Театральная афиша Москвы

Спектакль Жизель

8.3
оценить
  • жанр
    Балет
  • 2 часа 30 минут, 1 антракт
    12+

Жемчужина классики в МАМТе

Когда-то в этом спектакле танцевал Сергей Полунин, но теперь уже не танцует. Сообщается, что спектакль от этого хуже не стал.

Создатели

Лучшие отзывы о спектакле «Жизель»

Фото Dzongka Dzongka
отзывы:
26
оценок:
26
рейтинг:
33
9

Рви сердце, как письмо, на части, сойди с ума, потом умри. "Жизель" в МАМТ

"Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит."
А.С. Пушкин

"Жизель" вживую (если не считать многочисленных записей) я видела только в Большом Театре в редакции Григоровича, поэтому с большим удовольствием пошла в МАМТ сравнить с абсолютно классической постановкой этого театра (художественный руководитель балета - Лоран Илер). Балет "Жизель" люблю за его незатянутость и динамичность, во-первых, а во-вторых, за потрясающую атмосферу второго акта с виллисами, фантастическими существами, мертвыми невестами, увлекающими случайных путников в смертельный танец в ночи. Идею балета Теофиль Готье почерпнул у великого немецкого поэта-романтика Гейне, сочинив историю бедной крестьянской девушки Жизель, обманутой молодым графом Альбертом, его соавтором стал известный либреттист Жюль-Анри Вернуа Сен-Жорж, а музыку сочинил талантливый и чрезвычайно продуктивный композитор Адольф Шарль Адан, имевший в своем багаже на тот момент множество опер-буфф и несколько опер и балетов.

Краткое содержание балета в версии В. Ходасевича:

Да, да! В слепой и нежной страсти
Переболей, перегори,
Рви сердце, как письмо, на части,
Сойди с ума, потом умри.

И что ж? Могильный камень двигать
Опять придётся над собой,
Опять любить и ножкой дрыгать
На сцене лунно-голубой.

Сценография в МАМТ выполнена в классическом стиле, и костюмы, и офрмление сценического пространства, в первом акте на сцене деревенский дом Жизель и охотничий домик, а в глубине - декорации леса, выглядящие легкими и объемными, заполняют весь задний план; во втором акте действие переносится на кладбище, появляется одинокая могила, а лес преображается с изменением подсветки на лунно-голубую и становится мистическим и зловещим.

"Жизель" - очень женский балет, и в первом действии все внимание традиционно обращено на девушку; графу Альберту и лесничему Гансу пока танцевать особо нечего. Оксана Кардаш с первых же ее па на сцене произвела впечатление потрясающей легкости. Я не так-то часто вспоминаю пушкинское "летит, как пух от уст Эола; то стан совьет, то разовьет и быстрой ножкой ножку бьет", и хореография бывает разная, и балерины попадаются не совсем, как пух, но Кардаш прелестно передает радость юной влюбленной девушки, порхая в счастливом танце по деревенскому дворику. Значимое па-де-де первого акта (танцуют деревенские юноша и девушка) получилось вполне достойным в исполнении Жанны Губановой и Иннокентия Юлдашева. Юлдашев показался в начале танца несколько тяжеловатым, но в середине распрыгался, и появилась желаемая легкость.

Заключительную сцену первого действия, сумасшествие и смерть Жизель, Кардаш танцевала безукоризненно, но несколько не хватало драматичности, на мой взгляд, однако, тут интересная штука, я замечала, что те балерины, кому не хватает драматизма в этой трагической развязке первой части балета, блистательны во второй. Так оно и оказалось, совершенно фееричным было первое же появление Жизели-виллисы, когда ее призывают из могилы другие виллисы, и она исполняет зловещий танец не до конца пришедшей в себя новой инфернальной сущности, будучи управляемой главной виллисой Миртой (Мария Бек танцевала ее безупречно).

Кордебалет очень порадовал, во втором действии он является полноценным главным персонажем наряду с Жизелью, Альбертом, Миртой, не говоря уж о Гансе, и очень важна синхронность и идеальные ряды виллис. Я помню, как восхищалась кордебалетом Большого Театра, так вот МАМТ тоже показал высочайшую техничность. Виллисы должны двигаться абсолютно синхронно, создавая своим танцем видимость единой потусторонней силы, не распадающейся на отдельные сущности, не имея личностной уникальности и воли. Все, кроме Жизель! А кордебалету и, конечно, педагогам-репетиторам, в списке которых я вижу блистательные имена заслуженных и народных артистов России - браво.

Лесничему Гансу с его трагической судьбой и во втором акте доводится потанцевать совсем немного, но народный артист России Георги Смилевски великолепен в этом смертельном танце, и весь образ очень органичен в целом.

Альберта танцевал Иван Михалев. В первом акте, где, как помнится, танцевать графу мало чего имеется, он блистал своей осанкой и великолепной внешностью танцовщика - высокий, статный, элегантный, широкоплечий, на голову выше Кардаш. Очень хотелось посмотреть, как он справится наконец со сложной партией во втором акте, ну и справился он, на мой взгляд, просто отлично, все как по нотам в сольных танцах, высокие легкие, но мощные прыжки, зависание, а в дуэтах с Кардаш, где большую часть партнер находится в тени партнерши, подкручивая и перенося ее по сцене, можно отметить с какой легкостью делал это Михалев, в его руках Кардаш казалась невесомой, как пушинка, как настоящая, ничего не весящая виллиса, парящая, благодаря графу, над сценой.

И еще раз про Оксану Кардаш пушкинское (у него, конечно, про Истомину и нимф), лучше не скажешь:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит

Оркестром дирижировал Роман Калошин, все идеально, и соло на альте, гобое и арфе прекрасны, музыку Адана ведь можно сравнить с родниковой водой - чистой, хрустально-прозрачной, звонкой, ради одной только этой музыки можно идти на спектакль, но и сам балет в этом составе получился достойным, а за последние годы уровень МАМТ вообще сильно вырос, и театр вполне может конкурировать с главным балетным театром страны.

2
0
29 мая 2018
Фото ELLenochka
отзывы:
81
оценок:
84
рейтинг:
133
9

Наталья Ледовская просто превосходна! Легкая, изящная, трогательно-беззащитная Жизель в ее исполнении не может оставить зрителя равнодушным! Последняя сцена первого действия заставляет прочувтствовать всю боль главной героини от обмана возлюбленного: сломленная Жизель мечется по сцене, страдания льются из ее движений....Потрясающее зрелище!

1
0
9 февраля 2010
Фото Swanilda
отзывы:
43
оценок:
98
рейтинг:
37
9

Превосходный слаженный дуэт романтичного Семена Чудина и трогательной порхающей Натальи Ледовской заставлял верить, что актеры не играют, а живут, им веришь, сопереживаешь, хочешь помочь. Семен самый изысканный аристократичный европейский Альберт, какого только можно представить. Он мог бы и вообще не танцевать, просто стоять, позировать, им уже любуешься. При этом он прекрасно танцует, очень музыкален, пластичен, делает потрясающие сложные поддержки легко, и, безусловно, одарен как драматический актер. Хотелось бы отметить его безупречную технику и благородную заботу о партнерше. Семен, браво! Ледовская самая легкая и утонченная Жизель. Красивые костюмы и декорации, прекрасная постановка света, изумительный оркестр, все было на высоте! Очень органичный и вдохновленный кордебалет. Сюжет балета вообще очень грустный, но это светлая грусть и все равно остаешься в хорошем настроении.

1
0
9 февраля 2010
Фото ms_sunshine94
отзывы:
54
оценок:
54
рейтинг:
3
9
Бессмертная классика

Несмотря на то, что я неоднократно видела различные видеоверсии «Жизели», посмотреть балет «вживую» мне удалось только сейчас на сцене МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. В главных ролях в этот вечер были Ксения Шевцова (Жизель), которая танцевала Жизель впервые и Денис Дмитриев (граф Альберт).

Сразу обращу внимание, что «Жизель» поставлена так, что, несмотря на небольшую продолжительность (около 2 ч), мы наблюдаем великолепное противопоставление между таким веселым, живым «днем» первого акта и мрачной, загадочной «ночью» второго акта.

Все начинается радужно: граф Альберт прикидывается простым крестьянином, он влюблен в Жизель. Жизель вначале смущена, но, погадав на ромашке и убедившись, что их любовь взаимна, окрыленная девушка танцует от радости с любимым. Жизель вообще очень любит танцевать, хотя ее мать Берта (Яна Большанина) не рекомендует ей переутомляться – у девушки больное сердце. Однако второй поклонник Жизели, лесничий Ганс (Алексей Любимов), понимает, что Альберт не тот, за кого себя выдает, и пытается предостеречь Жизель, но она не слушает его.

В лесу появляется богатая охотничья процессия: это едет герцог со своей дочерью Батильдой (Полина Заярная), настоящей невестой Альберта. Жизель мила, скромна и услужлива, до тех пор, пока не узнает, что Альберт – граф и женится на Батильде. Тогда обезумевшая от горя девушка «разрывает» их соединенные руки и мечется по сцене.

Сцена безумия Жизели – моя самая любимая в первом действии. Здесь интересно поведение всех героев. Жизель смотрит вокруг невидящими глазами, вспоминает разговоры, танцы, клятвы и признания, разговаривая сама с собой. С распущенными полосами и горящими глазами, она то кинется к матери, то схватит шпагу и, наконец, умирает в объятиях Альберта. Берта безутешна, дочь была ее главной радостью в жизни. Батильда с отцом смущенно отворачиваются – по сути, девушка не виновата в горе и смерти Жизели, но чувствует стыд. Альберт убит горем: он не думал, что невинные забавы обернутся трагедией. Ганс не предполагал такого конца, он тоже страдает. Впрочем, не могу утверждать с уверенность – может быть, Даже ансамбль играет в этой сцене важную роль: девушки сочувствуют Жизели, просят ее одуматься, пойти в дом, отдохнуть, пока не поздно. Но нет, Жизель умирает, и ансамбль замирает в неподвижости.

Второе действие понравилось намного больше: мистический, загадочный кладбищеский лес. В сиянии луны по ночам танцуют виллисы – призраки молодых девушек, умерших до свадьбы. Их повелительница Мирта (Мария Бек) призывает дух Жизели, чтобы вовлечь ее в хоровод виллис. Очень заметно, что виллисы неживые: их движения потусторонние, то плавные, но слегка ломаные.

Тот, кто попадет в хоровод к танцующим призракам, которые злы на мужчин, будет танцевать с ними, пока не упадет замертво. Но тень Жизели и после смерти остается верна любимому Альберту: когда он приходит на ее могилу, она не позволяет виллисам завлечь его в круг и оберегает его до самого рассвета, когда призраки должны исчезнуть. Трижды Альберт падает, почти бездыханный, и трижды Жизель возвращает его к жизни.

Прекрасная, грустная сказка о невинной, чистой любви и верности. И та самая классическая постановка, которую хотелось увидеть. Все исполнители были хороши, правда, показалось, что девушки были значительно более эмоциональны, зато у Дениса Дмитриева прекрасный прыжок. Ну, и еще раз упомяну, что Ксения Шевцова впервые вышла на сцену в роли Жизели. Я почему-то сразу это поняла: возможно, чувствовалось волнение. Но девушка успешно его преодолела :)

0
0
13 ноября 2018
Фото Галина К
отзывы:
69
оценок:
69
рейтинг:
7
9

На балет "Жизель" в Московский академический Музыкальный театр я сегодня сходила с большим удовольствием. Можно даже сказать, с наслаждением.
Во-первых, я сто лет не была на большой сцене МАМТ, поэтому с любопытством побродила по театру и посмотрела, каким он стал после реставрации. Понравился просторный атриум под крышей, порадовал, простите, туалет (в театре это важно, а в МАМТ такое количество кабинок, что он справляется с потоком зрительниц практически без очередей), отметила про себя существование лифтов и хороший подъем в зале. Ну, мне подъем был почти не нужен, я чудненько сидела во втором ряду партера.)) Буфет дорогой, но зато кофе ОЧЕНЬ вкусный, была рада, что мне приспичило, денег на ТАКОЙ кофе было не жалко (я про капучино, если что)). Охрана и капельдинеры доброжелательны.
И вот, наконец, начался спектакль. Если честно, первое действие мне понравилось меньше. Я плохо разбираюсь в балете, но даже я замечала, как лажали некоторые исполнители, не хочется их называть. Но в целом мне нравилось, были очень красивые декорации и костюмы, хорошая музыка (композитор - Алольф Адан, дирижер – Роман Калошин), да и большинство танцоров мне нравились тоже.
И очень порадовала завершающая первый акт сцена смерти Жизель, Ксения Шевцова сыграла так убедительно, что любая драматическая актриса позавидует. Мне всегда в балете не хватает вот этого - чтобы я верила происходящему, а не просто смотрела танец.
Как оказалось, у Ксении сегодня был дебют, она первый раз танцевала Жизель. Все хвалят Оксану Кардаш, но я ее не видела, да мне и не хочется сравнивать. Потому что Ксения ко второму действию, видимо, справилась с волнением, и стала просто прекрасной. И само второе действие очаровательно.
Сумрачный лес, белые воздушные фигуры девушек - виллис (это невесты, умершие до свадьбы), их прекрасная повелительница Мирта (Мария Бек) и призрачная Жизель. Как же она хороша, как прекрасен ее танец, как выразителен излом тела и тонких рук.
И массовые сцены очень красиво смотрелись, и парные, и сольные, вот вообще во втором действии я наслаждалась без перерыва. Уносилась вместе с виллисами в их завораживающем хороводе. И верила Жизель, ее любви, ее муке. Мужчины, если честно, не так играли, только танцевали, особенно Денис Дмитриев (граф Альберт). Алексей Любимов, игравший Ганса, больше внимания уделял роли, но сама роль у него маленькая. Зато танцевали оба хорошо, Денис так вообще порадовал.
И в целом мне очень понравилось, что это именно классический балет. Я ничего не имею против современного балета, напротив, мне нравится, но только в том случае, если идешь именно на современный. А вот эту прекрасную грустную сказку хотелось увидеть в классическом стиле, когда "стройной ножкой ножку бьет" (с), и МАМТ именно таким танцем и порадовал.
Процитирую анонс с сайта театра, чтобы стало понятно, почему мне не хотелось ничего ультрамодного:"В основу балета "Жизель" положена старинная поэтическая легенда о виллисах – невестах, умерших до свадьбы. В полночь они выходят из своих могил и танцуют, словно стремясь продлить свои девичьи пляски и игры, которые так жестоко прервала смерть. Горе путнику, который встретится им. Одержимые мстительным чувством, виллисы вовлекают его в свой хоровод и до изнеможения кружат в танцах, пока он не упадет замертво". Вот так вот, грустно и очень красиво.
В общем, очень хороший сегодня получился вечер.

0
0
10 ноября 2018

Галерея