Театральная афиша Москвы

Спектакль Вишневый сад, Москва

Постановка МХАТ им. Горького
8.5
оценить
Расписание и билеты

Место проведения

МХАТ им. Горького

МХАТ им. Горького

8.1
В мрачную цитадель на Тверском бульваре заселилась половина труппы чеховского МХАТа после скандального раскола в 1987 году. Возглавляемая Татьяной Дорониной команда приняла исконную символику и под лозунгом «возвращение к Станиславскому» провозгласила себя МХАТом им. Горького. Проповедуя единственно верный реализм, здесь неизменно играют «Трех сестер» в мизансценах Немировича-Данченко и восстановленную «Синюю птицу» Станиславского. Периодически зал отдается под концерты именитых исполнителей вроде Аукцыона и Нино Катамадзе. Театральная же публика ходит не на актеров, режиссеров или драматургов, но на классику в самом ее традиционном понимании.
касса +7 (495) 697 87 73
адрес
подробнее
официальный сайт

Отзывы пользователей о спектакле «Вишневый сад»

Фото Сергей Горский
отзывы:
26
оценок:
28
рейтинг:
155
9

Татьяна Доронина феноменально чувствует Чехова - это понимание текста на уровне сотворчества. Вот, что она пишет в своем «Дневнике актрисы»:

"Чайка" - вторая для меня чеховская пьеса после "Трех сестер" в БДТ. После Маши, которая жила в городе, "где никто не понимает музыки", Маши, которая завидовала перелетным птицам и говорила в конце пьесы самую страшную для человека фразу: "Все равно" <...> Хочу играть Чехова, для меня "Вишневый сад" стоит благоуханной легкой белой громадой и манит, и затягивает, и кружит голову. Мятущаяся душа "порочной до мозга костей" Раневской, ее тоска по чистоте и детству, ее пренебрежение всем, даже православной верой, даже своим вишневым домом - это жизнь после фразы: "Все равно". Это уход туда, где "все равно", это любовь к "камню, который тянет на дно", а по-другому этот камень называется "конец". Нет веры, нет дома, нет сына. Реальность - прощание с жизнью, которая жадна, алчна и вся в расчетах, и эти расчеты у всех и во всем. Расчетлив тот, кто в Париже, расчетлив Лопахин, расчетлив Яша и ярославская бабушка, и Пищик, и случайный прохожий. Она одна не расчетлива.

До красоты, до души, до "вишневого сада" - никому нет дела. Это повсеместно и, значит - и в будущем. Для чего жить - так безответно в главном, в том, что является подлинным и единственно ценным - бессребреность, духовность, красота и любовь? "Надо влюбляться", - кричит она, но влюбляться - это спасение на час, а в любовь она давно не верит и знает цену "парижской любви", которую оплакивает несколько лет. Раневская едет в Париж не жить (как Мизинова), а умирать, как сам Антон Павлович уехал умирать в Баденвеер.

Сергей Данченко срежиссировал во МХАТе самый пронзительный "Вишневый сад", какой только можно представить. Герои Чехова, каждый со своей драмой чуть не на грани самоубийства, на глазах гибнут в этой постановке, заряженной ощущением, будто над ними должен обвалиться дом. Дом, в котором кончилась жизнь, и уже не будет никогда.

Доронина играет эту сложную тему - жизнь после фразы "всё равно". Ее Раневская – прекрасная женщина в платьях fin du siecle, когда-то любившая жизнь и праздник некстати, у которой больше не осталось надежды; она галлюцинирует прошлым, разговаривает с неодушевленными предметами и, пытаясь найти опору хотя бы в мебели, в отчаянии бьется в двери закрытого старого шкафа. За три часа, что длится спектакль, задыхающимся от нежности голосом она прощается с жизнью и уезжает в Париж - умирать. Это трагическая, на последнем дыхании, трактовка роли - смелое и очень хрупкое искусство.

6
Фото Владимир
отзывы:
72
оценок:
13
рейтинг:
49
9

"Вишнёвый сад" в МХАТе им. М. Горького - лучшая постановка великолепной пьесы великого русского писателя и драматурга А. П. Чехова. Начнём по порядку: пьеса поставлена в лучших традициях русского и советского театров - реалистично, по тексту, с превосходными декорациями, такое сочетание редко найдёшь сейчас в современных театрах. О самой пьесе что говорить, думаю, все знают, о чём она. Естественно, дело тут и не в деревьях, и не в саде, а в том, что "так больше продолжаться не могло". Так называемая интеллигенция, от которой зависит благосостояние, развитие и будущее страны, гуляет, транжирит деньги, "бьёт жёлтого в середину", делает ну всё, что угодно, кроме настоящих дел. Вот уже и Лопахин, сын крепостного, богаче его бывших господ, вот уже он хозяин того имения, "где его деда пороли плёткой", вот уже и на бал к господам приглашают начальника станции и почтмейстера, а не генералов, как раньше. Вот и Петя, "вечный студент", говорит, что скоро всё изменится. Чехов уже тогда предсказывал революцию, в "Вишнёвом саде" - словами Пети. Что говорить - и пьеса хороша, и спектакль сам хорош. Раневская в исполнении Дорониной - это лучшая Раневская, которую я видел, намного лучше, чем героиня Муравьёвой или Остроумовой.
Великолепен Петя в исполнении М. Кабанова, Симеонов-Пищик в исполнении В. Ровинского, бесподобна Л. Кошукова с Шарлоттой Ивановной, очень хорошо играют Семёнов, Зикора, Клементьев, Габриэлян. Вообще, я думаю, этот спектакль может считаться одним из образцов русского театрального искусства.

4
Фото Дима Фёдоров
отзывы:
44
оценок:
49
рейтинг:
54
9

Новаторство, конечно, прекрасно, но когда люди вчитываются в классический текст и пытаются донести его до зрителя, как родниковую воду в горстях, не пролив ни капли, то это вызывает восхищение. Спасибо тем, кто не гонится за модой и ждёт своего некичливого, скромного зрителя. Все актёры живые. Настоящие! Ни одного проходного эпизода. Доронину не люблю, но здесь её игра произвела очень сильное эмоциональное впечатление.

3
Фото Nefedow
отзывы:
84
оценок:
123
рейтинг:
54
9

"Вишнёвый сад" в МХАТ имени Горького - лучшая постановка пьесы великого русского драматурга А. П. Чехова. Пьеса поставлена в лучших традициях русского и советского театров - реалистично, по тексту, с превосходными декорациями, такое сочетание редко найдёшь сейчас в современных театрах.
Гениальная игра Т. В. Дорониной - выше всяких похвал. Фирс тоже хорош.
Идите и смотрите!

1
Фото Irina Se
отзывы:
43
оценок:
55
рейтинг:
30
5

Классическая постановка, четко и в духе академического театра, с нарочито искуственными париками, преувеличенно-ярким гримом, с немолодыми актисами в роли молодых женщин и основательными декорациями с кучей мебели. Декорации действительно мощные и незыблемые - дом очень подробно декорирован изнутри, а вот фасад меня несколько озадачил. Деревянные стены с высокими окнами, мрачные доски, потемневшие от времени. Примерно такие, как в загнивающих бараках, случайно встречающихся на улочках провинциального города. Очень подробный интерьер, резные ручки стульев, ширма и даже пальма!)
Работа осветителя была великолепна - настолько чувствовался морозный воздух апрельского утра, сумерки или зябкая серость октября.

Конечно же я шла на Доронину. И ловила ее эмоции, ее движения. Почему она поворачивалась спиной к зрителю в те моменты, когда Раневская плачет? Боялась, что грим испортится? Хотя один момент был основательным: "Гриша мой... мой мальчик... Гриша... сын..." Раневская отворачивается к шкафу и как бы падает на него, гладит старое дерево. И вот эта расспятая поза, вот эта спина - это мурашки по коже. Как сыграть печаль утраты лицом, я видела не раз. Но ТАК сыграть спиной... я преклоняюсь!

И все-таки возраст чувствуется. По тому, как расставлены стулья, по движениям, по наклону корпуса, по тихому голосу, в который надо вслушиваться. По тому, что она не упускает возможности прислониться к столу, опереться на стул, на чью-то руку. Эта Раневская бесконечно устала от жизни, хотя по пьесе ей вряд ли больше 40. И огонь любви в ней не любовный, а скорее материнский. Это видно по тому, как она рассказывает о парижском своем мужчине. Он для нее ребенок, которому прощается всё, что бы ни вытворил.

Линии Лопахин-Раневская в этом спектакле просто нет. Очень ждала сцену их объяснения, но то ли она была невнятной, то ли ее просто не было - я ее совсем не помню! И Лопахин мне не понравился. Резкий голос Валентина Клементьева, достаточно уверенный и сильный для Лопахина-бизнесмена, в домашних каких-то бытовых сценах он очень режет слух. Ощущение, что это не человек, а робот по зарабатыванию денег. Даже эйфория покупки поместья какая-то уж очень механическая. В нем не чувствуются человеческие привязанности совершенно.

Варя, девица 24 лет. Актриса был вдвое старше - это и без бинокля было видно. И Лопахина она не любила. Только крестилась да суетилась по дому.
Аня - романтичная барышня с длинной косой. Прям вот такая, как мне нравится, чеховская героиня. Юная, восторженная, как положено возрастом, наивная и влюбленная в Петю. Петя тоже был ничего, кстати) Прям предвестник социал-демократов. И шарфик носит по-студенчески вольно. Хотя вот два класса гимназии - это разве студент? Я думала это что-то вроде среднего образования)

Кто там еще остался? Симеонов-Пищик. Обычно его преставляют пузатым помещиком, а этот был стройный и юркий как кухнечик. И очень органично смотрелась вся эта его денежная суета.
Яша, как всегда, щеголь. А вот Дуняша - это просто луч света в темном царстве! Актриса настолько молода и хороша, что просто залюбуешься. Как обычно строит из себя барышню и манерничает - просто умора) И по всему видно, что конторщик Епиходов ей не пара. Хотя Епиходов здесь был замечательный просто. Не могу сказать определенно, в чем его замечательнсоть - в фигуре ли, в прическе, но взгляд неунывающего оптимиста явно достоен апплодисментов.

Фирс напоминал старого плюшевого медвежонка. Затертый плюш, свалявшийся мех, пыльная куточка... Это всего лишь ассоциации. Но концовка действительно была невнятная. Забытый Фирс - это зрелище, когда мороз под кожей. А тут как у Агнии Барто: "Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка". Трагическая нелепость, которая не останавливает сердца, увы.

Резюме: в шкале моего восприятия - на четверочку с минусом. Прошу заметить - это не оценка пьесы или игры актеров, это суммарный винегрет моего восприятия, увиденного на сцене и прочих мелких факторов. Смотреть можно, но восхищаться им мне не хочется. Что впрочем закономерно - невозможно восхищаться каждым спектаклем.

1

Галерея