Москва
7.7

Спектакль
Семейное счастие

Постановка - Мастерская Петра Фоменко. Старая сцена
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
«Счастье жить для другого… Зачем для другого, когда и для себя не хочется?..» Вопросы, мучающие героиню спектакля, не так просты, как может показаться на первый взгляд. Что нужно для счастья? Как жить, когда уходит полнота чувств? «Мне скучно, скучно, а притворяться я ни за что не стану». И вот Маша, вышедшая в 17 лет замуж за своего опекуна, 36-летнего Сергея Михайловича, бросается, словно в омут, в светскую суету — не в поисках развлечений, а от нерастраченности душевных сил и надежд. «Ты сама должна была узнать и узнала», — говорит ей в финале муж. В ранней повести Л.Н.Толстого история любви Маши и Сергея Михайловича, бесконечная череда перепадов «семейного счастья» выговорена в пространных монологах героини. В спектакле сцены домашнего чаепития, музицирования за роялем, «тихого счастья» между фортепиано и окном — словно музыкальные вариации, наполненные светом, грустью, надеждой и безнадежностью.
Драматический
12+
Петр Фоменко
20 сентября 2000
3 часа, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
1 января 2001

Молоденькая Маша (Ксения Кутепова) рано лишилась родителей. Ее единственная наперсница - немолодая гувернантка (Людмила Аринина). Опекун - не очень молодой Сергей Михайлович (Сергей Тарамаев). Маша полюбила Сергея Михайловича, он полюбил ее, и, к удовольствию Катерины Карловны, они создают семью. Но это - только начало раннего романа Толстого. Позже Лев Николаевич устроит чистой деве нравственную провокацию: отправит ее в Петербург, а дальше - на воды, где бросит к ногам Маши праздного бонвивана. И только для того не позволит ей низко пасть, чтобы она смогла вернуться к мужу - измученной и кающейся. В пору написания "Семейного счастия" Толстой еще не решался бросить женщину под колеса паровоза. Но уже и не сомневался, что жена должна любить в муже не мужчину, а исключительно отца ее детей. Будет так - будет и семейное счастие. Спектакль Петра Фоменко обошелся без тяжеловесного толстовского морализаторства. Режиссер великодушно простил Маше легкомыслие, дав Ксении Кутеповой (для которой и ставился спектакль) сыграть универсальную историю о взрослении, разочаровании и о том, как с ним жить. Действие происходит на крохотном пятачке (зрительные ряды заняли половину и без того маленького зала Мастерской) и время от времени вырывается наружу: то рояль зазвучит этажом ниже, в буфете, то Людмила Аринина отправится в коридоры звать Гаврилу, и звук голоса будет затихать вместе с шагами. Вырывается от переполняющих спектакль чувств, аранжированных - что Фоменко делает виртуозно - игрой свечного света и звяканьем ложечки о чашку, стуком счетных костяшек и шорохом шелковых юбок. И сама инсценировка выполнена композиторски, в форме рондо: сюжет закольцован, внутри разрабатывается тема с вариациями. Бесконечным легким пробежкам Маши по комнате аккомпанирует дробный фортепианный пассаж. В Баден-Бадене ее срывающийся в каждом куплете романса голос будут бесконечно подхватывать галантные кавалеры (Илья Любимов и Андрей Щенников). Но лейтмотив "Семейного счастия" - чаепитие. И в пору Машиного девичества, и в пору сватовства, и тогда, когда они вернулись в свое Покровское с вод, - все будет как всегда: Катерина Карловна принесет приборы. Усядутся за круглый стол. Будут разливать чай. Маша тонкой рукой разломает баранку. Сергей Михайлович, чтобы развеселить жену, напялит на голову грелку. Одну и ту же сцену проиграют несколько раз - и всегда по-новому. Без слов - позой, поворотом головы, междометиями. Такое возможно только в камерном пространстве: когда актерам нет нужды брать форте, появляются новые оттенки пиано. У Фоменко вкус к оттенкам и абсолютный слух на них. Ему всегда удаются камерные спектакли. "Семейное счастие" не производит впечатления значительного события, каким стала "Одна абсолютно счастливая деревня". Оно просто производит впечатление.

5
1

Отзывы

1
Alla
307 отзывов, 883 оценки, рейтинг 1197
25 июля 2017

Галина Тюнина - Звезда и без нее совсем было бы все грустно. Галина и поет, не фальшивит и показывает всю силу своего голоса (в отличии от Ксении Кутеповой, которая не показывает силу своего голоса и, как следствие, не умеет петь). Соседи смеялись, не смогла понять над чем. Над плоскими ужимками? Над балаганным представлением? Где, чтобы рассмешить Героиню, Герой надевает куклу себе на голову скрывая под ней лицо (в завязке постановки и в кульминации - с чего начали тем же и завершили)? В постановке раздевают Ксению, до нижнего белья двух столетий назад похожего на современные летние платья, но все-таки, это нижнее белье. Одинаково пьют чай с одним и тем же (отсутствие фантазии режиссера) не смотря на прошедшие за это время года и двух рожденных детей. Любви между Героем мужем и Героиней женой (Ксения Кутепова) не почувствовала, не передана со сцены. Любимые и часто произносимые фразы Ксении в постановке: "Тише, тише" - к чему? Почему так много? С Фоменками у меня как не складывалось в 1997, так и продолжает не складываться в 2017.

7
1
1
СВЕТЛАНА РЕВЕР
4 отзыва, 49 оценок, рейтинг 6
15 ноября 2012

Пребываю в абсолютном не доумении от такого количества положительных оценок этому спектаклю, потому что смотреть было абсолютно не на что. спектакль не "захватил", а кривляния на сцене как будто просто заполняли время, которое должно было пройти до антракта и после него. никакого действия не происходило, только переливание из пустого в порожнее. Очень разочарована. Такое впечатление, что многие рецензии для этого спектакля проплачены. Ведь не может адекватный современный человек наслаждаться тем, что происходило на сцене. Ну просто не может. Не верю!!! ))
Кстати прошу обратить внимание тех отважных людей, которые все-таки пойдут смотреть - все положительные рецензии уже немного устарели. Может просто после смерти П. Фоменко и с театре что-то поменялось необратимо, и не в лучшую сторону...

6
1
3
dronare x
41 отзыв, 115 оценок, рейтинг 54
20 марта 2012

До просмотра этого спектакля я не знал, кто такая актриса Ксения Кутепова. Теперь знаю. Все два с половиной часа она кривлялась, металась по сцене, заламывала руки и повышала тон совсем не там, где это предполагают стандартные нормы произношения русского языка. Смотреть на это было тошно, настоящая мука. Я понимаю, что всё это сделано специально, для придания особого смысла, но вот как раз со смыслом-то здесь проблемы. Его нет, как нет и режиссуры. Всё это действо - издевательство над классическим текстом Толстого. Отвратительные сцены "на водах" с псевдоиностранцами - дешёвый фарс, привет из 90-х. Колубков как актёр подходит для игры в телесериалах, но не в серьёзной пьесе русского классика, в такого героя женщина не может влюбиться. НЕ ХОДИТЕ НА ЭТУ ПОСТАНОВКУ, ОНА НИЧЕГО ОБЩЕГО НЕ ИМЕЕТ С ИСКУССТВОМ!

5
0
6
Светлана
107 отзывов, 143 оценки, рейтинг 223
24 октября 2018
нано-Толстой

Когда идешь на спектакль по классическому произведению, хочется увидеть что-то цельное, масштабное и, в случае удачи, еще и универсальное. Толстой писал на все времена: не так уж много изменилось в сфере личных отношений, институт брака остался все тем же, да и человеческая натура была и есть сама собою.

Но в интерпретации "Мастерской..." "Семейное счастие" - это бесконечная беготня Ксении Кутеповой по сцене и за ее пределами, утомительное повторение слов "тише-тише" из под густой черной вуали, паузы, в которых мог бы поместиться приличный кусок "Войны и мира", если бы режиссировал кто-то другой.

И дело не только в затянутости действа. Возможно, при жизни Фоменко, в долгом молчании и странной на сегодняшний день суетливости, которые присутствуют в спектакле, был скрыт какой-то важный посыл. Может быть зритель должен был прочувствовать взросление главной героини: как от неловкой и неугомонной девочки-подростка она дорастает до женщины, вдруг обнаружившей, что жизнь - это далеко не игра, что каждое решение имеет свои последствия, женщины успевшей разочароваться и отчасти примириться со своей судьбой.

Как было при мастере, я не знаю. Но на сегодняшний день эта постановка не несет в себе большой ценности. Возможно из-за попыток "украсить" цельное произведение скачками через сундук и заворачиваниями-разворачиваниями людей в скатерть. Возможно из-за игры Кутеповой. Текст-то она прекрасно знает, тут вопросов нет. Но не тянула она ни на девчушку, ни на осознавшую многое даму.

А вот Алексей Колубков был очень органичен. И Кирилл Пирогов сыграл заморского ловеласа замечательно. В Илье Любимове, впрочем, я не сомневалась - он и веселит и трогает за душу одновременно.

Я не могу сказать, что жалею потраченного времени на просмотр данного спектакля, но это 3+, даже не 4. Хочется надеяться, что "Мастерская Петра Фоменко" будет жить и развиваться дальше, а не угаснет постепенно, не пережив надолго своего основателя.

3
0
1
Кристина Малая
14 отзывов, 22 оценки, рейтинг 9
21 августа 2016

После первого акта заставить себя пойти на второй не смогли. Через чур всего: наигранности, слащавости, безумия... Впервые хотелось заснуть💤 в театре.

3
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все