Москва
5.4

Спектакль
Однажды в Калифорнии (Истинный Запад)

Постановка - Театр им. Гоголя
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Алена Карась
4 отзыва, 1 оценка, рейтинг 3
7 сентября 2006

«Однажды в Калифорнии» надо смотреть из-за Александра Мезенцева. По счастью, существуют еще спектакли, в которых царствует не режиссерская концепция или все подавляющая сценография, а ни на что непохожая актерская индивидуальность. Если вы отправитесь в Театр им. Гоголя, что по соседству с поездами и фабричными трубами бывшей рабочей окраины, то, возможно, как и я, окажетесь в центре удивительного открытия. Вы поймете, что актеры уже давно не волнуют наше воображение со столь безусловной непреложностью, как это делало последнее поколение великих — поколение Борисова и Смоктуновского, когда ни на что не похожая, параллельная реальность, создаваемая на сцене, решительно разрушала все ваши представления о реальности земной.

Александр Мезенцев как мало кто в сегодняшнем столичном театре способен порождать такую реальность. Раннюю пьесу Сэма Шепарда, навеянную Вьетнамом и Теннесси Уильямсом, Мезенцев с режиссером Сергеем Яшиным рассказывают как-то очень по-своему. Его герой — болезненный поэт пустыни, охоты и краж, отравленный судьбой своих родителей-эскапистов, бегущих от мира кто в пустыню, кто на Аляску, — появляется в доме младшего брата, начинающего голливудского сценариста, и становится эпицентром страшного духовного цунами, разрушителем иллюзий успеха и благополучия. Заикаясь, глухо рыча и с трудом перекатывая слова, точно они бессмысленный хлам, сквозь который надо поскорее пройти, чтобы добраться до смысла, он создает акустический образ койота, объекта своей вечной охоты. И тело его подобно речи: так танцует в пустыне затравленный и гордый зверь — конвульсивно и осторожно, сворачиваясь на кровати точно в норе, не отдыхая ни на минуту, всегда готовясь к прыжку. Вернувшись с городской «охоты», он воет тоскливо и надрывно.

С сокрушительной животной силой он разыгрывает перед продюсером собственный сценарий, отбивая у брата хлеб и превращая его жизнь в полную бессмыслицу. А вместе с тем — и свою собственную. Ужас и красоту свободы, которая способна одновременно окрылить и уничтожить человеческую судьбу, играет Александр Мезенцев, а публика завороженно, точно на охоте, следит за этой непостижимой театральной игрой.

0
0

Отзывы

9
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
9 ноября 2009

Герои пьесы «Истинный запад» - два родных брата: успешный голливудский сценарист из Лос-Анджелеса Остин и вор Ли, три месяца проживший посреди пустыни. Они – как две стороны самого автора, Сэма Шепарда: он – прославленный драматург, сценарист, киноактёр, публичный человек, и он же – убеждённый одиночка-мизантроп, разуверившийся в людях циничный наблюдатель. Им придётся не только ужиться под одной крышей, но и реализовать свои потаённые амбиции и мечты: одному надоело быть перекати-полем и хочется богатой стабильной жизни, а к тому же – творчески реализоваться и спасти нищего спившегося отца, другому надоело сидеть в четырёх стенах и хочется побыть свободным как ветер бродягой со всей сопутствующей романтикой. И они превзойдут друг друга, поменявшись ремёслами: вчерашний нарушитель закона сможет не только сочинить примитивный вестерн, но и заключить сверхвыгодную сделку, а вчерашний добропорядочный гражданин – не только украсть тостер, но и…убить. Шепард жесток, открывая нам «загадочную американскую душу»: он препарирует череп, чтобы наиболее наглядно показать всех тараканов, ползающих в головах его героев, готовых шагать по чьим угодно трупам ради достижения своих целей. Надежду на установление братских чувств, которую читатель или зритель с трудом выстраивает на протяжении всей пьесы, он безжалостно разрушает, как карточный домик: нет никаких сантиментов, никакого доверия, только голый эгоистичный расчёт и закон джунглей: либо ты, либо тебя. It’s not a scene, it’s a goddamn arms race ©. Однако Ли всё же не настолько безнадёжен, в нём есть симпатичные черты характерного для штатов 80-х героя-бунтаря, героя-трикстера, неприспособленного к рамкам и условностям – недаром именно он становится жертвой: при всём своём подчёркнутом индивидуализме, он не поддаётся повальному эскапизму прочих членов своей семьи и со страстной порывистостью неврастеника безуспешно тянется к чему-то светлому – он готов рыдать над судьбой ковбоя из фильма, потерявшего любимую лошадь, разыскивать по телефону девушку из далёкого города и идти с матерью на выставку Пикассо. То, что всегда дикого хищника не приласкают, а затравят, – не его вина, как и не его вина в том, что его идеалы независимой гордой жизни его брат исказил и извратил. Играет его замечательный актёр Александр Мезенцев – эмоциональный и многогранный, непредсказуемый и убедительный, создающий живой и яркий образ, которому невозможно не сочувствовать несмотря ни на что. Таким же сложным и неоднозначным, лишённым чётко определяемой морали и границ между чёрным и белым, получился и сам спектакль, напомнивший мне «Вора» Эдуардо де Филиппо в постановке Джигарханяна – каждый, кто не откажет себе в удовольствии вдуматься в сюжетные и психологические перипетии, выносит своё собственное, уникальное мнение об этих вещах, вряд ли оптимистичное, зато однозначно полезное для формирования мировоззрений. Возможно, что от «Калифорнии» меня пропрёт со временем, как это было и с «Вором», а пока мне просто нужно её переварить – и посоветовать всем тоже попробовать.

08.11.09
Комментировать рецензию

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все