Театральная афиша Москвы

Спектакль Мария Стюарт
Постановка Малый театр

0

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Екатерина Рябова
отзывы:
160
оценок:
34
рейтинг:
116

О том, что Малый театр — оплот традиции, знают даже те люди, которые в театр не ходят в принципе. Под традицией разумеется, что классические актеры в «настоящих» костюмах и декорациях излагают текст пьесы — с выражением и без режиссерских выкрутасов. Режиссеры в Малом вообще уживались редко (нынешний счастливый союз с Сергеем Женовачом — почти чудо), а вот артистам всегда было привольно. Собственно, именно на артистов туда и ходили: не на постановку такого-то, а, скажем, на Гликерию Федотову и Марию Ермолову в «Марии Стюарт» — были такие легендарные актрисы в начале прошлого века. Сто лет спустя трагедию Шиллера играют на сцене филиала Малого театра по всем традициям, но на легенду она пока не тянет.

Сперва слышен стук молотков, потом раздвигается занавес и видно, что в глубине сцены сколачивают плаху. Две королевы в одинаковых красных бархатных платьях выходят под музыку и садятся на троны друг напротив друга, как отражения. Затемнение. Этими хрестоматийными метафорами, видимо, исчерпался лимит, отведенный Виталию Иванову как режиссеру. Дальнейшее — костюмированная читка в хорошем темпе. В этом спектакле нет ансамбля, здесь не видят партнера, здесь каждый сам за себя, в меру своего умения и таланта. Того и другого с избытком у народных и очень хороших артистов Юрия Каюрова и Виктора Борцова, но играют они не конкретных персонажей трагедии с судьбой и историей, а только два варианта старинного амплуа благородного отца.

Суть пьесы — столкновение двух королев, двух женщин, двух начал в сердце каждой из них, двух миров. Католичка Мария Шотландская, убийца двух мужей, красавица, которой все в жизни было легко, замахивается на английский престол и попадает в руки соперницы. Протестантка Елизавета, королева-девственница, обиженная природой и судьбой, с трудом вознеслась наверх и, чтобы удержаться там, должна казнить сестру. Шиллер, кажется, вложил в этот исторический узел все проблемы романтизма: милосердие и мщение, торжество и трагедию неординарной личности, власть толпы над королями, красоту и безобразие страсти. Здесь встретились две правды, и побеждает та, которая достовернее сыграна. Сам Шиллер, да и публика Малого театра век назад отдавали сердце Стюарт. Но Ольге Молочной ермоловский размах не по плечу: она играет только Марию в плену — монашку и гордячку, без блестящего прошлого, без азарта, как-то узко. Настоящей героиней становится Елизавета. Людмила Титова показала в своей королеве все: влюбленную и самолюбивую некрасивую женщину, государыню и простоватую бабу на троне, комичную, страшную, жалкую. Глядя на нее, понимаешь, что мало осталось сцен, где умеют носить портретный грим и платье с фижмами и так играть при этом. Тем обиднее, что нет в спектакле режиссерского решения, в котором эта роль прозвучала бы в полную силу. Самые современные вопросы, которые слышатся в тексте, так и остаются — слова, слова, слова.

Отзывы пользователей о спектакле «Мария Стюарт»

Фото Александр
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0

Прочитал пару рецензий, знаю эту кухню изнутри, но чтобы еще и со стороны так паршиво выглядело...
Хорошо хоть Женовача добрым словом помянули (нынешний счастливый союз с Сергеем Женовачом - почти чудо), но как-то странно, то ли театру – плюс, режиссеру – минус, то ли наоборот.

Фото Елизавета
отзывы:
751
оценок:
1112
рейтинг:
572

Строго говоря, королев здесь нет: есть люди - женщины и мужчины с земными страстями грехами и пороками.
Оч. рекомендую почитать текст пьесы: есть на сайте Малого театра. Не пугайтесь многословия: текст сильно порезали, но не в ущерб постановке. Спектакль идет оч. динамично (примерно 2, 5 часа), ничуть не скучно, ни капельки не затянуто.
По поводу сравнения Ермоловой и Молочной (Мария Стюарт). Я послушала запись Марии Ермоловой в роли Стюарт (на замечательном сайте Малого театра много чего есть!) и поняла: Молочная и Ермолова просто по-разному играют. И мне нравится вариант Молочной. Может, здесь не так много пафоса и трагедии, как было в игре Ермоловой, но здесь я чувствую (а в силу понятной причины не могу почувствовать у Ермоловой) жизнь, переживания женщины, живого человека, а не символа, не образа Великой драматургии. Ермолова - бренд, а Молочная - хороший профессионал. И на Молочную всегда (если повезет с билетами) можно поглядеть, а на Ермолову - увы..
Я бы сказала, что в этом спектакле никто не блистает. Мне понравилась Титова (Елизавета), но сказать, что все остальные чуже, не решилась бы. Единственно - мне не понравился Лестер (не запомнила фамилии). Какой-то Лестер оч. невзрачный, а это неправильно. Лестер был некрасив, но умел себя подать.
Замечательная музыка, и оч. подходит, к месту.
Мне понравилась сценография.
Елизавета 3 раза меняет платья, Мария - 2. Костюмы - отличные. В реквизите замечены были вещи (мебель) явно давешних, имперской России, времен.
Хороший крепко сбитый спектакль исторический, и при этом оч. актуальный.
Каждый иногда норовит ответственность за свои решения взвалить нна другого, для этого не обязательно надо быть английской королевой - но хорошо, когда об этом говорят на сцене хорошего театра. Радует, когда можно не только насладиться художественной стороной, но и для души получить толику пользы.

Фото Джастина
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
4

стопроцентная добросовестно поставленная классика - правильная, чопорная и немного скучная. Второй акт намного интереснее первого, так что не судите сразу строго. Среди несомненных плюсов - замечательно подобранная музыка, появляющаяся именно в тех местах, где следует, так что даже не сразу понимаешь, что это музыка - как будто эмоции повисают в воздухе, и костюмы, конечно. Но в общем и целом остается впечатление - Шиллер написал пьесу лучше, чем ее поставили в Малом театре. с другой стороны - вечер гарантировано не будет испорчен чем-нибудь ультрамодно-непонятно-пошловато-невыносимым.
к тому же сам Филиал Малого несомненно хорош - маленький, уютный, с колонным залом и блестящими люстрами - настоящий театр, не какой-нибудь там замшелый ДК.
так что, если экспериментировать настроения нет - идите, особого разочарования быть не должно.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить