Театральная афиша Москвы

Спектакль Захудалый род

7.9

Серьезный разговор об идеалах

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

Спектакли Сергея Женовача ужасно длинные. В девять вечера, когда у нормальных людей артисты на поклоны выходят, Женовач только к антракту добирается. На его спектакле поначалу чертыхаешься и время подгоняешь, но потом так втягиваешься, что в конце четвертого часа, когда Женовач почти добирается до развязки, уже жалеешь, что все вот-вот закончится.

Еще, когда смотришь спектакли Женовача, кажется, что это плевое дело, ты и сам бы мог такие спектакли ставить. Ни тебе в них выдумки, ни сложной игры мысли, ни аттракционов -в общем, ничего экстраординарного. Хотя таких стройных и ясных спектаклей пойди поищи — эта простота уже сама по себе вещь экстраординарная.

Потом в его спектаклях не бывает злодеев. Все у него более или менее прекрасные люди. Не без изъянов, не без странностей, но все же прекрасные. Если девушки — то подвижницы, пусть не красавицы, зато чистые сердцем. Если мальчики — то простодушные улыбчивые чудаки, почти юродивые. Писать или рассказывать про них очень сложно: то и дело сам в юродство скатываешься и ловишь себя на сюсюкании. Кто помнит его безразмерного «Идиота» в Театре на Малой Бронной, тот поймет. Исключения случаются, когда Женовач ставит спектакли с чужими актерами — в Художественном театре или в Малом. Но с прошлого года у Женовача снова появилась своя труппа — из числа выпускников его мастерской в РАТИ. Он и назвал-то свой новый театр по-идиотски просто: СТИ, то есть «Студия театрального искусства». У них в репертуаре четыре спектакля, по числу дипломных работ. В труппе — несовременные юноши, первым спектаклем которых были «Мальчики» по Достоевскому, и девушки с кудряшками а-ля Наташа Ростова (в кудряшках здесь почти все, включая пресс-секретаря). Нынешняя работа — первая, сделанная студентами в статусе актеров-профессионалов. Первую свою премьеру в сезоне они играют в то время, когда нормальные театры закрываются на лето.

Играют инсценировку романа Николая Лескова «Захудалый род» — сагу в двух частях и в четыре часа длиною, простую что по конструкции, что по замыслу. Само собой, она о прекрасных чудаках, которые, по мысли Женовача, есть соль земли.

За четыре часа Женовач не дает своим молодым актерам ни присесть, ни передохнуть: постоянный партнер Женовача, сценограф Александр Боровский, построил конструкцию с окнами, похожую на большую рамку для фотографий, даже не рамку, а иконостас, каких сейчас уже не делают. Встает в окне актер Андрей Шибаршин в кивере и эполетах, взмахивает саблей и замирает с блаженной улыбкой на устах; Дамир Исмагилов (другой постоянный партнер Женовача) как-то ловко подсвечивает его — вот и фотография Льва Львовича Протозанова. Актриса Анна Рудь, девушка с большим чистым лбом, стоит внизу в платье по моде середины девятнадцатого века и смотрит на него с любовью и печалью — это внучка Льва Львовича Вера Дмитриевна, от лица которой ведется повествование. Вера Дмитриевна рассказывает историю рода Протозановых, останавливаясь на княгине-бабушке (Мария Шашлова), гордой и доброй женщине строгих нравов и принципов. Сама княгиня живет в деревне, а дочь (Татьяна Волкова) отправляет в столичный пансион. Первая глава инсценировки называется «Старая княгиня и ее двор», и это длинная-предлинная экспозиция спектакля, введение в курс дела, художественная читка плюс минимум театра. Вторая озаглавлена «Старое старится — молодое растет», и в этой части театр — то есть действие, которым движет самая настоящая интрига, — и начинается. Против княгини Варвары Никаноровны интригуют ее собственная выросшая дочь и сосед, граф Функендорф (Григорий Служитель). Наша княгиня оскорблена, обижена, она ищет учителя сыновьям, чтоб хотя бы они выросли хорошими людьми. И находит Червева (Сергей Аброскин), святого педагога-бессребреника.

Кульминацией служит короткий разговор княгини с Червевым, и кто бы мог подумать, что диспут о власти мнимой и истинной может так цеплять за живое. Вы не поверите, но когда княгиня быстро-быстро говорит с Червевым о государстве и Божьем Царстве, ползала хлюпает носом. Потому что эта маленькая пигалица-актриса, так гордо державшая осанку весь спектакль, будто на самом деле старится и скукоживается на глазах. Что с ней в этот момент происходит — она и сама говорит: мол, чувствует себя упраздненной и уничтоженной. Но почти незаметно она эти вещи еще и играет — все в спектаклях Женовача происходит почти незаметно. Почти незаметно проходят четыре часа. Почти незаметно радиотеатр превращается в театр настоящий. Почти незаметно возникает музыка Григория Гоберника: не иллюстрация, не подсказка, что именно следует переживать в этот момент, — считай, действие ее и порождает.

Можно было бы порассуждать о том, что сам Женовач и его студенты с их театром, простым и ясным как белый день, — это и есть «захудалый род», уходящая театральная натура, которой так жалко, так жалко. Так оно и есть, только звучит это ужасно глупо: театр только родился, а его уже хоронить?

6

Отзывы пользователей о спектакле «Захудалый род»

Фото Натали Дунаевская
отзывы:
87
оценок:
99
рейтинг:
133
9

«Род приходит, род проходит… а земля пребывает»

Даже не знаю, как теперь ходить в театр… боюсь… боюсь, что ничто не сможет превзойти или хотя бы сравняться с увиденным мной в Театре Женовача) По крайней мере, на сегодняшний день это, пожалуй, самое сильное впечатление и пятерки тут точно мало)). Пишу и улыбаюсь))), постоянно хочется вспоминать об этом спектакле, а еще вспоминать собственное настроение и крайнюю приближенность к счастью в тот вечер.

Мы с мужем шли и думали, как бы отсидеть 4 часа спектакля… но после этих самых 4-х часов я сидела и мысленно просила – пусть бы еще чуть-чуть и еще немного)) Может совпало настроение, может это магия спектакля, может гениальность произведения, но я, как мне показалось, смогла нутром прочувствовать, КАК надо жить и что в этом мире ценно, о чем дОлжно думать и о чем не стОит… Эпизод жизни рода Протозановых позволяет как бы цельно, сверху увидеть и охватить мысль, что все уже на этом свете было, все уже есть и будет все то же самое… Как кинопленка, которая существует целиком на полке режиссера, но запустив которую в проекторе, мы начинаем кадр за кадром проживать жизнь, которая с каждым эпизодом начинает казаться нам новой и текущей во времени.

Абсолютная любовь, добро и нераздражение миром и людьми – вот путь к познанию истины, наверное… и уж точно путь к собственному счастью и душевной гармонии. И если достичь этого удается единицам, то стремиться должен каждый. Маятники - разрушающие, поглощающие – постоянно вызывают нас на конфликт, гнев, ненависть, раздражение, провоцируя накричать в ответ на неприятное слово ближнего, затаить злобу на плохой поступок соседа, покритиковать правительство за кухонным столом после очередной порции ТВ-шлаков. Все это выкачивает нашу энергию, не дает нам наслаждаться жизнью, ограничивает наш выбор – собственный выбор человека – быть счастливым или не быть им? Ведь практически все зависит от нашего восприятия, от отношения к жизни, а еще… от наших мыслей. Да-да, мыслей – которые вполне вероятно могут стать материальными. Как, например, у героини Лескова – которая просто была уверена в том, что счастье ее долго длиться не может, что-то да наверняка случится… тем самым она запрограммировала себя к беде и была уже готова к жизненным переменам. А думай она иначе – кто знает, может и остался бы жив ее муж.

Единицам удается достичь гармонии, все-таки основная масса людей живет в обществе, социуме, имеющем свои жесткие законы и рамки, пошатнув которые, навсегда можно стать изгоем… а люди этого боятся. Такова уж человеческая природа, что не хочется быть человеку одному – вот и приходится подчиняться… Так и Варвара Никаноровна Протозанова, осознав извращенность и глубокую ошибку в построении человеческого общества, не смогла, а скорей не захотела все-таки лишать своих детей этого общества… им жить еще и жить… и уж если сама она решила прожить остаток жизни иначе, то они пусть сами сделают выбор, когда время придет…

Очень здорово, что сидели мы на первом ряду, мотали головой из одного конца сцены в другой и старались ни на секунду не пропустить словечка, эмоции, поведения героев. Ах, как же они играют! Эти молодые ребята – это настолько цельный организм театра, настолько слаженный, сыгранный коллектив! И ни про кого нельзя сказать, что играл второстепенную роль, запомнился абсолютно каждый! Дома после спектакля я зашла на сайт СТИ и прочитала про каждого актера, стараясь запомнить имена) – они еще зазвучат, точно-точно! Шашлова, Вертков, Рудь, Калашникова, Обласов, Пирняк, Шибаршин, Служитель, Сехон и др. Браво вам, ребята!

Столько добра лилось из спектакля – как же народ истосковался по глубоким, настоящим русским произведениям, их прекрасному воплощению на сцене. Расскажу один показательный для меня момент)) Рядом с нами сидела бабушка, у которой постоянно весь первый акт жужжал телефон. Сначала я прям вся вскипела, раздражение чуть было не накрыло меня и я уж хотела было грубо сказать ей пару ласковых… но аура спектакля погасила все негативные эмоции, я расслабилась, а в антракте вежливо попросила отключить ее телефон. Оказалось, что она просто не знает, как он выключается - я сразу же нашла нужную кнопку и проблема была улажена). В итоге довольны остались все: я без помех наслаждалась спектаклем, сохранив при этом душевное спокойствие, а она избавилась от неудобства своего жужжащего телефона. Вот такая история) По-моему, гасить в себе раздражение - это отличный способ решать проблемы.

Завершая свои философские излияния)), хочу сказать, что раз существует и процветает СТИ, значит существует настоящий русский театр… и не все еще потеряно!)))

7
Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416

«Захудалый род» С.Женовача – филигранная, точная, безупречная работа. Редкий случай, когда пресловутая театральность и условность пропадает (забываешь о том, что ты в театре), эффект присутствия в эпицентре семейной хроники князей Протазановых абсолютный. При том, что это очень традиционный театр, да еще, основанный на русском материале…
Сценография (А.Боровский) – идеальная, словно фрак на приеме у королевских особ. Сцены растворяются то в тенях, то в рембрандтовских интонациях, то в живописи, выполненной в технике гризайль.
Актерские работы – все яркие, но главная особенность – это работа команды (я только не понимаю, как после таких трогательных отношений на сцене приходится переходить к традиционной закулисной актерской войне и опытам взаимного отравления в труппе).
Получился гипнотизирующий, затягивающий театр, с продолжительным послевкусием ( долго будет всплывать в речи весь это лесковский язык, так аутентично проартикуллированный подопечными С.Женовача).
Повторюсь, но одолевает невозможная тяга подружиться, сблизиться с этими персонажами: романтическим князем Л.Л.Протазановым, сильной и нежной В.Н.Протазановой, со всей этой безумной компанией...
Бьется сердце в сцене с богословом и Ольгой Федоровной, хватает за горло светлый образ опереточного, но очень живого и теплого князя Протазанова с отрубленной головой в самом начале спектакля…
Очень хорошо, что, несмотря на свою безупречность и успех (теперь уже понятно, бесспорный), в тираж «Захудалый род» не выйдет и шлягером не станет. Не знаю, как кому, а мне это приятно. Мудрый Сергей Женовач расставил надежные ограничения для популяризации своего театрального детеныша: это и продолжительность, тягучесть спектакля, его тонкость…

Но думаю, что не только ради демонстрации одной лишь идеальной формы и техники поставлен «Захудалый род». Это, конечно, еще и высказывание. Однако с формулой этого послания сложнее. Лесковщина – это, конечно, и замах на энциклопедию русской жизни и богоискательство и проекция русской духовности… Не уверен, что С.Женовач этого хотел, но вот для меня сумма «Захудалого рода» – это желание повторить стон великого С.Ю.Витте: «Несчастная Россия!». Вся эта «сила духа» Протазановых – это блуждание в потемках мракобесия, неспособность извлечь рациональное из ищущего разума и мятущейся души. Эта неуместность всех и всякого в России, праведность, которая оборачивается злом в силу своей беспробудной глупости (кстати, Чацкий Женовача – это тоже ведь обелиск неуместности и никчемности!). Соль земли русской- княгиня Варвара – дура и мракобеска никого кроме приживалов и бездельников не воспитавшая, мыслитель Мефодий Червев – пустышка, несущая благоглупости, пытающийся исправить карту звездного неба…Некуда бежать! Мрак?!

4
Фото Джим Керри
отзывы:
5
оценок:
8
рейтинг:
11
9

Вот она, мастерская Женовача!!! Силушка театральная!!!!
Вот она, искренная работа атеров, преданных своему делу!!!
Вот оно качество!!! Вот гениальный материал!!!
Прекрасный спектакль, радуга характеров, что вытворяют Верков, Обласов, да все, все, смотрел не отрываясь, все проживал вместе героями, отходил несколько дней))
По- моему это один из лучших спектаклей СТИ!!!)))

3
Фото Владимир Безваль
отзывы:
50
оценок:
41
рейтинг:
77
9

Моя оценка "Пять"

Раньше не мог себе даже представить, что в умелых режиссерских руках Лесков будет вотеатрализирован. Думал померли все мастера еще в конце 19 века, а тех интеллегентов, кто спасся добили мужики от народившейся Советской власти. Ан нет. Есть такие художники, кто не забыл ни школу Станиславского, ни русский театр, кто с пиететом к сцене и большим уважением к зрителю работает. Было очень интересно и вкусно: здесь тебе и шикарный текст и серьезная постановочная работа почти со всей труппой, и интересные актерские работы и так не хотелось, что бы действие кончалось... Спасибо за доставленное удовольствие. Спасибо за театр, которого давно уже не видел.
Смотрите, граждане, театр приехал!

3
Фото Анастасия Жеготина
отзывы:
35
оценок:
33
рейтинг:
29
9

Этот спектакль конечно не отнести к разряду легких и развлекающих. Нужно быть к этому готовым. По ощущениям, это как толстая книга, начав читать которую в начале любопытно, потом немножко начинаешь скучать и ждешь динамики, потом посматриваешь на количеству страниц и "сколько осталось". А потом в какой-то момент настолько включаешься, вливаешься, соединяешься с сюжетом на сцене и героями. Понимаешь колорит, душевность и особенность каждого. В кого-то из них прямо влюбляешься, в ком-то видишь своего друга, соседа, брата. При этом актерам удалось невероятным образом передать тонкость взаимоотношений и восприятия Мира каждым из героев. Когда второе действие подходит к середине, настолько расслабляешься, ловишь себя на мысли, что не хочешь, чтобы спектакль заканчивался. "Говорите, говорите, продолжайте, продолжайте"- говоришь про себя.

Поэтому если подвести короткое резюме: спектакль стоящий, сильный, невероятно талантливые актеры и режиссер. Сходите, не судите сразу, дождитесь "послемыслия", как послевкусие от хорошего вина. Оно останется совершенно точно и не сможет не соединиться именно с Вашей жизнью.

2

Галерея