Театральная афиша Москвы

Спектакль Тесный мир

7.3
оценить

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
985

"Тесный мир" вышел в "Дебют-центре", но дебютантов вы в нем не обнаружите: режиссер Карен Нерсисян, оттеснивший публику от актеров сетчатыми щитами сценограф Вадим Таллер, актеры, за исключением седобородого актера Театра у Никитских ворот Владимира Пискунова, молоды - и все же далеко не дебютанты. Если что и является новостью в этом спектакле, так это пьеса Сергея Носова. Это хорошая новость, с нее стоило и начинать. "Тесный мир" состоит их четырех скетчей, напоминающих вампиловские провинциальные анекдоты. В первом две пары, две Иры и два Владимира, находят друг друга по объявлению и назначают встречу. Первые Ира и Владимир встречаются на предмет серьезных отношений. Вторая пара обменивает жилье. Встречи назначены на один и тот же час у одного и того же фонтана, кто-то решил выбраться заранее - вышла путаница. Во втором скетче в дом к скромной чете является киллер. В третьем жена сообщает мужу, что в шкафу сидит голый человек. Казалось бы - традиционнейшие, веками мусолившиеся комедии положений, но у Носова дурацкие ситуации, в которые попадают люди, содержат долю странного смещения, почти абсурда, нарастающего от сцены к сцене и совершенно торжествующего в финале. Арина Маракулина, Дарья Казеева, Константин Богданов, Григорий Фирсов, Арсений Ковальский и другие пробуют воспроизвести то странное смещение, которое есть в пьесе, играя на грани нормы и гротеска, с долей ненужной, на мой взгляд, печали иронизируя над собственными героями. Мир тесен - могли бы резюмировать они каждую сцену. Но он еще и вечен - подчеркивает Носов, так что и нынче, как и в древней сказке, приходишь не туда, куда ты собирался, а куда залетела твоя вслепую запущенная стрела. И если ты нашел не то, что искал, утешайся хотя бы тем, что некоторым и вовсе лягушка в жены досталась.

1
0
1 марта 2002

Лучшие отзывы о спектакле «Тесный мир»

Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
402
7

«Тесный мир» - это не тот, где все знакомы через полдюжины рукопожатий. Это – сказочный город N, где происходят маловероятные, почти нереальные и совсем уж фантастические вещи, а мы смотрим на это как на не менее естественные признаки человеческого быта, нежели, чтобы далеко за примерами не ходить, поход в театр. Сюжеты, друг с другом содержательно не связанные, формально воспринимаются совершенно органично – не как сборник микроисторий, а как взгляд на одно и то же явление «обманутого ожидания» под разными углами зрения. Ситуации на первый взгляд хрестоматийны: вот добропорядочная семейная чета, обаятельная Машенька (Казеева) и типичный очкарик-ботаник Иннокентий (Богданов) скромно справляют день рождения последнего, а к ним в гости заявляется… киллер. Честный малый настойчиво хочет вернуть «натурой» должок: Иннокентий не выдал его когда-то в день неудавшегося «дебюта»; отказываясь от услуг должника, наши герои по простоте душевной случайно «заказывают» своего надоедливого приятеля. А вот жена Настенька (Маракулина) пытается убедить супруга Григория (Милосердов) в том, что прячет в шкафу писателя, сбежавшего из вытрезвителя, но тот не верит – и напрасно: заявившийся краснобай-милиционер принимает скептика за замаскированного беглеца и уводит, тогда как в шкафу действительно обнаруживается чудак, декламирующий белые стихи. И, наконец, грустный рассказ о состарившемся и обнищавшем Иване-царевиче (Пискунов), содержащем в трёхлитровой банке свою самую обычную лягушку – напоминание о другой пьесе Носова, «Табу, актёр!», мною на днях также посмотренной в Старом театре, где в похожем одиночестве существовал Буратино Ковальского. Четвёртый анекдот проходит сквозь спектакль, дробясь на три части: по газетным объявлениям Ирина (Казеева) и Владимир (Ковальский) договариваются о свидании, а другие Ирина (Маракулина) и Владимир (Богданов) – о сделке с недвижимостью. Само собой, перепутываются, назначив общее место встречи: строгая бизнес-леди требует от романтика с букетиком описать метраж квартиры, а жизнерадостная болтушка сталкивается с дёрганым типчиком, зацикленном на покупке апартаментов в центре. Анекдотично? Конечно. Предсказуемо? Ещё как! Но назвать этот чертовски смешной полуторачасовой спектакль комедией в привычном смысле сего жанра не получится, какие бы эпитеты вроде «высокая, интеллектуальная, абсурдная, чёрная» ни приставляй. Здесь никто не занят нарочитым, показным комикованием, здесь вообще не оглядываются на зрителей и не заискивают – напротив, чем серьёзнее звучат реплики, тем быстрее они располагают к себе и тем легче вызывают дружный хохот публики, а ничуть не педалированные мимика, жесты, пластика подчас «звучат» выразительнее любых слов. Да, наиболее яркие черты персонажей преувеличенны, без этого никуда, но населяют «Тесный мир» всё же не плоские карикатуры, а лёгкие шаржи, сохраняющие жизнеподобие, объём и, главное, симпатичность. В них узнаёшь знакомых людей, им сопереживаешь, увлекаешься их диалогами-поединками, с удовольствием нащупывая ту смысловую «ниточку», которая известна всем в зале и никому – на сцене, отчего и рождается удачный юмор. Виртуозность актёрских перевоплощений, чувство меры и вкуса в каждом из труппы достойны отдельных похвал: не наспех нарисованные жирными красками, а психологически обоснованные образы запоминаются всерьёз и надолго, чего не скажешь об одинаковых с лица наборах «муж-жена-любовник/ца (нужное подчеркнуть)» антрепризного пошиба. И не будем забывать, что в каждой шутке есть лишь доля шутки, а всё остальное правда: под занавес герои соберутся вместе, и в каждом из них почувствуются своя личная драма и свой оптимистический свет. Не верить в банальное «всё у них будет хорошо» после этого просто невозможно.

09.11.2010
Комментировать рецензию

1
0
30 мая 2011