Театральная афиша Москвы

Спектакль Униженные и оскорбленные
Постановка МХАТ им. Горького

7.6

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

В тот день, когда я появилась на свет, в еще не разделившемся МХАТе играли пьесу "Шестое июля". Действующими лицами были Дзержинский, Свердлов и зампред ВЧК Лацис. К ним в придачу два часовых и восемь членов ЦК партии левых эсеров. Это я выяснила в горьковском МХАТе, фойе которого украшено любовно сохраненными афишами. Между афишами висят лозунги. "Коллектив должен бороться за осуществление самых крупных классических произведений, чтобы история человечества, лучшие из одухотворяющих человечество идей и образов ярко и сильно встали на сцене Художественного театра", - гласит один из них. Облокотившись на бюст Качалова, фотографируются зрители. Перед началом спектакля приятный мужской голос, обращаясь к "дамам, господам и юным зрителям", просит их последовать "заведенной сто лет назад мхатовской традиции и отключить мобильные телефоны". Большую часть публики и вправду составляют юные зрители. Меньшая доля господ в свою очередь наполовину состоит из наставников юных зрителей. Еще бы: играют "Униженных и оскорбленных", и по ходу действия девочки в дискотечных маечках комментируют то, что выпало из текста. Для девочек это просто инсценировка русской литературы. Девочки даже не догадываются, что на самом деле они присутствуют не на рядовой театральной премьере начала 21 века, а на событии из ряда вон. Это становится понятно с первых минут спектакля, когда на сцене оживает театр позапрошлого века - театр рисованных пейзажей и фанерных павильонов. Всего их было, если я не ошибаюсь, восемь штук: четыре гостиных, чердак, кабинет, петербургский дворик и церковная паперть. Перемены производятся раз в пятнадцать минут: персонажи замирают в немой сцене, например, героиня падает без чувств на руки кавалеру, после чего занавес закрывается, чтобы открыться через три минуты и явить новую декорацию. Но перемены павильонов - это полдела. "Униженные и оскорбленные" - это ожившее моралите, в котором действуют черти и ангелы, смерть и праведники, и которое в средние века игралось на церковной паперти. Поэтому наличие паперти в сценографии этого спектакля принципиально.

По сюжету у входа в церковь происходит прощание страдалицы Наташи и ветреного Алеши. Но эту же декорацию поставят на поклоны. И тогда происходит истинная кульминация действа: из храма выходят на поклон персонажи. Только кланяются они предварительно осенив себя крестом, повернувшись к храму передом, к людям задом. Деталь - из церкви выйдут только униженные и оскорбленные. Их притеснители и обидчики выйдут из-за кулисы: вход в храм богатым и подлым заказан. Тогда из-под колосников опускают портрет Достоевского, и под гимническую мелодию выходит сама режиссер-постановщик и художественный руководитель театра Татьяна Васильевна Доронина. И, заглушая шум аплодисментов, еще долго в памяти звучит исступленный крик Ихменева: "О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас! Пусть они бросят в нас камень! Мы пойдем рука в руку...".

Бросить камень в театр, играющий свои спектакли, словно исполняя крайней важности миссию, рука не поднимется. Но вот факт: 28 ноября в горьковский МХАТ подкинули бомбу.

0

Отзывы пользователей о спектакле «Униженные и оскорбленные»

Фото Irina Se
отзывы:
43
оценок:
55
рейтинг:
30
7

Меня несколько ошарашивают классические постановки классики. Со статичными декорациями, ярким гримом, париками, одеждами прошлого века и витиеватыми речами. Я напоминаю себе, что это Академический театр и стараюсь сосредоточиться на эмоциях, чувствах и мыслях. Всё строго и консервативно. Это иной подход к постановке и к просмотру.
*Достоевского я не читала.
История трогательная, Петербург мрачный, а люди - они разные. Князь Валковский - удивителен, Наташу жалко, Алёша же просто смешон. И когда семья воссоединяется - зрители рыдают. Самоотречение Ивана Петровича - та самая "любовь для себя", которая не всем по зубам. Мало кто отваживается любить без взаимности, без упреков о не_любви. Любовь Наташи - это подвиг. Пойти против семьи, против общественного мнения, обрекая себя на позор, - и остаться ни с чем. Лишь угли былого костра. Ну и еще одно подтверждение, что любовь зла и объект любви не всегда бывает достойным. Одно удивительно - как у такого делового князя вырос такой дурацкий сын?)

В общем, никаких заметок по существу спектакля. И труппу не знаю и пьеса незнакомая...
МХАТ как зал - это, конечно, гигант. Мягкие кресла, массивное дерево, несколько этажей и просторный лифт. Билетов распродано мало и весь бельэтаж пересадили в партер. Было даже как-то неловко сидеть меж людей, которые по праву сидели там и заплатили за билет в 4-6 раз больше моего. Так что бинокль не пригодился.
В 5 ряду посредине отлично видно. И почему бы театру не снизить немножко цену, чтобы билеты стали более доступными и зрителей было побольше? Не все же такие зоркие фанаты, что согласны сидеть с биноклем на балконе)

0
Фото Anastasia
отзывы:
17
оценок:
18
рейтинг:
21
3

Решив ознакомиться с тем, как в столице ставят Достоевского, пошли с подругой на спектакль "Униженные и оскорбленные" в МХАТ Горького. Причем, что удивительно, рецензии были в основном положительные на этот спектакль, но я была просто удивлена насколько неискренне играли актеры. Единственное, кого можно было бы выделить это Елену Коробейникову (Нелли) ,Семенова Анатолия Владимировича (отца Наташи) и к сожалению не знаю фамилии актера, который играл Маслобоева (про себе мы его прозвали Джигурда) - на этих актеров действительно было приятно смотреть и от игры, которых порой даже бежали мурашки по коже. Также хочу отметить декорации, которые очень впечатлили, но вот пожалуй и все положительные воспоминания, которые остались от просмотра.То, что изображали из себя остальные актеры, это, извините меня, просто позор! Особенно неприятно было смотреть на мать Наташи, которая тщетно пыталась изобразить горе по своей дочери и выдавить скупую слезу. Достоевский, это класcика, и класcика тяжелая, где персонажи в основном, люди с неуровновешенной психикой, и чтобы играть такие роли надо их пропускать через себя и отдавать себя всего этой роли. Не умеешь, как говорится, не берись! На протяжении всего просмотра вертелась только одна мысль "Ну не верю я Вам!" Может быть конечно первые премьерные спектакли и были действительно хороши, не спорю, но видимо со временем желание актеров играть куда-то испарилось. Зал полупустой, аудитория, действительно, в основном, школьники, которых привели туда учителя, а те молодые люди, которые сами пришли на спектакль просто откровенно скучают и посматривают на часы - зачем для такой аудитории выкладываться на все 100? Только вот именно такой игрой детям и отбивают всякое желание в дальнейшем посещать театры! Я не хочу никого оскорбить, но просто выполнять свою работу надо хорошо, или не выполнять ее совсем.

0
Фото Sorokin_A
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Понравилось очень. Все так классически и массивно, что иногда кажется, что наблюдаешь жизнь потустороннего мира. На то он в принципе и Федор Михайлович.

Сложно было поверить... и в итоге так и не вышло поверить в низкую натуру Валковского (Клеменьева). Уж больно актер интеллигентен и честен. А может это идея режиссера? Но я верил ему много охотнее, нежели остальным персонажам. Он даже и пьян когда - ни распутен, ни хамлив, а честен скорее и терпелив.

Ихменев () понравился больше всего. Правдивость его монологов достигала несколько раз такого пика, что забываешь и о спектакле и о зале и обо всем мире. Наверно, ради этого в зал и приходят многие зрители. И очень важно, в самом конце во время его монолога "стоя на коленя" я плакал... и вместе со мной плакало еще больше полу-зала. И плакал я только потому, что он так хотел, ОН меня заставил плакать ... не от счастья или от горя а просто плакать, плакать по-настоящему, как мы все в жизни плачем.

Впечатление смазала публика. Откровенно цирковая публика. Такое чувство, что многие шли на Баскова в Кремлевский, а пришли на Достоевского во МХАТ. Откровенно целующиеся парочки, шум бутылок с водой и мобильные телефоны. Все это атрибуты дегенерирующего уровня культуры нашей молодежи... но это тема уже отдельной статьи. А здесь только вывод: буду внимательнее выбирать спектакли по произведениям из школьной программы.

0
Фото Александр
отзывы:
4
оценок:
3
рейтинг:
3

Если лаконично - классическая сильная постановка, впечатляющая игра актеров, продуманные до мелочей декорации (особенно впечатлил Петербург, находившийся все время на заднем плане, и менявший свою подсветку в зависимости от времени суток и настроения на сцене).
Настоящая классика для человека, приходящего в театр отдохнуть душой.

0
Фото Владимир
отзывы:
72
оценок:
13
рейтинг:
49

Знаете, я всё больше убеждаюсь, что чем сильнее профессиональная критика критикует, тем сильнее на самом деле спектакль. И это нормально, потому как бездарщина вызывает два-три слова и не зажигает критика. Чем профессиональнее поставлена пьеса, тем больше придираешься, и даже незначительные огрехи уже кажутся принципиальными ошибками. Такая ситуация произошла и с "Униженными и оскорблёнными". Эта пьеса была поставлена к 180-ти летию со дня рождения Достоевского. Это был единственный поклон великому писателю от московских театров. Как всегда - пьеса поставлена в лучших традициях русского и советского театров: превосходнейшие декорации, для каждого действия - своя, и, что меня поразило, очень быстро декорации между картинами сменялись, примерно за 20-30 секунд, - это огромное мастерство рабочих сцены и, естественно, режиссёра и художника. Про актёров я говорить много не буду. Труппа МХАТа им. Горького - великолепный профессиональный коллектив, в особенности мужская её половина. М. Дахненко, исполняющий главную роль, просто великолепен: очень обаятельный, сильный актёр, несомненно достойный звания заслуженного артиста. Всегда прекрасная Лидия Матасова в очередной раз заставила крикнуть ей в душе: "БРАВО"!!! Спасибо коллективу театра за такой подарок.

0

Галерея