Москва

Спектакль
Носорог

Постановка Мастерская Петра Фоменко. Старая сцена

8.2
оценить
Дата выхода
17 февраля 2006
3 часа 20 минут, 1 антракт
12+

Спектакль «Мастерской Петра Фоменко» по пьесе абсурдиста Ионеско про то, как легко человеку превратиться в непарнокопытное

Чистенький южно-европейский городок с выбеленными солнцем стенами домов, аккуратно подстриженными деревьями, колоритными местными жителями. Жизнь течет привычно-неторопливо: из музыкального автомата льется негромкий шансон, пара джентльменов сидя за столиком в кафе ведет бесконечный разговор, мужчины флиртуют, женщины кокетничают… Размеренная жизнь вдруг нарушается сообщением о том, что в городе появился носорог…Постепенно носорогов становится все больше: в них один за другим превращаются жители маленького городка. И лишь один — слабый, безвольный субъект не поддается всеобщему «оносороживанию». Вопреки расхожему представлению о пьесе, как об «антифашистской агитке», социальный пафос режиссера Поповски интересовал в последнюю очередь. Легко ли оставаться самим собой в мире, где торжествуют коллективные истины? Может ли один не подпасть под власть большинства? Как и почему происходит мутация коллективного сознания?…Вопросы, на которые создатели спектакля попытались найти ответы.
Информация предоставлена мастерской Петра Фоменко
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Носорог»

Фото Andrey Stepenkov
Фото Andrey Stepenkov
отзывы: 33
оценки: 36
рейтинг: 28
9

‎"Носорог" - спектакль по крайне актуальной, архиважной (в контексте "текущего момента") пьесе Э.Ионеско. Сам автор скромно поясняет, что пытался исследовать механизм массового психоза, однако мне кажется, охватил более широкие темы: эпидемия идей, утверждение миро-воззрений и массовая смена образа жизни. Причем все это в смысле деградации, торжества "простых формул" ("мне про вас(людей) все равно только поперек не надо!") - хорошо перекликается с "а взять все, да и поделить" из другой гениальной книги. Не радостные выводы авторов практически совпадают: многие уже(у Булгакова ещё) не люди и оценка их деятельности в контексте чел. морали не уместна. У Ионеско трагизм ситуации усилен местом действия: центральная Европа, сл-но: гуманизм, тойлерантность, защита животных и прочее и прочее... Больше всего пугает та убедительность, с которой автор показал полную невозможность в системе обще-человеческих духовных ценностей и этических норм адекватно оценивать и реагировать на происходящие изменения. Причём быть человеком отказываются вовсе не маргиналы и деградировавшие личности, а элита – успешные, удачливые, состоявшиеся. Ну невыгодно быть человеком, слишком много обязанностей, табу. Быть «носорогом» куда практичнее. Остальные(с разными мотивировками) следуют за ними. За 2 с небольшим часа сценического действия идеальный городок превращается в пастбище «носорогов», вполне милых животных, которым однако, гуманизм уже совсем не близок... И всё, человеческая цивилизация, со всеми своими культурными, духовными ценностями заканчивается, причем очень естественным путём – за ненадобностью. Последний человек, вечно пьяный индивидуалист, с «особым» мнением по любому поводу, выглядит просто нелепо в сравнении с целесообразностью животной сущности нового мира. Не знаю, что находят абсурдистского в этой пьесе, по моему очень жизненный материал. Играли замечательно, убедительно раскрыть столько смыслов - это сценический подвиг, не меньше. А+, смотреть ВСЕМ, молодым особенно.

7
0
...
9 марта 2012
Фото Elena-estetka
Фото Elena-estetka
отзывы: 7
оценки: 7
рейтинг: 12
9

Прочитав очень противоречивые отзывы, шла на спектакль с небольшой опаской, но с интересом. Осталась в невероятном восторге! Таких впечатлений давно не получала. Не согласна, что спектакль только для искушенного и подготовленного зрителя, мое мнение- он для всех и для каждого!
При всей абсурдности, показанное на сцене- правда, это как зарисовка с нашего общества, которое иногда (слишком часто) кажется еще более диким, чем стадо носорогов... А личностей мало, люди стремятся за толпой и затаптывают свою индивидуальность, им гораздо проще слиться с "серой массой" и быть "как все"... Очень мудрый спектакль, глубокий и тонкий. И низкий поклон прекрасным актерам, все играют феерически!

3
0
...
25 мая 2010
Фото InnaP
Фото InnaP
отзывы: 28
оценки: 118
рейтинг: 40
9

На спектакль пришла неподготовленная ) до банальности - о чем будет идти речь, просто не имела понятия. Поэтому первые полчаса смотрела с недоумением, пытаясь вникнуть в суть, но с великим удовольствием. С удовольствием - потому что движения актеров легки, непринужденны и отточены; смена декораций - это танец; постоянная динамика спектакля сопровождается искусным юмором. После сцены с мадам Бёф идея пьесы стала окончательно ясна, и с этого момента мозг просто "закипел". До чего же достоверна эта пьеса абсурда! Не знаю почему, но первая ассоциация у меня возникла с идеей коммунизма - идея, захватывающая миллионы. И процесс распространения этой идеи, размышления индивидуумов - все это гениально показано!
Возможно, появление Жана в костюме Носорога в конце первого действия несколько не к месту, но спектакль сам по себе нагружен смыслом, поэтому такая эмоциональная разрядка должна существовать.
Все, описанное ранее - и сцена купания в болоте, и Дэзи, в конце концов увидевшая прелесть носорожьей стаи (?), и примкнувшая к ним, отказавшаяся от любви к Беранже, и последние рассуждения Беранже - раз я остался один, может быть и мне к ним примкнуть? - все гениально!
Отдельно про Кирилла Пирогова - это не первый спектакль, в котором я его вижу, но чудесным образом он всегда выделяется даже в эпизоде и обращает на себя внимание. А в главной роли - просто без комментариев :)

3
0
...
7 февраля 2010
Фото vi_almighty
Фото vi_almighty
отзывы: 74
оценки: 200
рейтинг: 154
7

Попала на спектакль случайно, первый акт сначала меня не особенно впечатлил, но затем стало интересно, второй понравился больше- он такой, философский что ли. В целом: актерская игра отличная, очень поравились все, особенно Пирогов; отлично показана идея "оносороживания" толпы, ведь на самом деле так и происходит в жизни- стадное чувство охватывает большинство, даже тех, кто, казалось бы, не находит себя в жизни в принципе вообще, как в случае Беранже, считающего жизнь "противоестественной". Интересно будет тому, кто любит подумать и ОБдумать, другим же пьеса может показаться утомительной и скучной.

2
0
...
23 июня 2012
Фото NastyaPhoenix
Фото NastyaPhoenix
отзывы: 381
оценки: 381
рейтинг: 0
5

«Носорог» - постановка не самого Фоменко, а Поповски, но мне было интересно сравнить его с «Носорогами» Розовского. Незамедлительно обнаружились главные сходства: иллюстративность обстановки и попытка «озвучить» носорогов душераздирающим рёвом. Впрочем, впадать в истерику в театре Фоменко всё-таки сочли не комильфо – никто не кричит, ничего не рушится, вместо оглушительной «музыкальной темы НЛО» звучит менее выматывающий нервы ритм из малеровской симфонии, имитирующий носорожий топот. Да и просторная сцена, технически лучше оснащённая, позволила сделать декорации мобильными, легко меняющими дворик с кафе на офис, офис на квартиру. Куда как изобретательней решены и сами сцены превращения людей в носорогов: вместо того, чтобы корчиться в конвульсиях и ползать на четвереньках, Жан сначала облачается в тёмно-зелёный костюм, а затем из земли из горшков с растениями и воды из аквариума устраивает болото и вываливается в грязи. Но самым приятным отличием стало то, что упора на комизм, совершенно избыточный и бессмысленный в данной пьесе, у Фоменко, в отличие от театра у Никитских ворот, делать не стали, чередуя забавные моменты с напряжёнными. Беранже из «Носорога», простой, обаятельный человек, способный на адекватные проявления дружбы и любви, выгодно отличается от Беранже из «Носорогов» - карикатурного непросыхающего пьяницы, тупого, грубого и вульгарного. Остальные персонажи в исполнении труппы Фоменко также практически не допускают шаблонности, плоскостности шаржа и наигрыша, хотя назвать их интересными и запоминающимися тоже не поворачивается язык. Метафорические находки Поповски лишь немногим изящнее лобовой прямолинейности милитаристского маскарада Розовского: «первых носорогов» он выводит в первом действии рычащими в микрофоны слугами просцениума в чёрном, с белыми бинтами на лицах, как пародии на героев знаменитой картины «Поцелуй» Магритта, вынесенной на обложку программки. И там, и здесь атмосферу безуспешно нагнетают резкими контрастами освещения, и носорожьи рога в обоих постановках лезут в дыры – хотя если Розовский рогами ограничился, то Поповски не пожалел средств на костюм антропоморфного носорога и движущуюся репродукцию также небезызвестной гравюры Дюрера с носорогом. Однако главный недостаток интерпретации театра Фоменко – не сценография, а затянутость, эмоциональная пересушенность долгих статичных мизансцен, без сокращений пересказывающих авторский текст, от которых за три с половиной часа продолжительности спектакля постепенно становится скучно. Нетрудно теми или иными выразительными средствами передать угрозу «оносороживания», происходящую от пустопорожней демагогии и распространяющуюся по множеству причин, трудно заставить зрителя сочувствовать Беранже – последнему человеку среди бездумной агрессивной скотины. А этого не удалось ни той, ни другой постановке: не видно в Беранже той силы воли, независимости и решимости, которые требуются героям любого психологического склада, выбирающим в одиночестве противостоять всему миру. Создаётся впечатление, словно Беранже-Голубцов спасается от эпидемии алкоголем, а Беранже-Пирогов… джазом. По крайней мере, он очень оптимистично его напевает и пританцовывает в самые критические моменты.

12.07.2010
Комментировать рецензию

2
0
...
14 июля 2010
Краткое описание
«Носорог»
Информация предоставлена мастерской Петра Фоменко
Чистенький южно-европейский городок с выбеленными солнцем стенами домов, аккуратно подстриженными деревьями, колоритными местными жителями. Жизнь течет привычно-неторопливо: из музыкального автомата льется негромкий шансон, пара джентльменов сидя за столиком в кафе ведет бесконечный разговор, мужчины флиртуют, женщины кокетничают… Размеренная жизнь вдруг нарушается сообщением о том, что в городе появился носорог…Постепенно носорогов становится все больше: в них один за другим превращаются жители маленького городка. И лишь один — слабый, безвольный субъект не поддается всеобщему «оносороживанию». Вопреки расхожему представлению о пьесе, как об «антифашистской агитке», социальный пафос режиссера Поповски интересовал в последнюю очередь. Легко ли оставаться самим собой в мире, где торжествуют коллективные истины? Может ли один не подпасть под власть большинства? Как и почему происходит мутация коллективного сознания?…Вопросы, на которые создатели спектакля попытались найти ответы.