Драматический |
Римас Туминас |
Литовец Римас Туминас ставит в Москве во второй раз. Его первый опыт сотрудничества с Москвой состоялся в "Современнике". Тогда Туминас воспользовался "Марией Стюарт" и создал впечатляющую фреску из метафор и образов, в которой от шиллеровского многословия остались рожки да ножки. На этот раз Туминас ставил в Вахтанговском театре Гоголя. "Ревизора" Туминас лишил знаменитой первой реплики ("Я пригласил вас, господа...") и не менее знаменитой последней ("Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует..."). Он вычеркнул из списка действующих лиц Держиморду, унтер-офицерскую вдову и многих других карикатурных обитателей уездного города и разрушил тем самым комедийную основу пьесы. Оставшееся Туминас снабдил великим множеством метафор - непременным атрибутом столь любимой в Москве литовской режиссуры - и растянул до масштабов трагической притчи.
Мрачным фантомом летает по кругу сцены церковь-призрак, наводя на окружающих ужас. В глубине кулис бродит мужик с топором, секутся головы, пляшут дьявольские танцы заводные куклы, бликует кривое зеркало, хлещет дождь, а почтмейстер с роковым известием гребет в лодочке, сооруженной из шкафа. Отгадывать смысл впечатляющих режиссерских метафор занятие очень приятное - но безуспешное. Отчего городничий вместо письма читает край собственного кашне, к чему чиновники умываются паром из чайника, и зачем Хлестаков сооружает отхожую будку из Антона Антоновича и Анны Андреевны, - на все эти вопросы нет решительно никакого ответа. Как, собственно, и на главный: как же такой городничий - а в исполнении Сергея Маковецкого он предстает человеком элегантным, не чуждым великих помыслов и литературных упражнений - мог так странно обмануться. Хлестаков, каким его играет Олег Макаров - глупенький провинциальный мальчик, нахватавшийся бог весть каких манер в Петербурге. Психика его очевидно нездорова - он и плакать может начать, и скакать от радости, и драться, и все вдруг, случаем, без видимой причины. А уж нескольких глотков водки вполне достаточно, чтобы привести его в полнейшую недееспособность. Можно, конечно, предположить, что Антон Антонович долгими ночами вместе с женой (Людмила Максакова) так размечтался о Петербурге, что голодный мальчик в ночной сорочке показался ему важной птицей - но это останется только предположением. Единственное, что четко определено режиссером, так это то, что Добчинский и Бобчинский поплатились за свою ошибку с ревизором лютой смертью - были бессмысленно и беспощадно забиты обманутыми чиновниками при полном попустительстве поверженного городничего.