• жанр
  • дата выхода
    25 октября 2001
  • 1 час 55 минут, без антракта
    18+

Противоречивый спектакль об идолах прошлого в постановке Романа Виктюка

Михаил Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» более 10 лет. Законченный вариант «Романа о дьяволе» писатель собственноручно сжег в 1930 году. Затем последовало несколько редакций нового текста, в котором уже фигурировали Мастер и Маргарита. Разумеется, о публикации романа в конце 1930-х годов — в период разгула сталинских репрессий — не могло быть и речи. Самиздатовский текст долгое время переходил из рук в руки, и только в 1966 году он со значительными купюрами был напечатан в журнале «Москва». Роман Виктюк, работая над пьесой по роману «Мастер и Маргарита», учел и политический контекст, и мотивы ранних редакций булгаковского текста. Это третье обращение режиссера к культовому для русской литературы произведению. По сравнению с предыдущими версиями, здесь меньше романтики и больше философского осмысления феномена сталинской эпохи. Одна из главных тем творчества Романа Григорьевича — о несовместимости любви и рабства — получает здесь неожиданное продолжение: любовь для Мастера и Маргариты — это страдание и боль. Тоталитарное общество не оставляет людям право на чувства, оно порабощает их души и превращает в жалких марионеток.

Место проведения

Калининградский драматический театр
касса +7 (4012) 21 24 22
адрес
подробнее
режим работы вт-пт 11.00–19.00, сб-вс 11.00–18.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
Фото Жанна Зарецкая
отзывы: 477
оценки: 158
рейтинг: 454

«Мастер и Маргарита» Романа Виктюка — пафосный, но не противный ритуал истребления режиссером тиранов недавнего советского прошлого. Обаятельные и пластичные «дети Виктюка» — Дима Бозин, Коля Добрынин и Лена Морозова — в течение часа и сорока минут эффектно кружат по сцене, заваленной бюстами Ленина и Сталина.

0
0
...
20 мая 2004

Лучшие отзывы о спектакле «Мастер и Маргарита»

Фото Светлана Нилова
Фото Светлана Нилова
отзывы: 22
оценки: 25
рейтинг: 64
1

Нынче мы с приятелем сходили в театр.Действо длилось 2 часа без антракта и мы довольно скоро поняли почему. Чтобы нельзя было сбежать после первого действия. Это стало ясно через 20 минут после начала. Именно 20 минут можно было наблюдать безумие в его непосредственной близости. Безумие вышло хорошо. Натурально так. А вот остальное...
Ну, не трогает. Ни пластика, ни дикие крики, ни сатиновые трусы.
Мы сидели на третьем ряду, а зритель на втором - откровенно спал, утомившись этой тягомотиной.
И, наконец, за 20 минут до конца - бал у сатаны. Золотые головы Ленина и серебряные головы Сталина кружились под мелодию вальса.
Кстати, к музыке в этом спектакле претензий нет. Так же как и к свету, и к гриму, и костюмам. А вот все остальное надо выбросить на помойку. И вымыть руки.
Конечно, красивые, пластичные мужские тела было приятно посмотреть. И вообще, этот театр - театр пластики тела. Им бы хорошо подошла пантомима, без слов и с хорошей музыкой. Слова в этом театре - лишние. Так же, как и разум и чувства. И почему Роман Виктюк так любит "обсасывать" Булгакова. Других тем нет? И почему именно спектакль? Пусть бы лучше балет освоил, что ли.
Мой приятель так расстроился, что потратил время и деньги на "такое го...ще" и признался:
"Знаешь, мне словно кошки в душу нагадили. Тошнит даже."

4
0
...
19 сентября 2012
Фото Yulia Slepoy
Фото Yulia Slepoy
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
9

Эту КНИГУ невозмжно "переплюнуть"! Но можно "прочесть" по своему, что в данном случае и было сделано, безусловно, талантливо. И на мой взгляд, это прочтение вполне имеет право на существование. Воланд невероятен, Мастер пронзителен, Пилат - посмертная маска того, кто упустил последний шанс вернуть себе жизнь. Ешуа не потрясает до глубины души, но, может так и надо, ведь он - прежде всего, человек. Маргарита "не моя", но лично мне вполне понятно, что "ею" хотел сказать режиссер. По мне - явный перебор по части Ваниного безумия, хотя, попытки изложить события на Патриарших, когда он то находит логическое обоснование своему бреду , нащупывая в пустоте руку Воланда, то теряет "почву", когда эта рука предательски ускользает - ход, по-моему, абсолютно гениальный. Еще, на мой взгляд, слишком много черезчур прямолинейного, и, даже, какого-то не "по-виктюковски" топорного политического контекста. И в этой связи, мне отчаянно не хватило похождений воландовой свиты. Жаль, потому что трудно себе даже вообразить что-то более просящееся на сцену, чем "бальные затеи Бегемота" и прочие безобразия пресловутой "троицы". А ведь в книге именно их бесчинства, беспредел и, как сейчас это назвали бы, безудержный стеб, тонко, иронично и беспощадно задают очертания бездушного, давящего и безобразного политического ланшафта.

1
0
...
12 марта 2014
Фото Ирис Смайл
Фото Ирис Смайл
отзывы: 65
оценки: 70
рейтинг: 95
9

"Никогда и ничего не проси, особенно у тех кто сильнее тебя.
Сами предложат и сами всё дадут"

(М.Булгаков)

Очередная головоломка, сложенная из мозаики мистического абсурда и жестокой реальности прошлого имеет два названия: «Мастер и Маргарита» с низким поклоном к творению Булгакова и «Сны Ивана Бездомного» от самого Маэстро – Романа Виктюка. Сплетенные железными цепями неумолимого времени, писатель и режиссер в спектакле сливаются в единое целое. Воронка рокового сюжета медленно и искусно втягивает в себя фарс и трагедию.
Если желанием Булгакова было зашифровать и запрятать в фантасмогорическое повествование все то, что происходило в советской России, то желанием Виктюка стало символическое отображение булгаковского шифра театральным языком. Сбрасывать все откровения режиссера только на политические и социальные подтексты, было бы слишком примитивно. Спектакль похож на черно-белую картину, нарисованную не кистью, а изуродованным пальцем человеческого страха и отчаянья.
Полураздетая затемненная сцена, со спартанскими декорациями, выливающимися в странное сооружение тюремной пирамиды, из которой торчат длинные гвозди, вполне пригодные для виселиц, окаймлена красными стягами. По краям сцены два черных стула, на которых по очереди будут сидеть главные герои, и рассказывать свои истории для нас, таких же сумасшедших 21 века. Больничные каталки, превращающиеся по ходу спектакля в кресла или столы, снуют взад и вперед. Бронзовые и стальные бюсты Ленина и Сталина, одетые друг на друга, оживут в знаменитой сцене весеннего шабаша полнолуния. Отдельно притаился бюст Иосифа Виссарионовича Сталина с вываленным красным языком, похожим даже не на язык, а на более откровенный и значимый член человеческого тела, явно недооцененный и стыдливо скрываемый от глаз советской общественности, а зря…
Пугающе смешная и убогая действительность 30-х годов умиляет и вызывает улыбку, смешанную со слезами горечи и жалости. Марширующие люди в майках и черных трусах, смирительные рубашки, очаровательные кальсоны, несуразные спортивные штаны и мятые костюмы. Вся эта советская экипировка действует смело и безошибочно. Потерянные лица, растерявшие красоту взгляды, блуждающие в страхе слова, которые то и дело вырываются с надрывом или хриплым шепотом.
Бьющие в цель знаменитые фразы Булгакова, растасканные не одним поколением, изящно вырезаны для спектакля маникюрными ножницами. Жизненная Дьявольщина и безысходность усиливается советскими хитами 30-х годов. Среди них нежная «Голубка», агитбросок «Если завтра война. Если завтра в поход», которую так искренне и по-детски напевает Иван Бездомный (Д.Малашенко), цыганские напевы, под которые выплясывает отчаявшаяся Маргарита (Е.Карпушина) на глазах у бесстрастного Воланда (Д.Бозин), классические фрагменты из «Фауста».
Отдельными линиями пробегает любовь Мастера и Маргариты в корчах и муках. Наносит свои удары страх, уничтожающий и унижающий в спорах затравленного Берлиоза (О.Исаев) и поэта Бездомного. В спектакле происходит реинкарнация Мастера в Понтия Пилата и Ивана Бездомного в Иешуа. Наконец, божественное проведение, в лице «… той силы, Кто вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд (Д.Бозин) молча блуждает по сцене, наблюдая за происходящим, или сидит в позе египетского сфинкса и предается космической медитации. Он цитирует Гете и исторгается из музыки Гуно. Взмахивает черным платком фокусника-иллюзиониста, обнажает безупречный торс, на котором хочется вырезать слово «СВОБОДЕН». Его тело невесомо, его опасные движения легки и грациозны, его взгляды выпрямляют тусклые желания, его раздевающие улыбки вызывают дрожь. Воланду, выполняющему черную работу за Господа, иногда бывает смешно и забавно наблюдать за глупыми мечтами. Трудно рассмешить Дьявола, умеющего читать чужие мысли, но если очень постараться, то вполне возможно. В данном случае его забавляет человеческое безверие и глупость. Он ждет от нас смелых поступков, а мы обращаемся к нему с просьбами о любви и прощении. В ответ он безжалостно исполняет наши желания.
Актерские энергетические посылы вызывают восхищение. Каждый булгаковский образ, одетый в театральные одежды Виктюка, уникален и неповторим. Потрясающая дьявольская свита Воланда из серии «Эх, ухнем» колобродит на сцене и разносит отчаянное и бесшабашное веселье. Гелла (Л.Погорелова), поначалу стильно одетая в черное ажурное платьице и такие же чулочки, фланирует на высоких каблучках и зачитывает хорошо поставленным голосом речи трудящихся Сталинского избирательного округа. Затем «ведьма с советским прошлым» переодевается в голубые спортивные штаны и белую майку, демонстрирующую грудь 6-го размера. «Знойная женщина – мечта поэта» с лопатой окончательно поражает воображение. Ошалелый и взъерошенный Азазелло (И.Никульча) готовый врезать в любую минуту и словом и делом, размахивает отрезанной головой Берлиоза в авоське. Уморительный кот-бегемот (М.Руденко) в круглых очочках, похож на студента ботаника. Растерянный Коровьев (Е.Атарик) снует по сцене и удивляется происходящему и самому себе. Эта мутная компания вносит определенный колорит и слегка разбавляет нарастающую обстановку безысходности.
Увы, от безмолвного отчаянья никуда не скрыться. Не спасает даже воссоединение Мастера с его возлюбленной. Безнадежность и апатия ко всему читается в глазах уходящего в никуда Воланда. Мало что изменилось на земле. Такие же раскрашенные лица и слегка переодетые мысли.

Не было потом, не было после…

1
0
...
15 января 2010
Фото Vlada_Velesova
Фото Vlada_Velesova
отзывы: 3
оценки: 4
рейтинг: 4
9

Были мы там... Давно были, но иногда кажется, что это было два-три дня назад. Ощущение яркой мысли с капелькой порочности. Шикарно, восхитительно, блестяще! Конечно Дмитрий Бозин прекрасен, и девочки могут просто посидеть не думая ни о чем, но для тех кто хочет посмотреть интерпретацию, то вам точно по адресу! Понравилось очень, остался осадок чего-то неизбежного, да, далеко не светлого, но чего-то прекрасного...

1
0
...
30 августа 2009
Фото Пользователь Афиши №814364
Фото Пользователь Афиши №814364
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 3
1
политизированное шоу, с плохими декорациями, странным сценарием и чудовищным подбором артистов.

Если бы был антракт, мы бы ушли... Несколько человек ушло прямо во время спектакля. Описание происходящего на сцене хорошо изложено в отзывах, написанных ранее. Возможно, что кому-то нравится, когда кривляются и опошливают прекрасные советские песни, когда глумятся над мёртвыми лидерами нашей страны... Возможно, кому-то нравится помятое лицо и оверсайз Маргариты (я тоже против дискриминации по возрасту, но предпенсионный возраст не даёт таких широких возможностей актрисе, чтобы соответствовать идее Булгакова). Общее ощущение - как-будто грязью полили и вас, и произведение.

0
0
...
20 ноября 2019
Информация от организатора
Информация предоставлена театром Романа Виктюка
Михаил Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» более 10 лет. Законченный вариант «Романа о дьяволе» писатель собственноручно сжег в 1930 году. Затем последовало несколько редакций нового текста, в котором уже фигурировали Мастер и Маргарита. Разумеется, о публикации романа в конце 1930-х годов — в период разгула сталинских репрессий — не могло быть и речи. Самиздатовский текст долгое время переходил из рук в руки, и только в 1966 году он со значительными купюрами был напечатан в журнале «Москва». Роман Виктюк, работая над пьесой по роману «Мастер и Маргарита», учел и политический контекст, и мотивы ранних редакций булгаковского текста. Это третье обращение режиссера к культовому для русской литературы произведению. По сравнению с предыдущими версиями, здесь меньше романтики и больше философского осмысления феномена сталинской эпохи. Одна из главных тем творчества Романа Григорьевича — о несовместимости любви и рабства — получает здесь неожиданное продолжение: любовь для Мастера и Маргариты — это страдание и боль. Тоталитарное общество не оставляет людям право на чувства, оно порабощает их души и превращает в жалких марионеток.