Театральная афиша Москвы

Спектакль Селестина
Постановка Современник

5.4

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Биргит Боймерс
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0

"Селестина" - второй спектакль драматурга Николая Коляды в "Современнике". И вторая постановка Коляды-режиссера, взявшегося за чужую пьесу (первым был замечательный екатеринбургский спектакль "Ромео и Джульетта", показанный на последней "Золотой маске"). Впрочем, обратясь к пьесе испанского драматурга XV века Фернандо де Рохаса, Коляда-режиссер воспользовался услугами Коляды-драматурга и переписал пьесу до основания. Историю старой сводни Селестины Коляда украшает своими традиционными режиссерскими приемами. Псевдорусские наигрыши француза Жан-Марка Зельвера и хореография немецкой постановщицы Верены Вайс ритмически организуют спектакль. В свою очередь, сценография Владимира Кравцева иллюстрирует главную метафору спектакля. Большой деревянный диск в центре сцены кренится то в одну, то в другую сторону, поднимается и опускается, и время от времени в нем открываются люки, выпускающие на сцену персонажей. А вязаные цветастые тряпки, юбки и сарафаны на актерах скрывают средневековые костюмы. Поверхность действительности одна: как будто говорит Коляда, но сама действительность иная. И на поверхности - игра.

Главный игрок спектакля, Селестина, когда-то не смогла родить ребенка и теперь предпринимает массу усилий к тому, чтобы человечество все-таки плодилось и размножалось. По этой причине эту старую сводню, которую превосходно играет Лия Ахеджакова, любят молодые влюбленные и презирают те, кто любви лишен. Ни Коляда, ни актриса не углубляются в детальное исследование психологии Селестины, но в финале оказывается, что со смертью придурковатой сводни умирает и сама возможность для любви: гибнет молодой Калисто, его возлюбленная Мелибея совершает самоубийство. До самого финала Лия Ахеджакова словно не живет, а подыгрывает жизни, улаживая вопросы ее продолжения. С ее смертью заканчивается игра, и наступает время трагедии, которую преодолеть возможно только в другом мире - там, где соединятся Калисто и Мелибея, где они присоединятся к Селестине. Благодаря в первую очередь игре Ахеджаковой в "Селестине" прозвучала та же, замечательно разыгранная еще в "Ромео и Джульетте" тема Коляды: есть мир земной и мир подлинный. Первый мир - мимолетный маскарад, но неизменна, вечна - только смерть.

0

Отзывы пользователей о спектакле «Селестина»

Фото Alex
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
3

спекталь не продуман. наряды ужасны, игра Лилии не вытягивает эту ОТСЕБЯТИНУ, переделку классики второсортной... В главной роли еще там молодой ДЖИМ Кери а ля рюсс.

Долго и свехзатянуто. вставки нелепых якобы этнических танцев - это надо видеть!

Но пипл "хавает", даже приставные стульчики были.
Жаль.
Жаль времени.

Продажа билетов тоже в "Современнике" неприятно удивила - очередь берущих сразу на месяцы вперед. Бардак.

2
Фото Enot Shostak
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
5

Вчера ходили на спектакль. Первые полчаса сидела в недоумении и даже расстроилась..но потом втянулась и все увиденное показалось не таким уже плохим. Хотя понимаю,что если бы не игра Ахеджаковой,то мы ушли бы после первого акта) Собственно ради нее я и купила билеты.
В целом спектакль не очень..танцы бесконечные не по теме..

0
Фото Яна Ясная
отзывы:
17
оценок:
17
рейтинг:
10
3

Сходили с мужем на "Селестину".... Жаль, что не прочла комментарии раньше. Люди в половичках из лоскутков и двигающаяся строительная люлька, мягко говоря, удивили. Мы пришли за 1 минуту до начала, наши места на 1-м ряду были заняты, и мы, решив не затевать пересаживание людей с первыми аккордами 1-го акта, решили посидеть подальше в 1-м акте, оказались на 9-м ряду.
Зал был совсем неполон, но в начале это не вызвало подозрений (потом, прочитав комментарии, стало понятно почему). Прыжки и танцы с кусками ткани, которая все время рвется, актеры постоянно делают какие-то языческие движения и танцы шаманов (хотя, возможно, именно так все и было в 15 веке, но хочется верить, что нет). По ходу 1-го акта, по сюжету, актеры перемещались на большие расстояния. Все эти перемещения изображались подпрыгивающими шагами по кругу с абсолютно неизменной декорацией в виде круглого блина.
Очень пожалели, что не уселись-таки на свои места, тогда наш уход перед окончанием 1-го акты был бы более эффектен (хотя бы собственное самолюбие потешили бы), а так тихонечко выкатились со своего 9-го ряда, причем мы были далеко не первой парой, покинувшей этот спектакль, по моим наблюдениям ушло 7-8 пар, и это только те, кто проходил перед нами.
Возможно, данный спектакль и его постановка являются шедевром высокого искусства, но мне, к сожалению, оно не открылось, хотя Ахеджакова даже в языческих плясках выликолепна и неожиданно энергична. Также, очень забавно смотрелся главный герой, который, видимо, зная о свем внешнем сходстве с Джимом Керри, всячески его эксплуатирует, постоянная улыбка и прическа, которые, видимо, специально призваны напомнить зрителям, кого он им напоминает.
Не совсем понятно почему Лилия Ахеджакова соглашается уже не 1-й год (как видно из истории комментариев) участвовать в этом спектакле?. Тем более, когда многочисленные зрители откровенно покидают зал во время действия, что несомненно является проявлением неуважения к актреам, но свое время я ценю дороже.

Моя рекомендация - на этот спектакль в Современник - ни ногой. Мои 2 звесды только Лилии Ахеджаковой и ее честной работе даже на таких шедеврах.

0
Фото Настя
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
6
1

Очень жаль, что не прочла рецензий на спектакль перед покупкой билетов. Слов нет, чтобы описать разочарование. Билеты были в первый ряд, но мы, к сожалению, опоздали (3 мин) и пришлось сидеть где-то на последних рядах. Через 40 минут безуспешных попыток понять происходящее действо было принято, хоть и не сразу, но твердое решение уйти. Признаюсь, так было всего один раз за 3 года. Непонятно, неинтересно, несмешно, странные костюмы. Восхищения заслуживает только Ахеджакова! Но даже ее не хватает, чтобы вытащить этот сПЕКТАКЛЬ...

0
Фото Irina Se
отзывы:
43
оценок:
55
рейтинг:
30
7

Мне кажется это тот спектакль, который до меня еще "не дошел", к которому буду мысленно возвращаться не один раз и заново обдумывать и переосмысливать увиденное. Таковы пьесы Н.Коляды, видать.
Средневековье, лоскутики да тряпочки, непонятные танцы. Первые полчаса сидела и думала: "Что за хрень? Неужели я промахнулась со спектаклем?" Смиренно разглядывала костюмы и декорации. А посмотреть было на что. Костюмы все крючком вязаные из цветных тряпочек, как половички. Выглядит потрясающе! Ну и плюс моя слабость к рукодельным половичкам.

Плодитесь и размножайтесь! На земле ребенку всегда найдется кусок хлеба и кровать! Дословно не могу найти, очень интересный монолог.
Бог не дал Селестине ни сына ни дочери, и она занимается сводничеством не только ради денег, но и ради удовольствия. Главная движущая сила - сексуальное желание и любовь. Где-то на заднем плане - понятие о целомудрии и чести, ужасы инквизиции. За сводничество позорят на площади, вываливают в перьях. Но Селестине всё нипочем, она находит подход к любой скромнице. А приличные женщины сопротивляются своим желаниям чуть дольше, чем неприличные)
Много режиссерских приемов, которые вызывают смех в зале. Нет четко-канонического изображения окружающей среды и действий, все построено на ассоциациях и настроениях.
Очень интересно инсценировано убийство. Даже жалко стало актеров, которых красным скотчем как ножом по животу, голове, волосам. Вообще смерть представлена как переход в иной мир, куда ты ничего не берешь - ни накопленных денег, ни ярких одежд...

Много народу ушло после первого акта, но билеты надо было брать на балкон. Потому что на сцене-чаше танцы - это объемное действо, особенно с участием огромных полотнищ.
Я не могу не думать о возрасте актрис) Ахеджаковой 71 и выглядит она замечательно. Играла старуху-сводню и бодренько бегала, танцевала на сцене, покряхтывания и всяческие старческие немощи были положены по сценарию. Не перестаю удивляться бешеной энергии актрис в возрасте - та же самая Фрейндлих, например. Такое ощущение, что сцена для них - источник заряда бодрости и молодости. Я не могу себе представить знакомых бабушек в такой ситуации. Мое искреннее восхищение!
Актеров почти никого не знаю. Аниканову видела в "Вишневом саде", остальных - только во второстепенных ролях или эпизодах.
Декорации неимоверно впечатлили. Огромный резной стул, где обычный человек смотрится как лилипут в стране великанов, вращающаяся сцена, летающий балкон... Не перестаю удивляться придумкам декораторов)
Весь второй акт, когда начала активно развиваться история Мелибены и Калисто, меня не покидала уверенность, что я видела этот сюжет в кино. И погром в доме Селестины только добавил уверенности. Нагуглила фильм с Пенелопой Крус)

Не получается у меня связного рассказа про спектакль))

Если после спектакля неспешно пройтись по Чистопрудному бульвару, можно услышать как зрители обсуждают увиденное) Позади меня шли две женщины под 50 и мнение их было безапелляционным: "Дребедень! Смотреть совсем нечего в театрах стало."

0