Театральная афиша Москвы

Спектакль Похождение

6.6
оценить
Театр: Похождение

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
988

Театр Табакова выпустил спектакль, предназначенный для большой сцены. Малая сцена замыслу режиссера Миндаугаса Карбаускиса и сценографа Сергея Бархина была бы, пожалуй, слишком тесна. Вот картина. Край подмостков залит грязной жижей. По ней из одной кулисы шлепает ребенок в картузе и с портфелем — это отправившийся в долгое плавание Павлуша Чичиков. Минуту спустя в том же картузе и с тем же портфелем по жиже чавкает Чичиков Пал Иваныч — Сергей Безруков. Другого пути, кроме лужи, у Чичикова нет: вплотную к разбитой дороге стоит облупившаяся до дранки стена — столичный департамент, где Чичикову объяснили, что мертвые души могут приносить доход. Постепенно плоская картинка приобретает объем: стены, будь то дом Манилова, Собакевича или Плюшкина, разъезжаются одна за другой, как диафрагма фотообъектива, покуда не разверзнется в самой глубине пустой черный проем. Персонажи, сбыв на руки Чичикову мертвяков и угомонившись, засыпают в своих креслах. Маленький Чичиков, забравшись на колени к чете Маниловых, засыпает тоже. А в проеме, пуская пар ноздрями, жуют солому натуральные, дивно красивые кони. По всему видать — это и есть тройка-Русь.

Круг интерпретаций нарисованной Карбаускисом картины — шире некуда, и режиссер ни на одной не настаивает (возможность разночтений — свойство хороших пьес, спектакли такого свойства — раритет). Что это было? Сон Павлика про то, как он выбрался из грязи в князи? Хождение по кругам нелепого русского ада? Всему тут можно придумать свою трактовку: к примеру, усмотреть в конструкции Карбаускиса, начисто лишенной зловещего дыма и загробных теней, сходство с рациональными построениями абсурдистов. А можно расслабиться и рассматривать вереницу дуэтов, благо и тут есть на что посмотреть. Олег Табаков играет Плюшкина витальным, жадным в первую очередь до самой жизни. Собакевич Бориса Плотникова — генеральской выправки и принципов старик; Ноздрев Дмитрия Куличкова — плут, поднабравшийся удали и манер у заезжих гусар; Коробочка Ольги Блок-Миримской — плотоядная фифа; уездная дама Ольги Барнет — пожилая Рената Литвинова… Сам Безруков — феномен, на каждом шагу опровергающий расхожее представление о том, что таланту должны сопутствовать вкус и чувство меры, — играет то, что переполняет все его существо: живость, неспособность стоять на одном месте долее одной минуты и беспримерное себялюбие. Но работает он куда сдержанней, чем можно было от него ожидать, и все его качества здесь к месту. Он подвижен и точен в каждом движении, как Фред Астер; его Чичиков не плут, не злодей, не порождение чудовищной системы. Он (и тут Безруков еще плотнее приближает Чичикова к нашим временам, чем режиссер, зарифмовавший Гоголя с Беккетом) имморалист и стопроцентно наш человек. Из нынешних.

1
0
...
18 апреля 2006

Лучшие отзывы о спектакле «Похождение»

Фото Мария М
отзывы:
38
оценок:
38
рейтинг:
37
3

Первый раз я согласна с названием той оценки, которое предлагает Афиша для двух звездочек - плохо!

Сначала нас обрадовало то, что спектакль идет два часа без антракта - это прекрасно, когда можно не прерываясь смотреть интересную постановку. Но потом мы поняли, для чего в этом спектакле такой подход: чтобы сложнее было уйти. Я думаю, сделай бы режиссер антракт - все бы остались с полупустым залом к концу спектакля.

Мы шли на Безрукова. Табакова мы уже видели. И при всем моем уважении к Таланту Олега Павловича, кто то уже должен ему сказать, что карьеру актера самое время прекратить. А при всем моем уважении к Безрукову, а я его правда уважаю за роли в кино, ну нравится он мне, в этом спектакле он был похож на циркача, а не на заслуженного актера театра и кино. Может быть у него видение такое, может быть у режиссера такое видение Чичикова, но смотреть два часа на кривляния ну очень утомительно. Если вы правда такое любите, в отзывах на этот спектакль много параллелей с программой Аншлаг, с Петросяном и Гальцевым, так вот если вы такое любите - вам точно нужно посмотреть этот спектакль. Если вы все таки любите театр, то вас порадует пожалуй только Блок-Миримская в роли Коробочки. Но знаете, оно того не стоит.

Самое интересное, что было в этой постановке - это грязь на сцене и настоящие кони в глубине сцены.

Каюсь, первый раз за всю свою театральную "карьеру" зрителя я не стала аплодировать, а встала и ушла как только закончился спектакль. И я правда не понимала чему аплодировали зрители? Фамилиям? Надо сказать, что у меня было время в этот раз полюбоваться окружающими меня людьми во время спектакля, я не всегда смотрела только на сцену. Так вот скучающих, уставших, и не понимающих, что же происходит на сцене, зрителей было разве что не 50% процентов.

Я советую идти на этот спектакль только если вы: а) безумный фанат Безрукова, и/или б) безумный фанат юмористических дешевых программ, и/или в) вам ну позарез нужно посмотреть хоть какую то постановку Мертвых душ.

И не ведитесь на отзывы, написанные на заказ для Афиши, МК и прочего. При всем моем уважении и к этим людям, ну слукавили они в этот раз. Отзывы написаны на фамилии, а мы же с вами не за этим идем в театр :)

2
0
...
15 мая 2013
Фото Savory Fiend
отзывы:
259
оценок:
337
рейтинг:
530
5

Безрукову бы обруч, мячик надувной и к тюленям дрессированным на Цветной бульвар. разве что вместо ласт у него калоши. Калоши, кстати, очень удачно подмеченная режиссером деталька, как и тройка коней в конце, которые вроде бы как "во весь опор" должны, но стоят смирно и жрут себе овес. Запоминающиеся образы создали Плотников и Блок-Миримская. Спросить меня, так Филиппенко в свое время создал незабываемые "Мертвые души" в жанре театра одного актера. А эту постановку можно посмотреть для общего развития, а можно и не посмотреть.

2
0
...
10 сентября 2009
Фото #Театральныйразъезд Инстаграмный
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
3
5

Со времен Радищева каждый порядочный русский писатель вдохновлялся мотивом дороги, что для страны без дорог вообще-то говоря - странно. Очередной парадокс, требующий тщательного изучения пытливым умом. И понятно, почему на Гоголевский вопрос "Куда мчишься, Русь-тройка, дай ответ!" было молчание: сама не знает, были бы дороги, знала бы, куда, - ответила...
В отличие от Гоголя, знаток русской души и по совместительству режиссер Миндаугас Карбаускис в спектакле Табакерки "Похождение", который сегодня на сцене МХТ увидел #театральныйразъезд, поступил по-европейски рационально: чего бесцельно носиться по бездорожным просторам?! Куда лучше - распряг, в стойло привел, овса дал, вычистил: стоит троечка, хвостами мух отгоняет...
Но если при Гоголе на то, чтобы направление дорогой стало, надежда была (рано или поздно подкованным копытом вытоптали бы), то теперь пиши - пропало, все бурьяном поросло, даже направление исчезло. Одно лишь осталось неизменным: самыми живыми и достойными внимания, уважения, сочувствия среди нас продолжают быть "мертвые души". Самим себе бы откровенно признаться, не то, что иноземцу объяснить, что бесцельная сытость не для нас, важен нам не результат, а всех объединяющий процесс: нам не свет в конце тоннеля - тоннель подавай, "подлиньше" да потемнее.
P.S. Может, и состоялся бы спектакль (пусть и с европейским налетом, но с удачными образами Коробочки и Собакевича, Ноздрева и Плюшкина), если бы не Безруков в роли не Чичикова, а "чичиканутого", чье мелкое заигрывание с залом выглядело не достойно думающей и читающей театральной публики. Вам бы, Сергей Витальевич, к образу добавить нос поярче да покрасней, парик всклокоченный, струи из глаз - и на арену цирка. А здесь, простите, Вы дверкой ошиблись...

1
0
...
4 июня 2015
Фото Елена Каштанова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
9

Сразу говорю - я не какой-то заядлый театрал, но мне как обычному зрителю очень понравилось! 2,5 часа пролетели быстро, смеялся весь зал. Безруков, думаю, очень устает после таких спектаклей, потому что выкладывался по полной, было оригинально и не занудно. Кому-то его кривляния может и не нравятся, но меня они не раздражали. С мужем во мнениях сошлись. Получили удовольствие.

1
0
...
30 мая 2014
Фото Анастасия Капитонова
отзывы:
5
оценок:
8
рейтинг:
4
9

Честно, по началу игра Безрукова воспринялась как кривляние и баловство, но это, скорее от сложившегося стереотипа игры, которую ожидаешь увидеть при посещении театра. Очень живо, гармонично и как всегда по-гоголевски сатирично! Но наверное не для консерваторов, которые оставляют здесь негативные отзывы!

1
0
...
8 марта 2014

Галерея

Главная фотография: Афиша