Театральная афиша Москвы

Спектакль Носорог

8.1

Спектакль «Мастерской Петра Фоменко» по пьесе абсурдиста Ионеско про то, как легко человеку превратиться в непарнокопытное

Отзывы пользователей о спектакле «Носорог»

Фото Andrey Stepenkov
отзывы:
33
оценок:
36
рейтинг:
24
9

‎"Носорог" - спектакль по крайне актуальной, архиважной (в контексте "текущего момента") пьесе Э.Ионеско. Сам автор скромно поясняет, что пытался исследовать механизм массового психоза, однако мне кажется, охватил более широкие темы: эпидемия идей, утверждение миро-воззрений и массовая смена образа жизни. Причем все это в смысле деградации, торжества "простых формул" ("мне про вас(людей) все равно только поперек не надо!") - хорошо перекликается с "а взять все, да и поделить" из другой гениальной книги. Не радостные выводы авторов практически совпадают: многие уже(у Булгакова ещё) не люди и оценка их деятельности в контексте чел. морали не уместна. У Ионеско трагизм ситуации усилен местом действия: центральная Европа, сл-но: гуманизм, тойлерантность, защита животных и прочее и прочее... Больше всего пугает та убедительность, с которой автор показал полную невозможность в системе обще-человеческих духовных ценностей и этических норм адекватно оценивать и реагировать на происходящие изменения. Причём быть человеком отказываются вовсе не маргиналы и деградировавшие личности, а элита – успешные, удачливые, состоявшиеся. Ну невыгодно быть человеком, слишком много обязанностей, табу. Быть «носорогом» куда практичнее. Остальные(с разными мотивировками) следуют за ними. За 2 с небольшим часа сценического действия идеальный городок превращается в пастбище «носорогов», вполне милых животных, которым однако, гуманизм уже совсем не близок... И всё, человеческая цивилизация, со всеми своими культурными, духовными ценностями заканчивается, причем очень естественным путём – за ненадобностью. Последний человек, вечно пьяный индивидуалист, с «особым» мнением по любому поводу, выглядит просто нелепо в сравнении с целесообразностью животной сущности нового мира. Не знаю, что находят абсурдистского в этой пьесе, по моему очень жизненный материал. Играли замечательно, убедительно раскрыть столько смыслов - это сценический подвиг, не меньше. А+, смотреть ВСЕМ, молодым особенно.

5
Фото Elena-estetka
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
15
9

Прочитав очень противоречивые отзывы, шла на спектакль с небольшой опаской, но с интересом. Осталась в невероятном восторге! Таких впечатлений давно не получала. Не согласна, что спектакль только для искушенного и подготовленного зрителя, мое мнение- он для всех и для каждого!
При всей абсурдности, показанное на сцене- правда, это как зарисовка с нашего общества, которое иногда (слишком часто) кажется еще более диким, чем стадо носорогов... А личностей мало, люди стремятся за толпой и затаптывают свою индивидуальность, им гораздо проще слиться с "серой массой" и быть "как все"... Очень мудрый спектакль, глубокий и тонкий. И низкий поклон прекрасным актерам, все играют феерически!

3
Фото InnaP
отзывы:
28
оценок:
118
рейтинг:
38
9

На спектакль пришла неподготовленная ) до банальности - о чем будет идти речь, просто не имела понятия. Поэтому первые полчаса смотрела с недоумением, пытаясь вникнуть в суть, но с великим удовольствием. С удовольствием - потому что движения актеров легки, непринужденны и отточены; смена декораций - это танец; постоянная динамика спектакля сопровождается искусным юмором. После сцены с мадам Бёф идея пьесы стала окончательно ясна, и с этого момента мозг просто "закипел". До чего же достоверна эта пьеса абсурда! Не знаю почему, но первая ассоциация у меня возникла с идеей коммунизма - идея, захватывающая миллионы. И процесс распространения этой идеи, размышления индивидуумов - все это гениально показано!
Возможно, появление Жана в костюме Носорога в конце первого действия несколько не к месту, но спектакль сам по себе нагружен смыслом, поэтому такая эмоциональная разрядка должна существовать.
Все, описанное ранее - и сцена купания в болоте, и Дэзи, в конце концов увидевшая прелесть носорожьей стаи (?), и примкнувшая к ним, отказавшаяся от любви к Беранже, и последние рассуждения Беранже - раз я остался один, может быть и мне к ним примкнуть? - все гениально!
Отдельно про Кирилла Пирогова - это не первый спектакль, в котором я его вижу, но чудесным образом он всегда выделяется даже в эпизоде и обращает на себя внимание. А в главной роли - просто без комментариев :)

3
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
5

«Носорог» - постановка не самого Фоменко, а Поповски, но мне было интересно сравнить его с «Носорогами» Розовского. Незамедлительно обнаружились главные сходства: иллюстративность обстановки и попытка «озвучить» носорогов душераздирающим рёвом. Впрочем, впадать в истерику в театре Фоменко всё-таки сочли не комильфо – никто не кричит, ничего не рушится, вместо оглушительной «музыкальной темы НЛО» звучит менее выматывающий нервы ритм из малеровской симфонии, имитирующий носорожий топот. Да и просторная сцена, технически лучше оснащённая, позволила сделать декорации мобильными, легко меняющими дворик с кафе на офис, офис на квартиру. Куда как изобретательней решены и сами сцены превращения людей в носорогов: вместо того, чтобы корчиться в конвульсиях и ползать на четвереньках, Жан сначала облачается в тёмно-зелёный костюм, а затем из земли из горшков с растениями и воды из аквариума устраивает болото и вываливается в грязи. Но самым приятным отличием стало то, что упора на комизм, совершенно избыточный и бессмысленный в данной пьесе, у Фоменко, в отличие от театра у Никитских ворот, делать не стали, чередуя забавные моменты с напряжёнными. Беранже из «Носорога», простой, обаятельный человек, способный на адекватные проявления дружбы и любви, выгодно отличается от Беранже из «Носорогов» - карикатурного непросыхающего пьяницы, тупого, грубого и вульгарного. Остальные персонажи в исполнении труппы Фоменко также практически не допускают шаблонности, плоскостности шаржа и наигрыша, хотя назвать их интересными и запоминающимися тоже не поворачивается язык. Метафорические находки Поповски лишь немногим изящнее лобовой прямолинейности милитаристского маскарада Розовского: «первых носорогов» он выводит в первом действии рычащими в микрофоны слугами просцениума в чёрном, с белыми бинтами на лицах, как пародии на героев знаменитой картины «Поцелуй» Магритта, вынесенной на обложку программки. И там, и здесь атмосферу безуспешно нагнетают резкими контрастами освещения, и носорожьи рога в обоих постановках лезут в дыры – хотя если Розовский рогами ограничился, то Поповски не пожалел средств на костюм антропоморфного носорога и движущуюся репродукцию также небезызвестной гравюры Дюрера с носорогом. Однако главный недостаток интерпретации театра Фоменко – не сценография, а затянутость, эмоциональная пересушенность долгих статичных мизансцен, без сокращений пересказывающих авторский текст, от которых за три с половиной часа продолжительности спектакля постепенно становится скучно. Нетрудно теми или иными выразительными средствами передать угрозу «оносороживания», происходящую от пустопорожней демагогии и распространяющуюся по множеству причин, трудно заставить зрителя сочувствовать Беранже – последнему человеку среди бездумной агрессивной скотины. А этого не удалось ни той, ни другой постановке: не видно в Беранже той силы воли, независимости и решимости, которые требуются героям любого психологического склада, выбирающим в одиночестве противостоять всему миру. Создаётся впечатление, словно Беранже-Голубцов спасается от эпидемии алкоголем, а Беранже-Пирогов… джазом. По крайней мере, он очень оптимистично его напевает и пританцовывает в самые критические моменты.

12.07.2010
Комментировать рецензию

2
Фото julia pantofola
отзывы:
2
оценок:
8
рейтинг:
2
5

Носорожье житие-бытие, или каков же он, театр будущего?

Пьесы французского румына Эжена Ионеско изобилуют словесными вывертами, гипертрафированными образами и тщательно сдобрены многозначительными парадоксами. Казалось бы, цель достигнута: привычные стереотипы восприятия разбиваются вдребезги, мы, зрители, бежим прочь от так надоевшей действительности в сценический мир абсурда...
Режиссер Иван Поповски собирает разлетевшиеся в разные стороны осколки и создаёт...всё ту же опостылевшую всем реальность. Ещё один парадокс?

Как говорил Константин Сергеевич, на сцене нужна не жизненная правда, а художественная.Только вот, какая она, эта самая художественная правда? Не буду сейчас лезть в онтологические дебри критериев художественности, скажу только, что затеянный на рубеже 19-20 веков спор о дальнейшем пути театра ни к чему не привёл. "Натурально" ли всё показывать или опоэтизированно-символично - решает уже режиссёр, творец своей реальности. Главное, чтоб правда всё-таки художественная присутствовала..
Вот и Поповски продемонстрировал свои художественные приёмы в нелегком деле выстраивания сценического мира иллюзий.
Начало спектакля, на мой взгляд, затянуто. Хотя, троица в черных костюмах и шляпах с забинтованными лицами, некий такой утроенный вариант Андрея Бартемьева, время от времени появляющиеся на сцене и издающие устрашающие звуки, оживляют наводящий скуку разговор о логических предпосылках, но всё равно вздремнуть, уютно устроившись в кресле, хочется.

Но вот сцена, где Жан, друг Беранже, превращается в носорога, меняет дело! Затаив дыхание, следишь за тем, как он, перевернул кровать, налил туда воды, вытряхнул цветок из горшка, устроил там болото и начал заразительно барахтаться в нем, перемазанный настоящей, совсем не бутафорской грязью и по-носорожьи рычать.
- Слишком натурально? Физиологично? - спросите вы.
-Возможно, но невероятно правдиво, а в то же время художественно..
Может быть, как раз об этом говорил К.С...
Но вот зачем на сцену вывели его же в костюме огромного носорога-киборга, непонятно.
Мне этот эпизод, напомнил сцену из фильма "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён", где Митрофанова, родственница директора детского лагеря, должна была быть царицей полей и предстать на родительском дне в костюме гипертрофированного початка кукурузы. Но там то костюмированный праздник, а здесь для чего?
Ну, и конечно, Кирилл Пирогов в роли Беранже, очаровывает. Стоит досидеть до конца ( а спектакль идёт всё-таки 3 часа), чтобы посмотреть на Него, Единственного, оставшегося человека в этом безумном носорожьем мире...


2