Балет |
12+ |
Юрий Григорович |
23 октября 2014 |
2 часа 50 минут, 2 антракта |
Большой театр называет "Легенду о любви" премьерой. Слово неправильное, вернее бы написать на афишах: "Косметический ремонт". Спектакль не появлялся в репертуаре всего три года и теперь, заново отрепетированный его постановщиком Юрием Григоровичем, будет сыгран теми же актерами в тех же самых, слегка почищенных декорациях. Но это не значит, что "Легенду" не стоит смотреть: во-первых, двадцать лет не сочинявший новых спектаклей Григорович остался первоклассным репетитором - под его рукой все шестеренки балета сцепятся заново и завертятся как надо; во-вторых, "Легенда" - вещь на самом деле замечательная, одно из немногих оправданий диковатой эпохи под именем "советский балет".
Сорок лет назад в Мариинке (тогда Кировском театре) Григорович именно "Легендой" заслужил славу новатора. Закрутив кордебалет в устрашающих азиатских шествиях, выдав несчастливой в любви царице безжалостные эротические сны, затравливая беглецов изощренно выстроенной погоней, балетмейстер устроил революцию в чинном балетном мире - недаром из множества версий восточно-фольклорного сюжета о двух сестрах (одна из них - та самая царица, а другая - просто милашка) он выбрал версию турецкого революционера Назыма Хикмета.
То, что было революцией, становится классикой - точнее, только то, что было революцией, классикой и становится. В "Легенде", тридцать пять лет назад перенесенной в Москву (вслед за ней приехал тогда на должность главного балетмейстера и сам Григорович), сменилось уже несколько поколений исполнителей. Нынешняя царица Мехменэ-Бану - Надежда Грачева - горда, уверена в себе и не сдается даже собственным ночным кошмарам. Ее сестрица Ширин - Мария Аллаш - мила, тиха и виновна только в собственной красоте. А Ферхад - Николай Цискаридзе - чистый лирик, в танцах сочиняет стихи, и кайло в его руках смотрится нелепо. Но ведь балет и не называется "Легендой о Метрострое". Тут театр не лукавит.
Второе творение Юрия Григоровича. Классическая хореография с восточной огранкой, угловатые кисти рук и тд. Очень интересные костюмы: просто комбинезоны и легкие набедренные повязки, имитация юбочек у женской части состава.
Состав создателей данного балета особенно привлекает внимание: русский хореограф, музыка азербайджанского композитора, сюжет турецкого писателя, оформление грузинского художника. В итоге история максимально приближенная к месту событий. Либретто интересное, но вполне типичное для балета, самоотдача и пожертвование, страдания не совместимые с жизнью и самоотверженность.
Я была на составе с Юлией Степановой (Мехмене Бану), Анастасией Сташкевич (Ширин), Александром Волчковым (Ферхад) – очень выразительно, технично и чисто.
В первый раз посетив "Большой Театр", из-за своего скептического отношения к балету и опере могу сказать, что данная действо подойдет многим для ознакомления. Интересные костюмы, по большей части солидная публика и историческая сцена может заинтересовать даже требовательного зрителя. Сам балет как действо на любителя, но как данная постановка очень современная можно сказать восточная. Напоминает рассказы Тысяча и одна ночь, Алладин и волшебная лампа. При всей атмосфере все таки балет это то, что должно нравится, в следующий раз посещу оперу для сравнения. Но если вы все таки решили увидеть балет ,то стоит начать с этого.