Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Опера
Борис Годунов

Постановка - Большой театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Возобновление эталона советского «большого стиля»

Впервые «Борис Годунов» был поставлен в Большом в 1888-м. В 1901-м Бориса пел Шаляпин, а Самозванца — Собинов. В последний раз в 2007-м оперу ­Мусоргского (правда, уже на новой сцене) ставил Александр Сокуров. Но на историческую сцену после ­реконструкции возвращается другой «Борис» — монументальная постановка Леонида Баратова — 1946 года, которая считается классикой ХХ века. В ее основе редакция Римского-Корсакова.

Опера
Александр Сокуров

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Екатерина Бирюкова
338 отзывов, 342 оценки, рейтинг 99
27 апреля 2007

Новый суперпроект Большого театра, возникший вокруг оперы Мусоргского, не имеет смысла рассматривать в категориях современного оперного искусства. Он поднимает куда более глобальные мировоззренческие вопросы. Например, такая популярная идея: сделаем как раньше, только лучше, — как она вам? За ее иллюстрацией и раньше далеко от Большого театра ходить не надо было — достаточно взглянуть на гостиницу «Москва». Теперь и в самом Большом есть нечто подобное. По сравнению с уже имеющимся в Большом «Борисом» 1948 года «Борис» 2007 года, конечно, первым делом рождает мысль: те же яйца, вид сбоку. Но все же, надо признать, получилось еще красивее. Прямо каждый кубометр сценического пространства наглядно и нарядно демонстрирует, куда пошли народные деньги. И никто не посмеет сказать, что хоть одна копеечка была потрачена зря. Костюмы Павла Каплевича — как из музея. Перемен декораций, затеянных Юрием Купером, — не счесть. И все это ручная работа, с какими-то хитрыми чудесами и светоэффектами, плывущими облаками, колышущейся листвой и дымовыми занавесами, благодаря которым окрестности Новодевичьего монастыря незаметно сменяются кельей Пимена, та — пограничной корчмой, та — царскими палатами и так далее. Для постановки выбрана вторая авторская редакция, которая заканчивается смертью Бориса, но в которой есть польские сцены, пожалуй, чарующие глаз больше всех остальных.

Это спектакль, на который еще лучше, чем на предыдущий, водить иностранцев, свалившихся к вам на голову родственников из провинции и учащихся текстильных вузов — вместо уроков истории костюма. Маленьких детей тоже можно водить, так как намеки на чересчур болезненные отношения царя и его сына Федора оказались очень уж тонкими. Такие парадные костюмные спектакли есть везде по миру, они предполагают ударный состав солистов и мастеровитую их разводку по сцене, чтобы — в отсутствие авторской концепции — зрители не скучали. И то и другое есть в новом спектакле Большого: лучший его Борис — Михаил Казаков — с шаляпинской неотразимостью хрипит в ключевых сценах, а оживление спектакля второстепенными персонажами даже царские покои превращает в проходной двор. Главный вопрос: при чем здесь, в этой принципиально антиавторской работе, режиссер Александр Сокуров, имя которого — главная приманка проекта?

0
0

Отзывы

1
Надежда Елисеева
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
17 апреля 2009

Оркестр БТ под управлением Александра Титова изуродовал музыку Мусоргского.Первое и второе действие проходило в гробовой тишине ни каких аплодисметов.После антракта партер опустел на треть.Прежде чем покупать билеты, смотрите на сайте БТ, кто дирижирует, если Титов УЖАС УЖАС УЖАС !!! и кошмар.

1
0
?
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
28 апреля 2007

Взгляни на небеса! Они для нас тесны-
Ни воздуха вдохнуть, Ни разогнуть спины.
Взгляни на небеса! А я спущусь к народу
Где чернь и голытьба спешат на помощь сброду…

Талант, внимание к деталям, перфекционизм, чувство и мысль, которые вложены в нового Бориса Годунова, дали прекрасный результат. Получился ювелирный спектакль (в прямом и переносном значении).

Ряд сцен словно вышли из предутреннего сна… Борис поднимается по лестнице в картине с юродивым, будто растворяясь во времени или скорее тая в мутнеющем рассудке.

Галлюциногенная сценография. Фантастические декорации - возникают из ниоткуда, из света. Фонтан и небо над ним – это просто какой-то особый жанр изобразительного искусства (самодостаточен сам по себе). Глаз не оторвать.
Вся эта чудесная история с проращенной тканью для костюмов, ее многослойностью, скрупулезностью в поиске деталей - отлично вплетается в общий замысел всей этой постановки.

Выбор второй авторской редакции тоже дал интересные эффекты – отдельные картины серьезно изменили характер.
Звук нового Бориса – животный, с темными углами… Оркестр всеми своими piano-forte, lamento- lugubre то хватает тебя за горло, то вибрирует твоей диафрагмой… Это гениальная музыка.

Еще одна важная деталь (особенно для оперы, которая как известно представляет собой синтетический жанр) – команда, которая делает разные вещи, но на одном дыхании и одной волне чувств.
Полная диффузия вкладов – невозможно отделить музыку от сценографии и режиссуры, костюмы от света, разные музы поддерживают и усиливают свои возможности. На поклоне казалось, что есть что-то общее и объединяющее между создателями…
Мне было приятно, что итальянская «банда», сидевшая рядом, кричала bravO-bravI-bravA-bravE (вполне аутентично)…
А я просто скажу спасибо: А.Сокурову, А.Ведерникову, Ю.Куперу, П.Каплевичу, Д.Исмагилову.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все