Драматический |
12+ |
Вячеслав Спесивцев |
1 час 25 минут, без антракта |
Уже сразу в своей вступительной речи Спесивцев обозначил концепцию своей постановки «Ромео и Джульетты»: игра, «матч» между Монтекки и Капулетти. Арбитром он назначает Меркуцио, обаятельного юношу в чёрной майке с надписью «Sex, drugs & rock-n-roll», который мелом проводит черту поперёк всего зрительного зала, разделяя публику на Монтекки и Капулетти соответственно. Это требует времени, и раз пять в процессе своего занятия он заставляет зрителей по очереди кричать хором «Монтекки!» и «Капулетти!», соревнуясь в громкости, как команды на утреннике в детском саду. На этом обращения к зрителям не закончатся – хором будут также звать Ромео, словно Снегурочку, гостей на балу будут неоднократно искать в зале, поднимая выбранных с места, освещая лучом света и подставляя микрофон, чтобы те представлялись нерасслышанным именем того или иного внесценического персонажа. Хотя это вечерний спектакль, в зале много маленьких детей, которым нравятся такие игры, а на сюжет, скомканный и отодвинутый на задний план, им наплевать. Постановке уже сорок лет, но играют в ней только студийцы, принимаемые без всякого конкурса вне зависимости от возраста – проще говоря, это непрофессиональное действо, каковое можно найти практически в любой школе, только там за его просмотр не надо платить. Вся молодёжь должна присутствовать на сцене, дабы никого не лишать веры в свой актёрский гений и блестящую карьеру в будущем, поэтому главное действующее лицо – массовка, регулярно выбегающая нестройной толпой на узкую полоску сцены с улюлюканьем и свистом, поплясать под дискотечную музыку и разноцветное сверкание софитов. Стараясь привлечь к себе внимание, каждый пытается, как может, сопровождать происходящее на фоне этой толпы преувеличенными театральными жестами, девушки принимают модельные позы и машут ручкой в зал. Все – Спесивцев объясняет это бедностью – одеты в современную повседневную одежду, точнее, в то, что не жалко: к концу спектакля массовка, не раз постояв на коленях, выходит на поклоны с грязными пятнами на джинсах. Декорация – тоже, видимо, по бедности – построена в виде трёхэтажной металлической платформы, задника нет, единственная деталь антуража – два воткнутых в край сцены меча, рукояти которых служат подставками двум зажжённым свечам, которые всё время падают. Перед началом спектакля на мечах висят круглый медальон на цепочке и дамская корона с блестяшками – знаки отличия Ромео и Джульетты соответственно, меняющие владельцев с каждым новым днём по сюжету пьесы: итого четыре пары, надо полагать – каждая старше предыдущей. По какому принципу из множества юношей и девушек выбираются данные персонажи, непонятно: они совершенно не выделяются ни мастерством, ни талантом, ни естественностью поведения на сцене, не владеют ни текстом, ни жестами, ни пластикой, не выдают ни психологизма, ни эмоций, ни какой бы то ни было обрисовки образа вообще. Шекспировский стих декламируется скороговорочкой, как заученный урок, из пьесы по максимуму вымараны лирические и драматические монологи и диалоги, а акцент поставлен на репликах, обычно игнорируемых режиссёрами – сальных шуточках и каламбурах. Когда же нашим юным героям всё же приходится объясняться в любви и прощаться, их заливает зелёным светом, и они становятся до смешного «землисто-серыми», как выражаются медики о потерявших сознание. Нелепости вообще достойны отдельного упоминания, ибо запоминаются лучше всего: например, в сцене роковой дуэли из всех участников бутафорский меч есть только у Тибальда, поэтому Меркуцио противостоит ему с голыми руками, а Ромео сначала душит его шарфом, а затем закалывает лежачего его же оружием. В финале Ромео выпивает яд, скомкав медальон в руке и поднеся к губам, а Джульетта закалывается со словами «Пью за тебя» - не то перепутала фразы, не то таков режиссёрский финт ушами. Благо смена необязательных событий проносится перед глазами стремительно – всего за час сорок, не успеваешь соскучиться, глаза не успевают лопнуть от злоупотребления мельканием «рапиды».
04.11.2010
Комментировать рецензию
Были на "Ромео и Джульетта" 14.02.15.. Начну с того, что время на билетах отличалось от реального времени начала спектакля на (!) 30 минут. За это, конечно, извинились, но начало задержали потом минут на 10 ещё. В фойе играли ребята на расстроенных инструментах, причем играли достаточно громко, так, что даже в наушниках нельзя было спрятаться.
В буфете нет ни сдачи, ни воды в бутылках, только пластиковые стаканы.
Отдельно хочу сказать про представление: нет уверенности, что все участвовавшие действительно актеры. Экспериментальность экспериментальностью, но здравый смысл я стал терять к середине. Несмотря на это, конечно, всё хорошо, я даже не скажу, что мне не понравилось. Однако оно показалось незаконченным и крайне поверхностным, бессмысленным. Единственная глубокий посыл - разноязычие актеров - был полностью слит к самому концу.
Упоминания заслуживает персонал. Первые десять минут представления перед нами стоял мужчина, ну, знаете, из тех, которые следят за тишиной и проводят к месту. Было искренне не понятно, почему он не сядет. Был момент, когда мы с другом тихо обсудили весь фарс - к нам быстро подбежали и потом (!) встали, опять же, перед нами. Непонятно, почему работникам театра так нравится стоять перед посетителями.
Спесивцев вел странные, совсем неуместные разговоры, что-то там про своего сына. Какая-то женщина, когда мы ждали в фойе, вышла к нему и перед всеми подарила двух плюшевых котов, распинаясь о чем-то абсолютно никому неинтересном.
Также немного о попытках хеппенинга: они были жалкими и ужасными. Актер, игравший Меркуцио и осуществлявший как раз весь этот самым хеппенинг, может, конечно, и полон энтузиазма, но вел себя так, как будто у него шило в том самом месте.
Театр, к слову, находится посреди заводов, совсем не в том месте, где должен находиться театр. Добираться, особенно в такой холод и темноту, не зная местности( а как вообще нормальных белых воротничков может занеси в промышленный район - непонятно), очень сложно.