Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Семейное счастие, Москва

7.6
Театр: Семейное счастие, Москва

Выдающийся спектакль Петра Фоменко о ценности и хрупкости человеческих отношений

Место проведения

Мастерская Петра Фоменко
Классический театр, каким он должен быть
В 1988 году Петр Фоменко, будучи уже умудренным опытом режиссером, набрал курс в ГИТИСе: Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Юрий Степанов, Галина Тюнина, Полина и Ксения Кутеповы. С этого года принято вести историю «Мастерской». Авторский театр Петра Фоменко, опирающийся на классическую литературу, высокую поэзию и поэтику городского романса — явление уникальное, это самый настоящий театр-дом. Шестидесятники по своей природе, в 90-е «фоменки» умудрялись создавать самый современный театр, с виду совершенно не отличавшийся от того, что шло сто лет назад в Малом. В методе Фоменко переплелись принципы Станиславского с легкостью Вахтангова, а актеры играют по каким-то только им известным правилам, и только им известно, как читать стихи. С уходом из жизни учителя руководство принял ближайший последователь — Евгений Каменькович.
касса+7 (499) 249 19 21
адрес
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

Молоденькая Маша (Ксения Кутепова) рано лишилась родителей. Ее единственная наперсница - немолодая гувернантка (Людмила Аринина). Опекун - не очень молодой Сергей Михайлович (Сергей Тарамаев). Маша полюбила Сергея Михайловича, он полюбил ее, и, к удовольствию Катерины Карловны, они создают семью. Но это - только начало раннего романа Толстого. Позже Лев Николаевич устроит чистой деве нравственную провокацию: отправит ее в Петербург, а дальше - на воды, где бросит к ногам Маши праздного бонвивана. И только для того не позволит ей низко пасть, чтобы она смогла вернуться к мужу - измученной и кающейся. В пору написания "Семейного счастия" Толстой еще не решался бросить женщину под колеса паровоза. Но уже и не сомневался, что жена должна любить в муже не мужчину, а исключительно отца ее детей. Будет так - будет и семейное счастие. Спектакль Петра Фоменко обошелся без тяжеловесного толстовского морализаторства. Режиссер великодушно простил Маше легкомыслие, дав Ксении Кутеповой (для которой и ставился спектакль) сыграть универсальную историю о взрослении, разочаровании и о том, как с ним жить. Действие происходит на крохотном пятачке (зрительные ряды заняли половину и без того маленького зала Мастерской) и время от времени вырывается наружу: то рояль зазвучит этажом ниже, в буфете, то Людмила Аринина отправится в коридоры звать Гаврилу, и звук голоса будет затихать вместе с шагами. Вырывается от переполняющих спектакль чувств, аранжированных - что Фоменко делает виртуозно - игрой свечного света и звяканьем ложечки о чашку, стуком счетных костяшек и шорохом шелковых юбок. И сама инсценировка выполнена композиторски, в форме рондо: сюжет закольцован, внутри разрабатывается тема с вариациями. Бесконечным легким пробежкам Маши по комнате аккомпанирует дробный фортепианный пассаж. В Баден-Бадене ее срывающийся в каждом куплете романса голос будут бесконечно подхватывать галантные кавалеры (Илья Любимов и Андрей Щенников). Но лейтмотив "Семейного счастия" - чаепитие. И в пору Машиного девичества, и в пору сватовства, и тогда, когда они вернулись в свое Покровское с вод, - все будет как всегда: Катерина Карловна принесет приборы. Усядутся за круглый стол. Будут разливать чай. Маша тонкой рукой разломает баранку. Сергей Михайлович, чтобы развеселить жену, напялит на голову грелку. Одну и ту же сцену проиграют несколько раз - и всегда по-новому. Без слов - позой, поворотом головы, междометиями. Такое возможно только в камерном пространстве: когда актерам нет нужды брать форте, появляются новые оттенки пиано. У Фоменко вкус к оттенкам и абсолютный слух на них. Ему всегда удаются камерные спектакли. "Семейное счастие" не производит впечатления значительного события, каким стала "Одна абсолютно счастливая деревня". Оно просто производит впечатление.

3

Отзывы пользователей о спектакле «Семейное счастие»

Фото Svetlana
отзывы:
4
оценок:
46
рейтинг:
4
1

Пребываю в абсолютном не доумении от такого количества положительных оценок этому спектаклю, потому что смотреть было абсолютно не на что. спектакль не "захватил", а кривляния на сцене как будто просто заполняли время, которое должно было пройти до антракта и после него. никакого действия не происходило, только переливание из пустого в порожнее. Очень разочарована. Такое впечатление, что многие рецензии для этого спектакля проплачены. Ведь не может адекватный современный человек наслаждаться тем, что происходило на сцене. Ну просто не может. Не верю!!! ))
Кстати прошу обратить внимание тех отважных людей, которые все-таки пойдут смотреть - все положительные рецензии уже немного устарели. Может просто после смерти П. Фоменко и с театре что-то поменялось необратимо, и не в лучшую сторону...

3
Фото dronare x
отзывы:
41
оценок:
90
рейтинг:
47
3

До просмотра этого спектакля я не знал, кто такая актриса Ксения Кутепова. Теперь знаю. Все два с половиной часа она кривлялась, металась по сцене, заламывала руки и повышала тон совсем не там, где это предполагают стандартные нормы произношения русского языка. Смотреть на это было тошно, настоящая мука. Я понимаю, что всё это сделано специально, для придания особого смысла, но вот как раз со смыслом-то здесь проблемы. Его нет, как нет и режиссуры. Всё это действо - издевательство над классическим текстом Толстого. Отвратительные сцены "на водах" с псевдоиностранцами - дешёвый фарс, привет из 90-х. Колубков как актёр подходит для игры в телесериалах, но не в серьёзной пьесе русского классика, в такого героя женщина не может влюбиться. НЕ ХОДИТЕ НА ЭТУ ПОСТАНОВКУ, ОНА НИЧЕГО ОБЩЕГО НЕ ИМЕЕТ С ИСКУССТВОМ!

3
Фото Светлана Семёнова
отзывы:
33
оценок:
116
рейтинг:
55
9

Сегодня на сцене был сам Толстой. Я видела его, он стоял и из-за кулис наблюдал за происходящим на сцене. Ему нравилось, очень...

Прекрасная игра Ксении Кутеповой и Алексея Колубкова, нежные цвета декораций, костюмы, точно передававшие время и место действия...

Толстому бы понравилось, очень...

3
Фото Кристина Малая
отзывы:
15
оценок:
15
рейтинг:
3
1

После первого акта заставить себя пойти на второй не смогли. Через чур всего: наигранности, слащавости, безумия... Впервые хотелось заснуть💤 в театре.

1
Фото AlexejM M
отзывы:
5
оценок:
7
рейтинг:
4
9

Один из лучших фоменковских спектаклей.
Во всех спектаклях этого режиссёра неизменна черта - "обжить" сцену, сделать зрителя свидетелем маленькой, но подлинной истории. А при этом режиссёр постоянно напоминает, что вы в театре - актёры то и дело обращаются к залу, присутствует чисто театральная условность. Эти два противоречия, склеенные неизъяснимым фоменковским художественным вкусом, дают спектакль лёгкий, балансирующий между словами и пластикой.
Я не склонен постоянно искать смысл за каждым предметом, жестом. Не думаю, что порхания Маши через чемодан - символ прошлого и настоящего, что есть какой-то конкретный смысл у скатерти-салфетки, которой повязываются актёры за чаепитием. Ведь нет же у того или иного музыкального пассажа реального смысла. А музыка в целом даёт настроение.Так же и спектакль. И если спектакль невозможно смотреть без постоянного разгадывания, то тем хуже для его автора. "Семейное счастие" можно смотреть одними чувствами, не думая.

1