Вот еще один пример того, что в весеннем воздухе идеи распространяются с удвоенной скоростью. Полгода спустя после спектакля Сергея Арцибашева и день в день с премьерой Миндаугаса Карбаускиса появился третий в этом сезоне вариант «Мертвых душ» — на этот раз в кукольном театре. Молодой режиссер Андрей Денников подошел к бессмертной поэме с таким размахом, какой и не снился театрам драматическим.
Жанр спектакля определен как «кукольная фантасмагория»; но куклы здесь скромно отошли на второй план, и главную часть истории разыгрывают кукловоды. Премьер и примадонна в их компании один — сам неугомонный Денников. Ему мало написать инсценировку и поставить спектакль. Ему мало держать в руках всех кукол-помещиков и кукол-чиновников. Ему надо постоянно быть в центре внимания, переодеваться из поэта в провинциальную даму, потом обратно в поэта, а потом вытаскивать из-под плаща маску Мефистофеля. Собственно, все как раз начинается с Мефистофеля и «Пролога на небе», только пари здесь заключается на душу не Фауста, а Чичикова (Максим Мишаев). А вместо Господа Бога радеет о падшем человеке и о непутевой родине Поэт, сочинивший эту историю в далекой Италии, — Гоголь то есть. Герой Денникова зачитывает страдальческим голосом куски гоголевских писем, покаянных и нравоучительных, и следит за похождениями плута. Похождения эти пересказаны самым подробным образом. В центре сцены стоит коляска, в которой разыгрываются кукольные эпизоды с помещиками; внешность кукол взята с классических иллюстраций Боклевского — такой кукольный Малый театр. Визиты к «мертвым душам» перемежают сцены с участием «душ живых» — девок, баб и цыган; за старую цыганку Земфиру поет и пляшет опять же режиссер. Делает он это прекрасно и очень смешно, только слишком уж увлекается — как и во всем остальном. Когда в один спектакль кроме хрестоматийных гоголевских смыслов свалены шутки про птичий грипп, сатира на круговую поруку среди чиновников, сцены итальянского карнавала, сцены из русской народной жизни с холстами, косцами и песней про степь… Четырехчасовое действо распадается на мучительную череду картинок, а смысл выходит каким-то очень банальным и пафосным. Можно, конечно, сказать себе, что делался «Концерт» совместно с кукольным театром из Марселя, а французы творчество Гоголя в школе не проходили. Но дело в другом. Денников хотел сказать очень много всего и сразу, а в итоге не сказал ничего. Ему просто необходимо найти в себе чувство меры — в конце концов именно оно отличает талант от всего остального.
Столько эмоций после сегодняшнего спектакля: мы смотрели его впервые. До этого я встречалась лишь с Коробочкой (на творческом вечере режиссёра) - она осталась моей любимицей и после сегодняшнего Праздника. Потрясающая у неё мимика. Куклы в "Чичикове" пот-ря-са-ю-щие! Полицмейстер-Будённый рассмешил до слёз. Вообще все чиновники вызывают массу ассоциаций с ныне здравствующими и уже умершими историческими личностями, политиками и даже известными актёрами. Поражает воображение Мефистофель. Интересен авторский замысел. Помните, в советские времена в школе вдалбливали, что Чичиков - злодей №1? А в 90-е годы критики уже писали, что Павел Иванович - талантливый предприниматель, который ТАК вынужден выживать в окружающем страшном мире? Так вот, Андрей Денников поставил вопрос иначе: в течение всего спектакля Автор (поэт - называйте как хотите) борется за душу Чичикова с Мефистофелем. Каждая беседа Чичикова с помещиками заканчивается появлением Мефистофеля с сундучком-гробиком, откуда извлекаются деньги и куда складываются души. Нет, не души умерших крестьян, а души помещиков, продающих их задёшево.
А актёрский ансамбль! Такая слаженность в действиях вызывает огромное уважение. Все настолько заразительны, что забываешь дышать иногда! Даже маленькие роли вызывают неподдельный интерес публики, а крестьянская девушка, всего лишь убивающая муху (Яна Михайлова), вызывает настоящую овацию. Конечно, блистательны артисты-"многостаночники": Андрей Денников, Максим Мишаев, Ирина Осинцова. Втроём создают целую галерею образов, ни разу не повторившись ни мимикой, ни голосом, ни пластикой.
Очень интересна сценография: основная декорация - это бричка, которая в мгновение ока превращается то в гостиную в доме Манилова, то в столовую у Собакевича, то кабинетик-коробочку с ящиками у помещицы Коробочки.
Пронзительна история Плюшкина (самого нелюбимого обычно персонажа поэмы). Ком стоит в горле, когда смотришь, как куколка из счастливого отца семейства превращается постепенно в то серое создание в рубище, более похожее на старуху (гениальное конструкторское решение).
В общем, сходите сами, не пожалеете, будет о чём поговорить с близкими людьми.
Шла на этот спектакль с некоторым опасением, так встречалась с неудачными постановками Гоголя. Сложный он автор для сценического воплощения. Но этот спектакль не разочаровал. Возможно именно то, что спектакль кукольный позволило режиссеру с юмором и без занудства донести до зрителя похождения Чичикова. Коробочка и Анна Григорьевна стали с тех пор моими любимыми персонажами. Чудо как обе хороши!
Кто скажет, что "Мертвые души" трудная и скучная книга?
Яркие образы персонажей в спектакле хорошо запоминаются. Большой спектакль смотрится легко и с интересом. Сцены разнообразны.
Андрей Денников играет множество ролей, но они не капельки не схожи, а все ярко и по-разному передают характеры героев.Остается замечательное впечатление.