Все развлечения Москвы

Все отзывы о спектакле «Царь Федор Иоаннович»

8.7
оценить
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото Ия Яковлева
отзывы:
168
оценок:
168
рейтинг:
98
9

Царь Фёдор Иоаннович

Романтическая трагедия в стихах.
Лишь народ у Толстого А.К. говорит прозой, тогда как те, кто стоит выше народа, в таких полно, на сцене выступает с рифмованной речью.
Жанр исторической трагедии оказался удивительно не скучным, напротив.
Древняя распря между поклонниками старых обычаев (князь Иван Шуйский) и новых веяний (Борис Годунов), показанная в театре под рук. Щепенко в скромных декорациях и роскошных костюмах, оказалась живейшим делом и ярким впечатлением.
Задумаешься тут: власть государственная «не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка»
Впрочем, достоевщины как раз тут так и не обнаружилось. Никакого расстройства по этому поводу нет.
О Дмитрии Угличском все так сладчайше у Толстого, что недостоверно. Но он не главная фигура.
Царь Федор(исп. Михаил Щепенко) прямо-таки заинтересовал, в историческом смысле в том числе.
Больной (а какой еще мог быть сын у папеньки такого как Иван Васильевич), нежный, сердечный, любящий супруг, не желающий царствовать и управлять
Вдруг слышу, говорит слабый царь Федор, улыбаясь:

«Кабы у бабушки бородушка была, так был бы дедушка»

А я-то думала, это Путин В. сам придумал, оказалось - цитата из классики русской драмы
вот ведь невежественность жестокая, спасибо за науку (а за приглашение )

Ирина Годунова (Тамара Баснина исп) – хорошая жена. И в этом амплуа безупречна. Заботлива, улыбчива, местами и послушна.

Борис Годунов (исп. Савченко А) – убедительный руководитель. Правильная черная борода и усы, манера держаться, серьезный взгляд, у этого человека всегда есть план, но, как мы знаем, такие вещи тщетны

Автор пьесы, АК Толстой, любит Годунова, а вот мы – нет. Не полюбили, по ходу пьесы
И не за Димитрия, а так..за все хорошее. И вообще мириться надо честно.

Князь Шуйский – исп.Аркадий Аверин, мой любимый актер, видимо, в этом театре)- воплощение благородства, рыцарства и идеалов, аристократизма, в общем.
Таким всегда не везет. И вот опять.

Романтическая линия Мстиславская-Шеховской мне показалась не убедительной.
Ни в плане драматургическом, ни в каких либо еще
Павел Левицкий и Антонина Королева не дожали до Ромео и Джульетты, хотя второй план мне не кажется обязательным к исполнению в таких случаях.
Правда, героиня Королевой говорит «Не вольна я»
Ну может и так. Нельзя им или невозможно естественно порывы юности изобразить

А вот Василиса Волохова (Валерия Полякова) – крутой образ создала, может негативное проще сделать выразительным, чем милость-простоту и доброту? Не знаю.

Еще по сцене бродила Дама в Белом. Нельзя в средневековье без привидения
Без этой дамы правда в любые времена не обойдешься

Хороший театр этот, необычный, странный, с идеей ярко выраженной и скромно предложенной.
Та доброта, которую нельзя упрекнуть в бездарности. Совсем. И это – предмет для удивления и размышления.

0
0
...
24 сентября 2018
Фото Ольга Сорокина
отзывы:
264
оценок:
261
рейтинг:
90
9

Постановка:
засл. деятеля искусств России Тамары Басниной
засл. деятеля искусств России Михаила Щепенко

Они же исполняют и главные роли Царя Фёдора Иоанновича и Царицы Ирины

Но что я сама знала и помнила о Фёдоре Иоановиче, идя на спектакль? Немногое, увы.
Что его отец Иван Грозный в честь рождения сына повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот красивый и величественный храм я видела во время недавней поездки в те края.
Что сам Фёдор, в отличие от отца, был добр и даже мягкотел, что и способствовало утрате власти (страной фактически управлял Борис Годунов) и трагической потере царевича Димитрия. Последний из Рюриковичей, умерший в 40 лет и, увы, не оставивший наследников.
Что и послужило провокацией к тому, что мы сейчас называем "смутное время".
Если честно, то образ этот не вызывал у меня особых симпатий.
И вот во время спектакля случилось чудо. Я увидела совсем другого царя. Такого, каким и описал его в своей трагедии А. К. Толстой.

"Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли „освятованным царем“. Недаром вскоре после кончины он был занесён в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты „нищие духом“."

Михаила Щепенко как никто другой смог очень точно раскрыть и доброту, и мягкость, и боголюбивость царя Фёдора. И его нежелание и неумение царствовать уже не воспринимались мной как серьёзный недостаток. За абстрактным образом я вдруг увидела живого человека. Человека светлого, стремившегося к тихой жизни, к миру и согласию не только в семье, но и в государстве. К сожалению, совершенно не представляющего как этого самого согласия в государстве достичь.
Две мощных силищи в виде Годунова и Шуйского не желали согласия, сделав страну ареной битвы за власть, в которой царь, увы, досадная помеха, не способная предотвратить катастрофу.
Поразительно, насколько яркими и понятными получились абсолютно все главные действующие лица в этом спектакле.
И Царь, и Царица, и Борис Годунов (браво, Алексей Савченко!), и Князь Шуйский (Аркадий Аверин).
Чудо как хороша Антонина Королёва в роли Княжны Мстиславской. И очень многогранный Князь Шаховской получился у Павла Левицкого.
И совершенно шикарная Василиса Волохова мамка царевича Дмитрия (Валерия Полякова).
И всё это внутри удивительного пространства, каждый раз возникающего на сцене этого театра из спектакля в спектакль. Когда минимум декораций, сочетаясь с яркостью костюмов и образов, создают в зрительском воображении абсолютно шикарные визуальные образы.

И главное, что в спектакле настолько понятно обычному человеку расставлены акценты и объяснены нюансы происходящего, что это произвело эффект вдруг спавшей пелены, когда все события вдруг стали видны настолько чётко, что не осталось никаких сомнений. Как не осталось непонимания, осуждения и неприятия. Браво!
И даже не "браво", а огромное человеческое "спасибо" и за такой важный исторический ликбез, и за свет в душе каждого, кто был в тот вечер в зале.

Сходите в театр!

0
0
...
20 декабря 2017
Фото Светлана Малеева
отзывы:
129
оценок:
124
рейтинг:
18
9

Препарируется драма российской истории - когда между Годуновым и Шуйскими правят распри , смута и мягкий царь Фёдор Иоаннович.

Спектакль назван именем царя , однако здесь все имеют характер , каждому дадут высказаться.
Нет однозначно дурных персонажей.
Шуйские понимают политику Годунова , но рубят с плеча и говорят откровенно ,верят по старому , по купечески , на слово.
Годунов хитёр и умеет представить свою необходимость царю и отчизне, но , как водится у людей властных , порядок у него наводится страхом.
Инакомыслящие исчезают , другие противники действующего режима не знают как подступиться и только ропщут.
И лишь царь витает в облаках и предлагает всем мир , дружбу и опекунство.
Благими намерениями дела не часто решаются.
А жёсткость бывает оздоравливающей для тех , кто действует по старинке.
Жизнь война , мир шаток , лови лишь миг и не ропщи на Бога.

Спектакль очень доходчиво показывает то , что мы забыли из уроков истории и даёт милость к побеждённому самой вечностью.
Мы актёры , как и Шуйские , играем свою роль , а книга перелистывается и жизнь идёт своим чередом...

0
0
...
20 сентября 2018
Фото МилаДэ
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
3
7

«Я хотел добра!» - сокрушается царь, приникнув головой к царице на фоне разрушенного смутой государства. И, как известно из истории, ничего-то у него не получилось. А вот у актёра и режиссёра спектакля Щепенко очень даже получилось: сидишь в зале, смотришь на всё происходящее и...забываешь дышать от напряжения!
Сказать что это ново? что эпатажно? что забавно? Нет, не скажу. Скорее неожиданно. Неожиданно, что тебя не воротит от вычурного театрального апломба, присущего актёрам старой школы с хорошо поставленной дикцией. Как-то естественно всё, по-человечьи, что ли, хоть и цари с царицами. Зал небольшой, сидишь близко и каждый нерв, каждая эмоция на лице актёра - как под микроскопом. Неожиданно, что нет на сцене замусоленных париков и выцветших сюртуков (была недавно в Малом театре...) Любуешься исторически-точными костюмами ручной работы, каждый камушек переливается. Неожиданно, что можно не уснуть, как на уроке истории, и не заметить, как пролетают три с половиной часа твоей жизни.
Вдох – и на сцене фигура в белом саване, медленно и неуклонно весь спектакль уводящая героев. Это Смерть витает в воздухе Смутного времени. Выдох - и кроваво-алые призмы превращаются в символическую плаху, на которой будет вынесен смертный приговор Шуйскому. С помощью скупых геометрических элементов, делающих небольшое пространство сцены на удивление многогранным и пластичным, герои оказываются то в царских палатах, то на Соборной площади Московского Кремля. Игра света и тени, красные прожекторы, освещающие половину лица актёров, неожиданно придают образам двойственный, особенно загадочный смысл. А полностью чёрное пространство сцены как бы обтекает, заглатывает актёров, пожирая их в пучине придворных страстей.
Но и сюда, в это чёрное пространство, иногда проникает луч света. Удивил режиссёр своей интерпретацией (а заодно и исполнением) образа царя Фёдора. Вопреки литературным и сценическим предшественникам («Царь» А.К.Толстого прижился много где), этот царь – не слабый маразматик, трясущийся за собственную жизнь, а царь-миротворец. Напоминает скорее царя из доброй русской сказки, чем сына Иоанна Грозного. Смеющиеся глаза, чуть припрыгивающая походка, он наивно готов своими, которые все же царские, руками развести любую беду.
Увы, все эти добрые порывы скованны путами царской короны. Да и какой из него – этого блаженного человека – царь?! Блаженного не больного, а ближнего Богу. По наследству от царя Грозного ему достались лишь отчество и государство, залитое кровью. Ему бы на колокольне звонить, к обедне прихожан собирать, а не бунтующих бояр примирять. Вот и сидит царь в уголочке у рампы сцены, и звонит в колокольчики, будто скучая по своей другой, той, несбывшейся богоугодной жизни. Нет-нет, да и всплывёт, думается, за головой раба Божия Фёдора золотистый нимб. Жалко его, царя этого... Его личная трагедия не Царя, но человека, доброго сердцем, заставляет не искать ответов, кто прав, кто виноват в историческом прошлом, а искренне, до слёз, сопереживать старичку, в финале оставшемуся наедине со своей царицей и разрухой в вверенном ему отечестве. Да, сложно держать меч в руке, устремляя взор к горнему миру.
Но рядом с блаженным царём есть кому не только держать, но и опускать на неугодные головы меч. В спектакле свой Мефистофель – жутко обаятельный и харизматичный наглец Борис Годунов. Хитро прищурив зоркий глаз, протягивает он руку заклятому врагу Шуйскому, а другой рукой уже отдаёт приказ уничтожить соперника. Без суеты, без лишних слов, без сомнений и сантиментов Годунов прокладывает себе путь к престолу.
Подобно Царь-колоколу, который никогда не звонит, этому царю-миротворцу уже никогда не установить мир. И враждующие околовластные кланы, и самоуправство без разбирательств, и народный бунт – всё это мы и в своём веке видели, знаем. Потому и историческая трагедия «Царь Фёдор Иоаннович» в этом Театре предстаёт не поросшей мхом классикой, а вчера написанным детективным сюжетом. Очень достойно. Неожиданно достойно!

0
0
...
22 августа 2013
Фото Катерина Москвина
отзывы:
13
оценок:
14
рейтинг:
2
9

Шурин, даже грустно
Мне слышать это: тот сторонник Шуйских,
А этот твой! Когда ж я доживу,
Что вместе все одной Руси лишь будут
Сторонники?
"Царь Федор Иоаннович". А.К.Толстой


На прошлой неделе я вновь оказалась в зрительном зале Театра русской драмы. В этот раз я смотрела спектакль "Царь Федор Иоаннович". Постановка Михаила Щепенко не совсем привычная. Здесь личность Федора Иоанновича рассмотрена не с политической точки зрения, как слабовольного, недалекого царя, не сумевшего удержать страну от смутного времени и распрей, а с другой - духовной. Перед нами на сцене стоит не царь, а человек. Не он выбрал для себя это попроще, не он облачил себя в царское одеяние. Ему уютней было б в монастырской келье читать псалмы, да петь акафисты, но на него возложен тяжкий крест царствования, который он старается смиренно нести, руководствуясь не политическими соображениями, а совестью.

(фото с сайта театра)

Не стоит думать, что он не осознает всех бед государства и свою слабость как правителя. Федор Иоаннович, сын Иван Грозного, - его полная противоположность. Мягкий, тихий, смиренный. "Царь или не царь?" - несколько растерянно вопрошает он, чем вызывает улыбку в зале. Но он не желает диктатуры, его самое большое желание - всех примирить, чтобы между Годуновым и Шуйскими забылись все противоречия, чтобы царевич Димитрий подрос немного и освободил его тяжкого креста царствования, чтобы в народе царило спокойствие и мир. Вот такой вот он царь.

Знаете, чем мне нравятся постановки с Театре русской драмы? Минимализмом декораций. Режиссеру и актерам не нужно никакого излишнего реквизита для того, чтобы донести, усилить или порой заменить действие на сцене. При этом сцена совершенно не кажется пустой. Актерской игре отдана главенствующая роль, а переставляемые многоугольники и кубы на сцене очень корректно подчеркивают происходящее действие.

1
0
...
30 апреля 2016
Фото Люба Пухова
отзывы:
10
оценок:
11
рейтинг:
2
9

Одна из самых нетрадиционных трактовок образа царя Фёдора, которую я только встречала. В истории он описывается как слабоумный, больной водянкой, неспособный управлять государством. Однако если обратится к некоторым историческим свидетельствам, то можно прочитать следующую характеристику, которую дает своему сыны царь Иоанн Грозный: "постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый". Историк Костомаров описывает день Фёдора так: "Вставал он в четыре часа, приходил к нему духовник со святою водою и с иконою того святого, чья память праздновалась в настоящий день. Царь читал вслух молитвы, потом шёл к царице, которая жила особо, вместе с нею ходил к заутрене, потом садился в кресло и принимал близких лиц, особенно же монахов".
Режиссер спектакля Михаил Григорьевич Щепенко решил взять за основу не то, что царь был слабоумен и болен, а то, что он был предназначен для царствования на на земле, а в мире горнем. И мы видим перед собой совершенно другого человека, мы видим не столько исторического персонажа, а высокую тонкую душу, чья трагедия состоит в несоответствии предназначения и реальности. Он несет на себе бремя власти, которая ему не нужна и которая ему абсолютна чужда.
Великолепный спектакль, 3 часа проходят незаметно, потому что ты сидишь и смотришь огромными глазами на метания этой несчастной души.

0
0
...
3 октября 2012
Фото Христина Горбунова
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
10
БРАВО!БРАВО!БРАВО!

Вызывает сильнейшие эмоции, сопереживание!!!!
Какой ПОТРЯСАЮЩИЙ спектакль. Правдивый, про нашу страну - Россию, про Годуновщину. Под впечатлением от игры актёров, как они появлялись из зала, создавали атмосферу того времени. Казалось, будто я в XVI веке, как это ЗДОРОВО!! Отдельное спасибо актёрам! Отличная постановка! Интересные режиссёрские ходы, как, например, эффектные выходы бояр Шуйских со стороны зала, не погашенный до конца свет в зрительском зале, что создавало ощущение единого со сценой пространства! Очень понравилось!!! Думаю, что Залуженного артиста просто так не дают, его заслуживают. Образы женщин в спектакле чистые, правдивые. Бесподобно. Зал стоял, многие не могли скрыть эмоции от увиденного. Время потрачено не зря:)))

0
0
...
25 февраля 2019
Фото Анастасия
отзывы:
17
оценок:
18
рейтинг:
1
9

Несколько дней назад мне посчастливилось попасть на спектакль "Царь Федор Иоаннович" в Театр русской драмы и получить массу приятных впечатлений. Интересная трактовка образа царя Федора, Годунова и Шуйских, живая игра актеров - и 2 часа пролетели на одном дыхании. Приятно удивляет, что несмотря на минимум декораций зритель погружается в атмосферу спектакля.

0
0
...
13 марта 2017