Спектакль

Спектакль Мой бедный Марат

Постановка Театр на Покровке

8.8
В блокадном Ленинграде, потеряв всё, шестнадцатилетние Марат и Лика, искалеченные войной, голодом и страхом, полюбили друг друга. Та же беда привела к ним третьего - Леонидика - голодного, истощенного мальчишку, который считает себя поэтом. Его привечают, с ним делятся добытыми крохами, ставят на ноги. И тут случается ещё одна влюблённость. Дальше - оба парня идут воевать. Март 1946 года. Война закончилась. Лика поступила в мединститут. О чём давно мечтала. С фронта приходит Леонидик, потерявший руку солдат. Конечно, она принимает его как родного. А любовь? Она ждёт Марата. Почти безнадёжно, потому что за все годы ни одной весточки от него не было. Но он появляется – лихой разведчик, капитан, чья грудь украшена геройской звездой. Он любит! Но сомневается, любит ли его Лика. Он жалеет влюблённого в неё Леонидика. И отступает. Уезжает. Прошло 13 лет. Декабрь 1959 года. Лика и поэт давно женаты. Леонидик понимает, что сломал Лике жизнь. Набирается мужества и шлёт Марату телеграмму с требованием приехать: он нужен Лике. Марат, уже видный мостостроитель, по-прежнему любит её. И только её. Леонидик уходит. Марат и потрясённая Лика, остаются вдвоём. Навсегда?
Информация предоставлена театром на Покровке
Возраст12+
Дата премьеры25 января 2001
Продолжительность2 часа 15 минут, без антракта

Участники

  16

Специальные предложения

Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Рецензия «Афиши» на спектакль

Пьесы Алексея Арбузова оказались для нашего театра тем же, чем стали песни типа "Крепче за баранку держись, шофер" для эстрады. Его "Жестокие игры", "Старомодная комедия", "Мое загляденье" - это старые пьесы о главном. А "Мой бедный Марат" - одна из лучших пьес Арбузова. Кто хочет поспорить, пусть отправляется в Театр на Покровке. Только пусть он запасется стопкой носовых платков - одного ему точно не хватит. Даже если он мужчина. Ну слезы не показатель, скажет дорогой читатель - и будет прав. Когда запускают песни Высоцкого, или когда сдержанная Елена Стародуб вдруг вскрикнет так специально в тишине, и слеза красиво заскользит по ее щеке, - зло берет. И сама конструкция пьесы напоминает накатанные бродвейские схемы, разгулявшиеся по московским сценам. Но при этом же звучит родная речь, громыхает Отечественная война. И главное - настаивает на своем вечная, черт ее дери, тема: люди взрослеют и лучше от этого не становятся. Жизнь устраивается, но легче жить не становится. Не знаю, что важнее всего было в пьесе режиссеру спектакля Сергею Арцибашеву, - может быть, то, что временем поверяются истинные чувства. Но выразительнее всего он высказался про время, которое не лечит. Обычно трех арбузовских героев, невзирая на разрыв в двадцать лет их жизни между началом и финалом, играли три артиста. Арцибашев назначил каждому возрасту свой состав. И лучшим, естественно, оказался первый - тот, что играл про блокадный Ленинград и замерзающую в чужой квартире девочку Лику. Как пришел в свой дом мальчик Марат, и они, стесняясь, засыпали на единственной уцелевшей кровати. Как они подобрали еще одного, очень больного, мальчика - Леонидика. Они жить друг без друга не могли, но и втроем у них жить не получалось. Н.Фенкина, С.Загребнев и Е.Булдаков существуют так по-настоящему, что игра старших коллег кажется неправдой. Иногда ее еще называют опытом.

19 января 2001
9

я плакал. необычный. слезоточивый. про непонятный выбор женщин. про то что никогда не поздно всё изменить

7 ноября 2017
9

Ходил давно. Наверно, около двух лет назад. Тем не менее, этот спектакль считаю для себя очень важным и знаковым. Именно с него у меня проснулась любовь к театру и к особенной жизни, которая, бушуя на сцене, проносится у тебя перед глазами в течение часа-двух.

Спектакль очень понравился. Он про нас, про всех. Заставляет задуматься о том, как проживаешь свою жизнь сам, не делаешь ли таких же дурацких, трусливых поступков, как герои пьесы. Жалко, что осознают они все это поздно.

Очень понравился ход со сценой-углом и ход с персонажами из разных временных отрезков жизни, которые переплетаются друг с другом в разговорах и спорах.

Также привлекает камерность - все проживаешь вместе с актерами. Именно поэтому меня так и задело тогда, именно поэтому так вдохновило.

И отдельное огромное СПАСИБО - музыке! Выбор - божественный, гениальный, называйте, как хотите! Высоцкий ОЧЕНЬ лёг в этот спектакль. Мурашки по коже каждый раз на музыке были. Еще больше полюбил Высоцкого после этого спектакля.

Спасибо артистам и режиссеру!

29 января 2014
9

На сцене стоял стол, и освещённое настольной лампой радио вещало новости военного времени. Этот стол, тахта, да ещё громкоговоритель на стене – вот и все декорации для истории бедного Марата, большего и не надо. А история эта, в Арцибашевской интерпретации, выглядит предельно символично: любовный треугольник в комнате с тремя углами, три человека, помноженные на три временные отрезка – блокадный сорок второй, победный сорок шестой, и пятьдесят девятый на пороге новых перемен. Не три актёра, а девять – и они порою все вместе находятся на сцене, и герои-подростки, герои молодые и герои зрелые постоянно пребывают в тесном контакте между собой: разговаривают друг с другом, подменяют друг друга, спорят, осуждают, подсказывают и так далее. Постановщики вольны с текстом, переставляя хронологические части сюжета, позволяя воспоминаниям тут же воплощаться в реальность – не позволено воплощаться только мечтам. В этих находках, приёмах, называйте как хотите, – вся основная оригинальность, но оригинальность эта не искажает правды, и это мне понравилось; что же окончательно меня покорило и заставило душой перенестись в пространство сцены – так это периодически звучащие из громкоговорителя песни Высоцкого, в которых бьётся такой же вневременный пульс, какой и в прозаическом слоге Арбузова. Но пора добавить ложку дёгтя в бочку мёда, ибо давненько я этим не занималась относительно театра на Покровке. Главная часть ложки – это образ Леонидика, в роли которого я сразу же после перечтения произведения начала видеть Булдакова, ибо для меня он (Леонидик в смысле, хотя и Булдаков, как актёр, тоже) – романтик, влюблённый поэт, который как мужчина ничем не хуже Марата: да, он позже, чем Марат, становится способным на самопожертвование, зато раньше, чем он, решается открыть свои чувства, а в начале и в конце произведения так вообще выступает, на мой взгляд, как фигура трагическая. В спектакле же я увидела совсем другого Леонидика: в отрочестве, в исполнении уже упомянутого Рыкова, он выглядел слишком уж брутальным – бритый наголо, выглядящий старше своих товарищей, чересчур резкий и озлобленный; в молодости, в исполнении Коршункова, каким бы блестящим тот ни был актёром, он так же смотрится больно бравым воякой, а уж в зрелости, когда его играл Ненашев, предстаёт таким жалким (помнится, и в Пете из Талантов и поклонников, которого так же играл Ненашев, меня раздражала именно «жалкость»), что к нему не испытываешь совершенно никакого сострадания. Да и любви к Лике ни в одном из этих трёх Леонидиков в данном спектакле не видно – создаётся впечатление, что он просто из своей слабости и беспомощности пользуется Ликиной добротой, испортив жизнь и ей, и Марату, пока ему не доказали его никчёмность, так что в итоге он может показаться зрителям совершеннейшим подлецом, тогда как у Арбузова, у которого вообще не бывает положительных и отрицательных персонажей в принципе, явно не всё так просто, как бывает тогда, когда хорошие становятся счастливы, а плохие вынуждены отступить. При этом, в контраст суровому юноше-Леонидику, юный Марат в исполнении обаятельнейшего Баева слишком мягок и великодушен, тогда как хотелось бы видеть всё наоборот: когда Леонидик понимает и сочувствует, а Марат своими остротами причиняет боль, зрителю, пьесы не читавшему, было бы сложнее догадаться, что Лика всё же любит последнего, а не первого. И если уж начали о Марате, то закончим до конца: молодой Марат здесь неплох, но малоубедителен, ибо игравший его Ищенко и здесь не смог обойтись без своего голливудского улыбона, который так шёл ему в роли Скалозуба, но казался несколько неуместным в роли более серьёзной; взрослый же Марат в исполнении Ненашева не понравился мне совсем – чересчур тяжеловесен, «мужиковат», не вызывает симпатий, и философствования из его уст звучат малость непривычно. Да и вообще все актёры, игравшие героев в среднем возрасте, староваты: героям едва за тридцать, а актёрам явно за пятьдесят, в итоге опять-таки возникает несостыковочка. Но даже при всём при этом спектакль хорош и я могу с чистой совестью вам его порекомендовать – только чур, сначала прочитайте пьесу и составьте своё мнение о ней, ибо у Арбузова может быть бесконечное множество прочтений!

13.04.2008
Комментировать рецензию

19 августа 2009
Все отзывы
Спектакли недели: «Я не участвую в войне» и песни Егора Летова
Спектакли недели: «Я не участвую в войне» и песни Егора Летова
Спектакли недели: «Я не участвую в войне» и песни Егора Летова
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
9 московских опер, которые стоит увидеть
9
московских опер, которые стоит увидеть
9 московских опер, которые стоит увидеть
11 спектаклей мая
11
спектаклей мая
11 спектаклей мая
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость