Театральная афиша Москвы

Спектакль Похождение

6.5

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

Театр Табакова выпустил спектакль, предназначенный для большой сцены. Малая сцена замыслу режиссера Миндаугаса Карбаускиса и сценографа Сергея Бархина была бы, пожалуй, слишком тесна. Вот картина. Край подмостков залит грязной жижей. По ней из одной кулисы шлепает ребенок в картузе и с портфелем — это отправившийся в долгое плавание Павлуша Чичиков. Минуту спустя в том же картузе и с тем же портфелем по жиже чавкает Чичиков Пал Иваныч — Сергей Безруков. Другого пути, кроме лужи, у Чичикова нет: вплотную к разбитой дороге стоит облупившаяся до дранки стена — столичный департамент, где Чичикову объяснили, что мертвые души могут приносить доход. Постепенно плоская картинка приобретает объем: стены, будь то дом Манилова, Собакевича или Плюшкина, разъезжаются одна за другой, как диафрагма фотообъектива, покуда не разверзнется в самой глубине пустой черный проем. Персонажи, сбыв на руки Чичикову мертвяков и угомонившись, засыпают в своих креслах. Маленький Чичиков, забравшись на колени к чете Маниловых, засыпает тоже. А в проеме, пуская пар ноздрями, жуют солому натуральные, дивно красивые кони. По всему видать — это и есть тройка-Русь.

Круг интерпретаций нарисованной Карбаускисом картины — шире некуда, и режиссер ни на одной не настаивает (возможность разночтений — свойство хороших пьес, спектакли такого свойства — раритет). Что это было? Сон Павлика про то, как он выбрался из грязи в князи? Хождение по кругам нелепого русского ада? Всему тут можно придумать свою трактовку: к примеру, усмотреть в конструкции Карбаускиса, начисто лишенной зловещего дыма и загробных теней, сходство с рациональными построениями абсурдистов. А можно расслабиться и рассматривать вереницу дуэтов, благо и тут есть на что посмотреть. Олег Табаков играет Плюшкина витальным, жадным в первую очередь до самой жизни. Собакевич Бориса Плотникова — генеральской выправки и принципов старик; Ноздрев Дмитрия Куличкова — плут, поднабравшийся удали и манер у заезжих гусар; Коробочка Ольги Блок-Миримской — плотоядная фифа; уездная дама Ольги Барнет — пожилая Рената Литвинова… Сам Безруков — феномен, на каждом шагу опровергающий расхожее представление о том, что таланту должны сопутствовать вкус и чувство меры, — играет то, что переполняет все его существо: живость, неспособность стоять на одном месте долее одной минуты и беспримерное себялюбие. Но работает он куда сдержанней, чем можно было от него ожидать, и все его качества здесь к месту. Он подвижен и точен в каждом движении, как Фред Астер; его Чичиков не плут, не злодей, не порождение чудовищной системы. Он (и тут Безруков еще плотнее приближает Чичикова к нашим временам, чем режиссер, зарифмовавший Гоголя с Беккетом) имморалист и стопроцентно наш человек. Из нынешних.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Похождение»

Фото Savory Fiend
отзывы:
258
оценок:
333
рейтинг:
555
5

Безрукову бы обруч, мячик надувной и к тюленям дрессированным на Цветной бульвар. разве что вместо ласт у него калоши. Калоши, кстати, очень удачно подмеченная режиссером деталька, как и тройка коней в конце, которые вроде бы как "во весь опор" должны, но стоят смирно и жрут себе овес. Запоминающиеся образы создали Плотников и Блок-Миримская. Спросить меня, так Филиппенко в свое время создал незабываемые "Мертвые души" в жанре театра одного актера. А эту постановку можно посмотреть для общего развития, а можно и не посмотреть.

3
Фото Мария М
отзывы:
38
оценок:
38
рейтинг:
34
3

Первый раз я согласна с названием той оценки, которое предлагает Афиша для двух звездочек - плохо!

Сначала нас обрадовало то, что спектакль идет два часа без антракта - это прекрасно, когда можно не прерываясь смотреть интересную постановку. Но потом мы поняли, для чего в этом спектакле такой подход: чтобы сложнее было уйти. Я думаю, сделай бы режиссер антракт - все бы остались с полупустым залом к концу спектакля.

Мы шли на Безрукова. Табакова мы уже видели. И при всем моем уважении к Таланту Олега Павловича, кто то уже должен ему сказать, что карьеру актера самое время прекратить. А при всем моем уважении к Безрукову, а я его правда уважаю за роли в кино, ну нравится он мне, в этом спектакле он был похож на циркача, а не на заслуженного актера театра и кино. Может быть у него видение такое, может быть у режиссера такое видение Чичикова, но смотреть два часа на кривляния ну очень утомительно. Если вы правда такое любите, в отзывах на этот спектакль много параллелей с программой Аншлаг, с Петросяном и Гальцевым, так вот если вы такое любите - вам точно нужно посмотреть этот спектакль. Если вы все таки любите театр, то вас порадует пожалуй только Блок-Миримская в роли Коробочки. Но знаете, оно того не стоит.

Самое интересное, что было в этой постановке - это грязь на сцене и настоящие кони в глубине сцены.

Каюсь, первый раз за всю свою театральную "карьеру" зрителя я не стала аплодировать, а встала и ушла как только закончился спектакль. И я правда не понимала чему аплодировали зрители? Фамилиям? Надо сказать, что у меня было время в этот раз полюбоваться окружающими меня людьми во время спектакля, я не всегда смотрела только на сцену. Так вот скучающих, уставших, и не понимающих, что же происходит на сцене, зрителей было разве что не 50% процентов.

Я советую идти на этот спектакль только если вы: а) безумный фанат Безрукова, и/или б) безумный фанат юмористических дешевых программ, и/или в) вам ну позарез нужно посмотреть хоть какую то постановку Мертвых душ.

И не ведитесь на отзывы, написанные на заказ для Афиши, МК и прочего. При всем моем уважении и к этим людям, ну слукавили они в этот раз. Отзывы написаны на фамилии, а мы же с вами не за этим идем в театр :)

2
Фото #Театральныйразъезд Инстаграмный
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
3
5

Со времен Радищева каждый порядочный русский писатель вдохновлялся мотивом дороги, что для страны без дорог вообще-то говоря - странно. Очередной парадокс, требующий тщательного изучения пытливым умом. И понятно, почему на Гоголевский вопрос "Куда мчишься, Русь-тройка, дай ответ!" было молчание: сама не знает, были бы дороги, знала бы, куда, - ответила...
В отличие от Гоголя, знаток русской души и по совместительству режиссер Миндаугас Карбаускис в спектакле Табакерки "Похождение", который сегодня на сцене МХТ увидел #театральныйразъезд, поступил по-европейски рационально: чего бесцельно носиться по бездорожным просторам?! Куда лучше - распряг, в стойло привел, овса дал, вычистил: стоит троечка, хвостами мух отгоняет...
Но если при Гоголе на то, чтобы направление дорогой стало, надежда была (рано или поздно подкованным копытом вытоптали бы), то теперь пиши - пропало, все бурьяном поросло, даже направление исчезло. Одно лишь осталось неизменным: самыми живыми и достойными внимания, уважения, сочувствия среди нас продолжают быть "мертвые души". Самим себе бы откровенно признаться, не то, что иноземцу объяснить, что бесцельная сытость не для нас, важен нам не результат, а всех объединяющий процесс: нам не свет в конце тоннеля - тоннель подавай, "подлиньше" да потемнее.
P.S. Может, и состоялся бы спектакль (пусть и с европейским налетом, но с удачными образами Коробочки и Собакевича, Ноздрева и Плюшкина), если бы не Безруков в роли не Чичикова, а "чичиканутого", чье мелкое заигрывание с залом выглядело не достойно думающей и читающей театральной публики. Вам бы, Сергей Витальевич, к образу добавить нос поярче да покрасней, парик всклокоченный, струи из глаз - и на арену цирка. А здесь, простите, Вы дверкой ошиблись...

1
Фото Анастасия Капитонова
отзывы:
5
оценок:
8
рейтинг:
4
9

Честно, по началу игра Безрукова воспринялась как кривляние и баловство, но это, скорее от сложившегося стереотипа игры, которую ожидаешь увидеть при посещении театра. Очень живо, гармонично и как всегда по-гоголевски сатирично! Но наверное не для консерваторов, которые оставляют здесь негативные отзывы!

1
Фото Вячеслав
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
9
1

Первые полчаса было недопонимание, того, что происходит на сцене, во вторую получасовку была угасающая надежда, что "ну вот-вот, сейчас уже начнется интересное". Остальную часть пришлось глазеть то на сцену, то по сторонам на восхищенных зрителей, иногда разжимая веки руками.
Обидно, что в этой версии я так и не смог понять, зачем все это?
Великолепное впечатление от интересной и оригинальной сценографии из-за такой постановки мягко говоря, смазалось. От Гоголя в спектакле остались только имена персонажей, которые не были самими собой.
Достаточно было одного Безрукова в роли Чичикова: будто перед этим спектаклем он отработал сольный концерт в Аншлаге, и так и не вышел из образа. Придурковатая мимика и наигранность у Безрукова совершенно не смотрится. Эксперимент по смене амплуа считаю не удавшимся. Наверно, идя на спектакль, нужно вообще забыть, кто такой Гоголь.
Это подобно тому, как композиторы делают ремиксы на известные хиты до неузнаваемости, и кинодеятели чересчур перевирают с экранизацией классических произведений. У кого-то получается это удачно, у кого-то - увы.
Спектакль идет 2ч без антракта. Уйти не было возможности, и мне странно было смотреть на стоя аплодирующий зал, поскольку рукоплескать я мог этим талантливым мастерам своего дела за другие работы, но не за эту.

1

Галерея