Театральная афиша Москвы

Спектакль Захудалый род

8.3
оценить
Театр: Захудалый род

Серьезный разговор об идеалах

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
986

Спектакли Сергея Женовача ужасно длинные. В девять вечера, когда у нормальных людей артисты на поклоны выходят, Женовач только к антракту добирается. На его спектакле поначалу чертыхаешься и время подгоняешь, но потом так втягиваешься, что в конце четвертого часа, когда Женовач почти добирается до развязки, уже жалеешь, что все вот-вот закончится.

Еще, когда смотришь спектакли Женовача, кажется, что это плевое дело, ты и сам бы мог такие спектакли ставить. Ни тебе в них выдумки, ни сложной игры мысли, ни аттракционов -в общем, ничего экстраординарного. Хотя таких стройных и ясных спектаклей пойди поищи — эта простота уже сама по себе вещь экстраординарная.

Потом в его спектаклях не бывает злодеев. Все у него более или менее прекрасные люди. Не без изъянов, не без странностей, но все же прекрасные. Если девушки — то подвижницы, пусть не красавицы, зато чистые сердцем. Если мальчики — то простодушные улыбчивые чудаки, почти юродивые. Писать или рассказывать про них очень сложно: то и дело сам в юродство скатываешься и ловишь себя на сюсюкании. Кто помнит его безразмерного «Идиота» в Театре на Малой Бронной, тот поймет. Исключения случаются, когда Женовач ставит спектакли с чужими актерами — в Художественном театре или в Малом. Но с прошлого года у Женовача снова появилась своя труппа — из числа выпускников его мастерской в РАТИ. Он и назвал-то свой новый театр по-идиотски просто: СТИ, то есть «Студия театрального искусства». У них в репертуаре четыре спектакля, по числу дипломных работ. В труппе — несовременные юноши, первым спектаклем которых были «Мальчики» по Достоевскому, и девушки с кудряшками а-ля Наташа Ростова (в кудряшках здесь почти все, включая пресс-секретаря). Нынешняя работа — первая, сделанная студентами в статусе актеров-профессионалов. Первую свою премьеру в сезоне они играют в то время, когда нормальные театры закрываются на лето.

Играют инсценировку романа Николая Лескова «Захудалый род» — сагу в двух частях и в четыре часа длиною, простую что по конструкции, что по замыслу. Само собой, она о прекрасных чудаках, которые, по мысли Женовача, есть соль земли.

За четыре часа Женовач не дает своим молодым актерам ни присесть, ни передохнуть: постоянный партнер Женовача, сценограф Александр Боровский, построил конструкцию с окнами, похожую на большую рамку для фотографий, даже не рамку, а иконостас, каких сейчас уже не делают. Встает в окне актер Андрей Шибаршин в кивере и эполетах, взмахивает саблей и замирает с блаженной улыбкой на устах; Дамир Исмагилов (другой постоянный партнер Женовача) как-то ловко подсвечивает его — вот и фотография Льва Львовича Протозанова. Актриса Анна Рудь, девушка с большим чистым лбом, стоит внизу в платье по моде середины девятнадцатого века и смотрит на него с любовью и печалью — это внучка Льва Львовича Вера Дмитриевна, от лица которой ведется повествование. Вера Дмитриевна рассказывает историю рода Протозановых, останавливаясь на княгине-бабушке (Мария Шашлова), гордой и доброй женщине строгих нравов и принципов. Сама княгиня живет в деревне, а дочь (Татьяна Волкова) отправляет в столичный пансион. Первая глава инсценировки называется «Старая княгиня и ее двор», и это длинная-предлинная экспозиция спектакля, введение в курс дела, художественная читка плюс минимум театра. Вторая озаглавлена «Старое старится — молодое растет», и в этой части театр — то есть действие, которым движет самая настоящая интрига, — и начинается. Против княгини Варвары Никаноровны интригуют ее собственная выросшая дочь и сосед, граф Функендорф (Григорий Служитель). Наша княгиня оскорблена, обижена, она ищет учителя сыновьям, чтоб хотя бы они выросли хорошими людьми. И находит Червева (Сергей Аброскин), святого педагога-бессребреника.

Кульминацией служит короткий разговор княгини с Червевым, и кто бы мог подумать, что диспут о власти мнимой и истинной может так цеплять за живое. Вы не поверите, но когда княгиня быстро-быстро говорит с Червевым о государстве и Божьем Царстве, ползала хлюпает носом. Потому что эта маленькая пигалица-актриса, так гордо державшая осанку весь спектакль, будто на самом деле старится и скукоживается на глазах. Что с ней в этот момент происходит — она и сама говорит: мол, чувствует себя упраздненной и уничтоженной. Но почти незаметно она эти вещи еще и играет — все в спектаклях Женовача происходит почти незаметно. Почти незаметно проходят четыре часа. Почти незаметно радиотеатр превращается в театр настоящий. Почти незаметно возникает музыка Григория Гоберника: не иллюстрация, не подсказка, что именно следует переживать в этот момент, — считай, действие ее и порождает.

Можно было бы порассуждать о том, что сам Женовач и его студенты с их театром, простым и ясным как белый день, — это и есть «захудалый род», уходящая театральная натура, которой так жалко, так жалко. Так оно и есть, только звучит это ужасно глупо: театр только родился, а его уже хоронить?

1
0
31 мая 2006

Лучшие отзывы о спектакле «Захудалый род»

Фото Анна К
отзывы:
54
оценок:
264
рейтинг:
147
9

Это невероятно хорошо! 4 часа сплошного удовольствия! От авторского текста, безупречной режиссуры и потрясающей актерской игры. И смех, и слезы, и "окаянные вопросы" - все есть в этом спектакле! Мария Шашлова, Катерина Васильева, Алексей Вертков, Сергей Аброскин и их товарищи чудесны и восхитительны, блистательный оркестр, где у каждого неповторимая партия. Буду еще месяц ходить под впечатлением и думать о князьях Протозановых, "судьбах Родины" и самых главных вопросах жизни.

3
0
31 марта 2013
Фото Джим Керри
отзывы:
5
оценок:
8
рейтинг:
13
9

Вот она, мастерская Женовача!!! Силушка театральная!!!!
Вот она, искренная работа атеров, преданных своему делу!!!
Вот оно качество!!! Вот гениальный материал!!!
Прекрасный спектакль, радуга характеров, что вытворяют Верков, Обласов, да все, все, смотрел не отрываясь, все проживал вместе героями, отходил несколько дней))
По- моему это один из лучших спектаклей СТИ!!!)))

3
0
23 февраля 2011
Фото Владимир Безваль
отзывы:
48
оценок:
40
рейтинг:
69
9

Моя оценка "Пять"

Раньше не мог себе даже представить, что в умелых режиссерских руках Лесков будет вотеатрализирован. Думал померли все мастера еще в конце 19 века, а тех интеллегентов, кто спасся добили мужики от народившейся Советской власти. Ан нет. Есть такие художники, кто не забыл ни школу Станиславского, ни русский театр, кто с пиететом к сцене и большим уважением к зрителю работает. Было очень интересно и вкусно: здесь тебе и шикарный текст и серьезная постановочная работа почти со всей труппой, и интересные актерские работы и так не хотелось, что бы действие кончалось... Спасибо за доставленное удовольствие. Спасибо за театр, которого давно уже не видел.
Смотрите, граждане, театр приехал!

3
0
23 января 2009
Фото Анастасия Жеготина
отзывы:
33
оценок:
32
рейтинг:
31
9

Этот спектакль конечно не отнести к разряду легких и развлекающих. Нужно быть к этому готовым. По ощущениям, это как толстая книга, начав читать которую в начале любопытно, потом немножко начинаешь скучать и ждешь динамики, потом посматриваешь на количеству страниц и "сколько осталось". А потом в какой-то момент настолько включаешься, вливаешься, соединяешься с сюжетом на сцене и героями. Понимаешь колорит, душевность и особенность каждого. В кого-то из них прямо влюбляешься, в ком-то видишь своего друга, соседа, брата. При этом актерам удалось невероятным образом передать тонкость взаимоотношений и восприятия Мира каждым из героев. Когда второе действие подходит к середине, настолько расслабляешься, ловишь себя на мысли, что не хочешь, чтобы спектакль заканчивался. "Говорите, говорите, продолжайте, продолжайте"- говоришь про себя.

Поэтому если подвести короткое резюме: спектакль стоящий, сильный, невероятно талантливые актеры и режиссер. Сходите, не судите сразу, дождитесь "послемыслия", как послевкусие от хорошего вина. Оно останется совершенно точно и не сможет не соединиться именно с Вашей жизнью.

2
0
10 ноября 2014
Фото Pticza_govorun
отзывы:
3
оценок:
6
рейтинг:
3
9

Прекрасный спектакль!
Он не оставляет ни тяжести, ни разочарования, но с определенным грузом ты все-таки уходишь из зала - и это хорошо, иначе это был бы не Лесков! Не навязчиво, не идеалистически, не пафосно. Сценография - прекрасная, хотя и очень простая. И темп так здорово подобран, что от повествования не устаешь, а ведь там много авторского текста, очень даже много. И актеры очень хороши, молодцы! А главная героиня - это попадаение в яблочко.
Спектакль длинный, да, кого-то это может утомить, но меня не утомил.

2
0
14 октября 2009

Галерея

Главная фотография: Афиша