Театральная афиша Москвы
Москва

Спектакль Горячее сердце

оценить

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Анна Волк
отзывы:
4
оценок:
0
рейтинг:
1

Все начинается с гитарных переборов: приказчик Гаврило (Зверев) осваивает этот сложный инструмент, чтобы произвести приятное впечатление на зазнобу. Потом звенит бубен в руках другого добра молодца — Васи Шустрого (Баршак). «Черный ворон» вьется-льется над сценой учебного театра ГИТИС, где пьесу Островского играют студенты Мастерской П.Фоменко, — но нет в нем ни тоски, ни печали, одна только радость, кураж молодого актерствования. Виновато ли безусловное обаяние каждого начинающего артиста (новых «фоменок» публика любит априори, от этого они и раскрываются так, что хочется всех и персонально прочить в гении), или тут кроется режиссерская мысль Сергея Женовача, но горячими сердцами в спектакле обладают все герои, а не только Параша Курослепова (Пегова), которую имел в виду классик. Она-то как раз девушка хоть и темпераментная, но вполне здравомыслящая. Решения надо принимать самостоятельно, друзей и потенциальных женихов познавать в беде, окружающих ставить перед свершившимися фактами, а в случае чего всегда можно пойти на шантаж: уйду из дома — и в омут. Батюшка ее (Колубков), одурев от пьянства и постоянных склок с женой, выясняет, валится ли небо и раскололось ли оно надвое. Мачеха (Курдюбова) ворует у мужа деньги, чтобы ублажить любовника (Нирян). Городничий (Цыганов) с похмелья ловит воров. А надо всем этим возвышается фигура Хлынова (Литовченко), натуры широкой и деятельной: то из пушки во дворе постреляет, то в разбойников играть примется, и все с полной отдачей да за свои же деньги. Кто хороший, кто плохой — не так уж в этом спектакле и важно. Главное — это песни, пляски и свадьба в финале.

0

Отзывы пользователей о спектакле «Горячее сердце»

Фото jeanix
отзывы:
119
оценок:
1113
рейтинг:
63
9

Театральное сердце Сергея Женовача

Спектакль можно было бы назвать «Горячие сердца». От канонической постановки этой пьесы Островского версия Женовача отличается тем, что все сердца, сердца всех персонажей здесь горячие, но каждое горячо по-своему. Спектакль даёт ответ на весьма глубокий философский вопрос – чем живут люди? – сердцем живут. Сердца только у всех разные.
Герой, сердце которого сам А.Н. называет горячим, Гаврило (его играет Никита Зверев) здесь имеет СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ. Он почти всё время пребывает с заплаканными глазами, комкая влажный платочек. Жалко ему девушек, жалко Парашу, сироту при живом отце. И это очень смешно, и одновременно щемяще грустно, вряд ли бывают такие молодые люди, чтобы девушек так жалели, но очень бы хотелось, чтобы они были. Так получилось, что в зале я сидел рядом с мамой Никиты, и когда он появлялся на сцене, глаза её тоже становились влажными от слёз.
Параша - самое ИСКРЕННЕЕ СЕРДЦЕ во всей этой компании. Всё, что она делает, все её поступки – неподдельны, они идут от сердца. В финале она также искренне меняет своего «плохого» суженого на «хорошего». Это свойство женской души – до сих пор для меня остаётся загадкой. Не понимаю я, как это возможно вот так мгновенно взять и поменять одного любимого человека на другого.
СМУРНОЕ СЕРДЦЕ – Курослепов. Когда он косится вверх, и при этом бормочет, что на небе трещина или, что оно падает, ему сразу же веришь, и понимаешь – нет у человека опоры в жизни, ни в семье, ни в себе самом. Потому как рядом с ним КОВАРНОЕ СЕРДЦЕ, жена его Матрёна Харитоновна. Наталия Курдюбова, внешне чем то похожая на молодую Нильскую (была такая актриса в Маяковке, может кто помнит). Есть в лице Матрёны Харитоновны даже что-то такое лисье. А когда вышла Наталия на поклоны – вроде обыкновенная девушка. Значит - уже актриса!
ПРЕСТУПНОЕ СЕРДЦЕ – приказчик Наркис. Черны и тайны его замыслы, цели и средства. Злодей получился и настоящим, и театральным.
Хлынов, ШАБУТНОЕ И КОМПАНЕЙСКОЕ СЕРДЦЕ – пожалуй, самый колоритный персонаж. До этого спектакля я не замечал, что богатого подрядчика зовут Тарах Тарасыч, всё время проскальзывало, что – Тарас. Максим Литовченко играет именно человека по имени Тарах. Ибо всё у него происходит – вдруг, неожиданно, всё время какие-то идеи, на месте не сидит, всегда в движении, всё у него чрезмерно – и гостеприимство, и шутки, и идеи.
И ещё очень интересен один герой – СЛУЖИВОЕ И УШЛОЕ СЕРДЦЕ, Градобоев, ветеран кавказских войн, всё знающий, всё с ходу схватывающий городничий. Раньше его играли этаким хапугой, а здесь он вызывает даже симпатию – умный и бывалый человек, со своей логикой и правдой - «я тебе сделал (пропажу нашёл) - теперь ты меня отблагодари (заплати)». Не знаю, что против этого можно возразить.
Есть здесь и НЕВОЗМУТИМОЕ СЕРДЦЕ – барин с большими усами, какая бы кутерьма ни происходила – он всегда в белом отутюженном костюме, с галстуком, спокоен, ровен.
НЕПУТЁВОЕ СЕРДЦЕ – Вася Шустрый, ему в общем-то всё равно, что быть женихом богатой невесты, что плясать под бубен у Хлынова, что играть в разбойники – везде хорошо, свойство впрочем очень ценное для русского человека. А когда запевает он, сразу в сердце чем-то знакомым ударяет – ба, да это же «Мельник, колдун, обманщик и сват». И тут понимаешь, что в спектакле есть МУЗЫКАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ – В.Галицкий, музыкальный руководитель того и этого спектаклей. В запевах этих звучат не просто старинные песни, а сама душа русского человека – бескрайняя, противоречивая, непредсказуемая.

0