Театральная афиша Москвы

Спектакль Пластилин

7.2

Легендарный спектакль Кирилла Серебренникова.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

Прошлым летом в усадьбе "Любимовка" шел очередной фестиваль современной драматургии. Участники жили в усадебных домах, как в пансионате, по четыре в комнате: кровать, под ней чемодан, в ногах тумбочка, за окном речка. В павильоне, где когда-то проходили выставки золотопромышленного производства Алексеева, актеры с режиссерами устраивали читки пьес. Кирилл Серебренников - режиссер из Ростова-на-Дону представлял пьесу "Пластилин". Ее автор, Василий Сигарев, двадцати трех лет, родом из Нижней Салды, студент екатеринбургского драматурга Николая Коляды, был тут же. Сигарев - стройный и скромный мальчик, в простеньких джинсах, футболке, кроссовках. За спиной о нем говорили: гений. Серебренников - очки в деревянной оправе, перстень на пальце, панама на голове. За глаза о нем говорили: наша надежда. Потом за осень Серебренников снял сериал с кучей звезд. Зимой ходил в мохнатой шубке, оранжевой бейсболке и с рейверской сумкой через плечо. Смешной и не похожий на режиссера: те одеваются, как кукловоды, - чтобы было не видно на фоне черного задника. Тем временем Сигарев получил за "Пластилин" Антибукера. Теперь "Пластилин" сыграли в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Николая Рощина.

Центр - это наш ответ Европе с ее системой открытых площадок, где люди собираются всего на один спектакль. Специализируется на молодой драматургии и режиссуре. Центр - не юридическое лицо, а скорее питательная среда, донорский пункт для нашего театра. В этом году среда произвела три пусть еще неровных, нетвердых, но очень достойных спектакля. "Пластилин" - один из них. Это восемь кубиков свежей крови - по четыре максимально дозволенных с каждой руки - Сигарева и Серебренникова - в вену столичному театру.

Сигарев написал невозможную пьесу. Это жизнь подростка, по-сценарному раскадрованная между похоронами друга и собственной смертью. Написанная таким языком, каким говорят в Нижней Салде. И в Ростове-на-Дону. И в Москве, наверное, тоже где-то говорят - но не в театре:

- Я евоную одежу-то возьму?

- Еще чего! Пропить. У меня еще внуки есть. Им будет.

- А я ч , никто уже?

- Никто.

- Я мать!

- Говно ты, а не мать! Таким матерям матки надо вырезать сразу...

Читать эту пьесу - не оторвешься, но весь изведешься. Видеть такое - не хочется. В кино это была бы беспросветная черно-белая морока. На сцене были бы сплошные церемонии, когда из штанов достают член, но стоят к публике спиной. Однако Серебренников, не соврав против текста, сочинил новый текст, сценический. С другим посылом и иной внутренней логикой. Каждый сигаревский "кадр" стал отличным актерским скетчем. Актеров Серебренников позвал тех, что надо: мальчишески хрупкий и нервный Андрей Кузичев, резкая Виктория Толстоганова, монструозно-комичный Виктор Берьте, Наталья Голуб, потрясающе играющая бабушку. Есть номера гомерически смешные - как, например, сцена в кинотеатре на "Калигуле". Есть страшные. В каждом стопроцентно точно создано настроение. В каждом выдержан стиль. Никакого натурализма, но и никаких церемоний: только театр в его чистом, праздничном виде.

Отзывы пользователей о спектакле «Пластилин»

Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416

«Пластилин» - это ужасно! Это засада на зрителя! Вот я - добропорядочный обыватель, который прячется всякими немыслимыми способами от окружающей среды, в том числе, используя театральные занавески… И что? Мало того, что нет никакого занавеса, так еще доводят тебя до болезненного состояния (у меня тряслись поджилки), хватают за горло, напускают на вас «бабушку» (и ужас- она настоящая!)…
К.Серебренников использует запрещенные приемы – эти символы, весь этот «фаршик» -«вынос-тела-через-окошко» - это невозможно, нельзя это использовать. Я не виноват! Я не могу спасти этих Максимов! Дайте занавес, поскорее – поплотнее!

Фото Валентин
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
3

Чернуха нынче в моде. Она востребована и на нее ходят, ее пишут и ее лепят. Вчера ее лепили из “Пластилина”, лепили большими кусками, судорожно разминая неподатливый материал прямо на сцене Центра драматургии и режиссуры. Рафинированная театральная публика, коей не хватает острых ощущений в жизни, получала их со сцены, причем в избытке. Однако антреприза оказалась не такой страшной, как ее малюют во всевозможных анонсах: обилием дворовой лексики сейчас вряд ли кого-то удивишь. Гораздо страшнее то, что за блестящей игрой актеров и, как это водится у маэстро Серебренникова, нетривиальностью постановки прячется довольно слабый сюжет. Если уж на то пошло, то подобным спектаклям вообще не нужны авторы - сама жизнь подбросит очередной сценарий, благо ядреная смесь из людской нищеты, убогости и скудоумия всегда будет присутствовать на Руси в изобилии. Бери автобиографию каждого второго и вперед! Весь вопрос в том, как это подать, причем чтобы и не пошло, и в то же время, чтоб вызывающе, и чтобы ну хоть одно слово «бля» встречалось в тексте, и чтоб монологи с диалогами были складные...
Автор «Пластилина» - тагильчанин Василий Сигарев – предлагает зрителям свою версию уже набившей оскомину подростковой сексуальной озабоченности, приправляя все это привычным русскому уху матом, провинциальной бытовухой и тотальным алкоголизмом. Подобные сюжетные перипетии стары как мир, а для того, чтобы их собрать в одном спектакле, совсем не обязательно родиться в Нижнем Тагиле, достаточно провести день в каком-нибудь Южном Бутово или на улице Шарикоподшипниковская, что находится практически в центре Москвы.
Что касается Серебренникова, то «Пластилин» - это одна из самых известных его работ. Недаром дерзкие студенты ГИТИСА, используя излюбленные приемы режиссера, мастерски сделали пародию именно на этот спектакль в своем театральном действе под названием «Моцарт и Сальери». Рассуждениями же о таланте режиссера или его отсутствии пусть занимаются маститые театральные критики.
Ну а если вам хочется действительно качественной и элегантной, на сколько это возможно, чернухи, сходите на спектакль «Роман о девочках» по пьесе Высоцкого, что идет в театре М.Розовского. Там и смеяться можно до коликов, и плакать до боли в сердце, и задыхаться от волнения, и нервно курить в антракте, думая о том, когда же он, этот антракт побыстрее закончится... А уж после взахлеб рассказывать об увиденном всем знакомым и поклясться всенепременно вернуться, и посмотреть этот спектакль еще раз.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить