими; но один человек знал, что вода отравлена и не пил из колодца; когда же увидел, во что превратилась деревня, начал сам притворятся сумасшедшим. Общественная норма переворачивается. Если в начале все боятся носорога и с ужасом встречают известия, что ещё один из знакомых стал им, то в конце – стать носорогом означает быть как все, это стало нормой. И уже носороги кажутся не такими уж противными, и даже красивыми, и песни они поют, а не воют, и в футбол играют. А Беранже, подобно сумасшедшему, сидит один в своей комнате, пьёт и боится.
Конечно, и автор, и режиссёр, да и любой другой читатель-зритель должен был бы задуматься, что не так-то уж хорошо поставить в приоритет жизни разум и быть идеальным, что нелепый и возвышенный Беранже вызывает несомненную симпатию (не зря же и Дези отдаёт своё любовное предпочтение именно ему, а не карьеристу с дипломом Дюдару), что общество – это толпа баранов (сказали «становись носорогом» - каждый и станет), но как-то у меня другой осадок остался. Уж больно смачно Жан размазывает в своей кровати землю из-под цветов с водой и плюхается в это желанное болото! И кажется, что может быть приятнее – скинуть с себя одежду, зарычать в полный голос, изваляться в грязи и просто бежать. Бежать вперёд или по кругу, ничего не замечая на своём пути, потому что ты сильный, здоровый, полон энергии и просто хочешь жить!
Не уж-то лучше запереться в комнате, в одиночестве глотать рюмку за стаканом, с вечно больной головой и страхом стать как все?

0
Фото Vera Achigecheva
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Впервые побывала в мастерской Петра Фоменко и была приятно удивлена! Уютный зал с удобными креслами, атмосфера домашняя и располагающая к просмотру картины. Спектакль «Носорог» поразил, такого я давно не видела на сцене. Начинается всё просто и ненавязчиво, не располагая к чему-то необычному. Красивые и опрятные французы, приятная музыка, царит радостная и светлая атмосфера. Но вот только один пьяница Беранже выделяется из общей, довольной жизнью, «серой» массы…
Сразу предупреждаю, что спектакль не для всех. Например, двое мужчин в костюмчиках, сидевшие рядом, ушли спустя первые полчаса (жаль, что они не дождались сцены с болотом). Спектакль заключает в себя философский смысл и что бы его понять и оценить, важно думать. И думать не стереотипно.
Музыка, спецэффекты, сцены с «превращениями», последний монолог главного героя – всё оставило сильное впечатление, очень смело и ново. Приду ещё не раз!

0
Фото Ян Палек
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Спектакль ироничный, но не слишком смешной. В постановке нет изящности умственных построений, но в изобилии присутствует хороший градус абсурда. Крепко, но в меру. Во время просмотра из глубин всплывает вопрос - что такое внутренний носорог, стоит ли его бояться, бороться с ним или не думать о нём.
Главный герой асоциален, алкоголичен и безответственен. Хрипловат и мил.
На сцене разворачивается борьба сложного с простым, примитивного с "высокодуховным". Настоящего с другим настоящим. Театры и музеи против болот. Логика против толстой шкуры. Брутальная естественность против нагромождения социальных условностей.

Резюмируя, сходить стоит. Хотя бы ради сцены с "болотом".

0
Фото Валентина Назарова
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
0
9

Очень понравился спектакль! Для тех, кто любит экзистенциализм.
В зале было большое количество студентов, и некоторые явно не привыкли к такому сюрру, может не готовы были. Хотелось бы донести до тех, кто не понял этой пьесы: это очень тонкая и славная ирония на наше общество. Философская притча о том, как мы сами себе выбираем какие-то рамки, стандарты, а потом под них пытаемся подстроить себя же. О том, как легко оказывать влияние на массы, как легко идти на поводу у этих самых масс. Как мы вроде бы боремся за собственную индивидуальность, а на деле оказывается, что нам проще и приятнее быть такими же, как все (какими бы они ни были - людьми ли, носорогами)

И самое главное - даже если ты остался сам собой в этом дурдоме - ты всё равно думаешь, что ты был не прав и что-то сделал не так и уже жалеешь о том, что остался собой. Это всё гениально выражено в заключительном монологе.

Сама постановка тоже очень понравилась - звуки, сценические решения... Сцена с "болотом" меня покорила!

0
Фото Mariya Pomytkina
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Не оставил равнодушной спектакль "Носорог". Забавный и милый, странный и чудной, добрый и запоминающийся.

Первый акт показался легкой смешной историей про разных людей, случайно оказавшихся в одном месте. Они стали свидетелями странной истории: носорог - в центре французского города. История вызвала много эмоций у героев пьесы, но вскоре была почти позабыта, пока...

Тут хорошо было все: постановка, свет, звук, игра актеров, костюмы. Немного затянут и несколько депрессивен второй акт, но в общей картине этого практически незаметно.
Спасибо, за прекрасно проведенное время!

0
Фото Ксения Панина
отзывы:
12
оценок:
38
рейтинг:
3
9

Кого же мы можем считать нормальным?..
Когда кто-то отличается от нас, мы не принимаем его, боимся, избегаем. Мы даже не пытаемся понять друг друга и самих себя. Мы боимся быть самими собой и боимся своих желаний. Человек загнал себя в рамки закона, морали и общественного мнения. Давайте зададимся вопросом: если бы не было общества, насколько было бы нам важно, поглажена ли наша рубашка, уложены ли волосы, или же они торчат в разные стороны? Конечно, многие скажут, что все это безумно важно, но, если отбросить эстетическую сторону, какая с функциональной точки зрения роль неглаженого костюма? Да никакая! Если бы все не гладили вещи, не делали прическу, то это бы и считалось нормальным.
В начале спектакля ухоженный, одетый с иголочки Жан учит своего друга Беранже правильному образу жизни, чтобы тот смог понравиться красавице Дэзи. Беранже, судя по его поведению, презирает нормы, навязанные обществом. Он любит выпить, так как «слишком перенапрягается на службе», не находит времени заниматься собой и каким-либо просвещением и самообразованием, работая 5 дней в неделю по 8 часов в день. (Перенося действие из спектакля в реальную жизнь, можно заметить, что проблема нехватки свободного времени действительно актуальна! Время типичного работника делится на работу и подготовку к ней. При типичном графике с 10 до 18 фактически невозможно куда-то выбраться в будни, а на выходных существует масса важных и неотложных дел, мешающих походам в театр, на выставку, в музей или любые другие места, даже если очень хочется!). Что мы видим по ходу развития спектакля – те, кто сильнее всего защищали общественные нормы и существующий уклад жизни, хотели свободы намного больше тех, кто позволял себе жить вне строгих рамок морали, нравственности и общественного мнения. Беранже не хотел слепо следовать за обществом, он хотел остаться тем, кто он есть, но и такие люди не могут жить в одиночку. Когда Беранже понял, что он хочет быть как все, стало уже слишком поздно. Он остался в вынужденной изоляции.
Так что же лучше: быть как все или выделяться? На мой взгляд, лучше прибегнуть компромиссу. Жить в гармонии с обществом, но при этом помнить и про свою индивидуальность. Нормы вырабатывались не просто так, а с целью сделать совместную жизнь людей безопасной, наладить общение друг с другом. Цена этого довольно высока – каждый теряет частицу себя, происходит некоторое обезличивание, формализация. Человек лишается свободы выражать себя. Но, может быть, иногда стоит рискнуть, стать первым, стать тем, за кем пойдут остальные. И уже те, кто будет не похож на вас, станут выделяться?..

0
Фото Михаил Свистунов
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
0
7

Хорошая постановка, к сожалению, не лишённая длиннот. Второй акт, по-моему, смело можно было бы сократить раза в полтора, спектакль от этого скорее всего бы не пострадал - но а в целом, очень приятная вещь. Концепт был более-менее осознан мной без особых затруднений, замысел пьесы раскрыт, смыслы и сути не замылены, режиссёр сумел не уйти в пост-модернистский хаос, что в наше время приятная редкость.

0