Москва
7.6

Спектакль
Ночные бдения

Постановка - Человек. Основная сцена
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
16+
Людмила Рошкован
1 час 40 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
1 января 2001

Для начала-через знакомых найти телефон нужного человека. Затем выясняется, подходите ли вы под категорию "своих". Если подходите, таинственный телефонный человек вносит вас в список. Через некоторое время сообщается дата. В назначенный день и минуту вас встречают у метро "Бауманская" и ведут к месту действия. В подвал. Подвал как подвал: оголенные трубы, потные стены, запах. Лица, спрятанные в темноте, приступы беспокойства. Два молодых мхатовских актера, Роман Козак и Александр Феклистов, играли там "Эмигрантов". Пьесу опального поляка Мрожека ставил Михаил Мокеев. После спектакля толпившихся во дворе зрителей просили не задерживаться: мол, соседи ругаются. Зрителям не хотелось расходиться.

Именно таким образом в 84-м попадали в театр "Человек" Людмилы Рошкован. Студия Института связи, куда Рошкован пришла в начале семидесятых на постановку (и из которой создала свой театр), была в опале до 1986 года. В 86-м "Человек" получил и право играть, и жилпощадь-одноэтажный домик в Скатертном переулке, бывшие усадебные конюшни. В этот же год в Мюнхене проводились "Дни московских театров". Их девизом, разумеется, стали "Гласность и перестройка", а в программе, кроме прочих, присутствовал "Человек".

Впрочем, грехи отцов и власти здесь ни до, ни после не разоблачали. Занимались, как и полагается, человеком. "Меня интересует сочетание иррациональных, бессознательных человеческих мотивов и острой формы",-говорит Рошкован. Что-то она ставила сама. Что-то-Роман Козак, Сергей Женовач и другие молодые режиссеры, "независимые". Кажется, все их пресловутое бунтарство только и состояло, что в этой в независимости от конъюнктуры, как советской, так и перестроечной. Когда "независимые" уходили, Рошкован не обижалась, но теперь оценивает: "То, чем они занимались тогда, было более мощными заявками, чем то, что они делают сейчас". "Человек" продолжал выпускать по спектаклю в год. На выходе-"Зигзаги" с посвящением Пушкину ("Дошла до ручки-занялась Пушкиным"). Сегодня в репертуаре всего четыре спектакля, но не стыдно ни за один. А главное-не стыдно за прошлые. Поэтому-то и возникла идея к 25-летию устроить фестиваль-ретроспективу, а вовсе не потому, что "Человек"-театр на двух актеров и три стула.

1
0

Отзывы

9
Татьяна Миронова
25 отзывов, 28 оценок, рейтинг 51
27 ноября 2011
Псих по-шеллинговски. Здравомыслие как диагноз.

Сразу оговорюсь, что "Ночные бдения" стал одним из лучших спектаклей, которые мне посчастливилось увидеть в Москве. Большая смелость взяться за подобное произведение, которое не ставится больше нигде в России, да и очень редко во всем мире, сделать это гениально - подвиг. Да и сама книга была издана в нашей стране лишь однажды в 90-х тиражом в 30 000 экземпляров, а посему, чтобы ознакомиться с первоисточником, окутанный спорами об авторстве, придется постараться в поисках. Одним из обязательных условий успеха затеи сыграть такое убедительно, безусловно является грамотный подбор артистов. В этом плане "Человек" попал в десятку, актеры не играли, они жили на сцене, на полтора часа они действительно превратились в психов, передав да самого подсознания всю глубину задуманного. Проникновенные монологи и невероятные кульбиты эффектно дополняла фантастически разработанная сцена. Все вместе в едином порыве создавало впечатление параллельного мира, казалось, что за дверьми этого пространства нет реального мира. Вообще, это тот редкий случай, когда пересказать содержание и уж тем более впечатления от увиденного невозможно, такое нужно пережить самому, что я настоятельно рекомендую поклонникам оригинальности и нетривиальности. Безусловно, это спектакль не для всех, над ним надо думать, иметь желание понять, хотя понять его невозможно, но сами попытки уже возвышают. Если говорить об основных лейтмотивах, можно выделить две идеи: весь мир - театр и весь мир - сумасшедший дом. Играют ли люди роли или может, роли играют людей?
Шеллинговский безумец - прежде всего человек, которого не понимают, это тот, у кого есть идеи, недоступные нормальным людям, тайные радости и развлечения. Здесь безумие - единственно возможная реакция на безумный мир вокруг, новая норма, лучший путь к истинной, скрытой от глаз реальности, оно дает нам крылья. В век психиатрии каждому известно, что гений и безумие - почти взаимозаменяемые понятия. Не было еще ни одного великого ума без примеси безумства, ощущение личности может состояться лишь в этом состоянии, выдающаяся душа не чужда безумию. Сумасшедшие - это люди, которые не смогли доказать реальность своих миров, обществу всегда ближе идея о том, что других миров, кроме земного и небесного, не существует. Приобретаешь свободу, а на сдачу - сумасшествие.
Вопрос, который ставил в тупик самого Эйнштейна: "Сумасшедший я или все вокруг меня?". Безумны ли на самом деле безумные или безумен мир, который нас окружает? Может ли совершенно здоровый человек жить в этом мире и не рехнуться? Возможно, самые безумные - это те, кто считает себя самыми нормальными? И не является ли наша жизнь борьбой притворной нормальности с безумием? Примерно такие знаки вопросы рождаются в голове после спектакля, а настоящий театр начинается именно после в тебе самом.
За исключением некоторых патологических случаев, люди сходят с ума, когда пытаются уйти от рутины, когда в жизни всего вдоволь, но для того, чтобы обратить все это в счастье, не достает лишь одного - немного сумасшествия. Нам всем не хватает немного именно такого безумия в шеллинговском понимании этого слова, когда сходишь с ума потихоньку, с ветерком, в свое удовольствие! Наши рамки не будут иметь границ, границы не будут иметь смысла, смысл будет заполнен безумием, а безумие будет синтезировать счастье...
В заключении, хочется заметить, что театр "Человек" не рассчитан на массового зрителя и растиражированные сюжеты, но для вдумчивого и благодарного зрителя он станет местом, куда хочется возвращаться и не раз за новыми изысканиями. Тем более, что декабрьская афиша не оставляет сомнений, репертуар насыщен самыми достойными вещами, которые просто преступно не посмотреть.

P.S. — Вы просто безумец! — Возможно. Но мне нравится моё безумие. В нём есть увлекательность и острота, неведомая вашему здравомыслию. (с) Рафаэль Сабатини "Скарамуш".

Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковёр?» — он ответил: «Мне холодно». Я вообще заметила, что сумасшедшие очень логичны и даже интересны. (с) Виктория Токарева "Звезда в тумане".

Если на год запереть психиатра в комнате с человеком, считающим себя Наполеоном, то кто выйдет оттуда — два нормальных человека или два Наполеона? (с) Стивен Кинг "Жребий".

1
0
9
Preved Medved
8 отзывов, 12 оценок, рейтинг 1
15 октября 2016

Отличный спектакль. Игра актеров и смысл очень порадовали. Правда, как обычно, от скудоумия некоторые моменты не понятны. Наверное, все-таки нужно было прислушаться к сотрудникам театра и приобрести программку. Хотя есть вероятность, что и она бы не помогла.
Огромный недостаток - рассадка не в соответствии с купленными билетами, и для людей во втором ряду отвратительная видимость (аля пиратка в кино). Для этих счастливчиков "ночные бдения" - аудиоспектакль с большими паузами и нервами. Так поступать не красиво. Человек уделяет театру вечер, а ему в ответ неуважение. Наверное, в таком случае на месте обиженного зрителя будет справедливо завести беседу по мобильному телефону с людьми, с которыми есть, что обсудить и чему порадоваться на протяжении полутора часов без антракта.

0
0
7
Александра Lain
37 отзывов, 37 оценок, рейтинг 6
7 апреля 2016

Это был первый спектакль, который я увидела в этом театре, именно он повлиял на мое решение увидеть все остальные. Представление показалось мне смесью цирковых номеров и очень грустной истории, которой я так и не поняла. Очень надеюсь сходить на него снова и может быть в этот раз понять).

0
0
9
Иоган Лайер
7 отзывов, 125 оценок, рейтинг 6
16 марта 2008

Это подлинная трагикомедия, такая, какая она должна быть. Это истинный фарс, одетый в четыре смирительные рубашки, а их рукава связаны, связаны шизофренической философией. Это скоростная передача мыслей, такая же изворотливая, пластичная и абсурдная, как и ужимки, прыжки и танцы актеров. На эту постановку можно сходить несколько раз, так как за один раз ты просто-напросто не успеешь услышать все, что тебе сообщают, не успеешь увидеть все символы, которые заложены в движениях актеров, мимике их лиц и изгибах пальцев рук и ног.
Действие происходит в неком подобии сада в больнице для умалишенных (а, точнее, тех, кто внезапно стал слишком умным, перестав быть глупым - и этот вопрос шокирует их сознание, заставляет копать все глубже яму в своем полном переживаний и идеологии сознании, снимать одну за одной все маски, чтобы, наконец, увидеть свое истинное лицо, но яма бездонна, а зеркала нет), в котором беззаботно гуляют 4 героя, 4 сложных образа ( Шут, Актриса, Сочинитель и Дилетант) и играют каждый в игру самоанализа, иногда прибегая к помощи марионеток, изваяния Венеры Милосской, проваливающегося в никуда пола и другим больным разумом персонажей.
Просто бесподобна игра Сергея Юшкевича, шута. Истеричный образ актрисы и ее игра - вот единственное, пожалуй, что раздражает в пьесе. Но, может быть, для этого этот образ и был создан.

"Вы, философы, сказали ли что-нибудь более важное, чем то, что вам нечего сказать?" - (Бонавентура, творческий псевдоним автора пьесы, истинное имя которого до сих пор окутано мраком и рядом других имен: Шеллинг, Гофман, Брентано).

Репертуар и сцена театра "Человек" выше всяких похвал. Никогда еще действие не происходило настолько близко к зрителю, не завлекало его так сильно, не будило в нем желание высказаться и тоже выйти на импровизированную сцену, расположенную всего в шаге от любого зрителя.

Марионетка покорена и говорит "браво".

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все