Театральная афиша Москвы
Москва

Спектакль Старосветские помещики, Москва

Постановка МХТ им. Чехова
7.3
оценить
Расписание и билеты
-20%при оплате
с 
Театр: Старосветские помещики, Москва

Один из первых спектаклей Миндаугаса Карбаускиса — перевод Гоголя на язык немой метафоры

Место проведения

МХТ им. Чехова

МХТ им. Чехова

8.6
Театр с большой историей, спектаклями прогрессивных режиссеров и звездной труппой
Подчеркнуто скромный (по сравнению с залами XIX века) театр архитектор Федор Шехтель проектировал специально для труппы Станиславского и Немировича-Данченко. МХТ вселился сюда в 1902 году, и с тех пор Камергерский переулок стал одним из центров театральной Москвы. С 2000 года, когда худруком был назначен Олег Табаков, у остальных театров появился повод для беспокойства: расторопность, с которой МХТ переманивает талантливых молодых актеров и режиссеров, не знает равных. На основной, малой и новой сценах идут спектакли Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова, Евгения Писарева, Марины Брусникиной, Адольфа Шапиро и многих других героев нового театра и мэтров. В труппе — люди из телеэкрана: Константин Хабенский, Александр Семчев, Михаил Пореченков, Игорь Верник, Ирина Пегова, — в перемешку с новыми именами и недавними выпускниками.
касса +7 (495) 646 36 46
адрес
подробнее

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
1105

Вот новое имя. С первой попытки не запомнишь - в отличие от его спектакля, образы которого отпечатываются в памяти мгновенно, как поляроидные снимки. Полина Медведева в чепце Пульхерии Ивановны кормит с руки Афанасия Ивановича и ко всеобщему удовольствию поливает водичкой цветы на его жакете. А после ее смерти служанка закладывает в рот Афанасию Ивановичу (замечательный комик Александр Семчев) сухари и сама же захлопывает его челюсти. Или: слабоумный мальчик бьет усевшихся на шкаф мух и метет их веничком по полу, пересчитывая, не потерялась ли какая. А хозяина скоро и вовсе задвигают в угол во время уборки и, подложив под ножки стула мыло, катают с места на место - как мебель. Почившая Пульхерия Ивановна является супругу и, скользя на пуантах, уводит его за собой.

В спектакле нет декораций, кроме ящиков и тумбочек, из которых дворовые девки составят буфетную горку и забираются повыше, чтобы достать хозяйке горшочек с чем-то вкусным. И почти нет слов - вся история не рассказана, а дана в ощущениях под звук монотонного протяжного рожка.

Гоголевских "Старосветских помещиков" поставил Миндаугас Карбаускис. Литовец весной окончил мастерскую Петра Фоменко в РАТИ (ГИТИСе) и преподает на курсе Сергея Женовача. В ГИТИСе у Карбаускиса было два спектакля ("Русалка" и "Гедда Габлер"), после которых на него обратил внимание Олег Табаков. Для начала Табаков дал ему постановку в подвале на Чаплыгина - полгода назад там вышел "Долгий рождественский обед" Торнтона Уайлдера. Дальше - больше. "Старосветскими помещиками" Карбаускиса открылась экспериментальная новая сцена чеховского МХАТа.

На курсе Петра Фоменко несколько режиссеров подавали надежды. Откуда такое внимание к Карбаускису всезнающего Табакова, понятно. Помимо того что Карбаускис очевидно талантливый режиссер, он еще и последователен: размышления его лежат в области впервые навалившегося страха смерти, а спектакли - внятные об этом высказывания. Важнейшей фигурой его "Рождественского обеда" была крепкая, вся в чем-то темном служанка - этакая парка, которая переплетала спицами нити, сидя в углу, покуда не приходило время распахнуть двери в мир иной и внести оттуда очередного младенца или указать дорогу тому, кому пришла пора. В "Старосветских помещиках", в свою очередь, не бесхитростная и вечная любовь становится темой, и не поэзия жизни, "где ни одно желание не перелетает за частокол", а механика угасания жизни. Парками на этот раз стали развеселые дворовые девки, в иной момент оборачивающиеся стаей вразнобой гогочущих гусей, а еще позже - могильщиками.

Театральный лексикон, которым пользуется Карбаускис, не в новинку. Кто видел "Макбета" литовца Някрошюса, вспомнит, как гусями, с топорами в спинах, гоготали жертвы Макбета. А театрализация вещного мира у него имеет совершенно фоменковскую породу. Слова учителей, а порядок слов - его собственный. Истории, которые складывает Карбаускис, пока не бог весть как мудры, зато точно не с чужих слов.

0

Отзывы пользователей о спектакле «Старосветские помещики»

Фото Надежда
отзывы:
49
оценок:
234
рейтинг:
9
3

Нда! Бред сумасшедшего. В театр люди ходят за пищей для души и ума. Здесь только эмоции и ощущения... И не самые приятные.

0
Фото Doctor D
отзывы:
115
оценок:
143
рейтинг:
136
7

Очень приятны вот такие камерные залы, когда игра идет практически "глаз в глаз", создается визуальный контакт с актерами и, соответственно, ярче ощущения.
Хороший спектакль! Вкусно играют помещики и дико "челядь". Но в этом и есть правда жизни!

0