Театральная афиша Москвы

Спектакль Антоний & Клеопатра. Версия
Постановка Современник

4.9

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1348

В версии шекспировской трагедии, выдвинутой Кириллом Серебренниковым и драматургом Олегом Богаевым, заглавные роли — у Чулпан Хаматовой и Сергея Шакурова. В их исполнении убийственное объятие в обгорелом школьном спортзале связало не людей — Азию с Европой.

Отзывы пользователей о спектакле «Антоний & Клеопатра. Версия»

Фото Марфа Некрасова
отзывы:
47
оценок:
45
рейтинг:
96
7

По идее, на спектакль не допускаются лица до 18-ти лет. Возможно, не стоит на него ходить и после 70-ти. Театробабушки с ландышевым запахом, сидящие передо мной, все действие громко шептали друг другу, что Шекспир бы в гробу перевернулся, что это «ужас какой» и безобразие. Да, ужас. Да, безобразие. Но КАКОЙ ужас! КАКОЕ безобразие!
Действие происходит непонятно где. Если верить словам героев, то в Египте и Риме. Если верить их внезапно появляющимся акцентам и их некоторым одеяниям, а также декорациям, то… возможно, в Чечне. «Возможно», потому что в спектакле каким-то боком да фигурируют все наши ассоциации с мусульманским миром, не только чеченские. Но явно действие в наши дни. Живи Шекспир сейчас, он не промолчал бы, скорее всего, про войну, про теракты, про беженцев. И написать он мог бы еще современнее, чем Богаев с Серебренниковым. Но в гардеробе, а потом и в прессе слышны фырканья по поводу ввода ругательств, уменьшительно-ласкательных имен, стишков для молодоженов из открыток, а также криков «Горько!» и т.д. Хотя все эти нововведения встречаются редко, и к тому же вписаны они весьма органично.
Начинается все с черно-белой порно-короткометражки. Под нее Гонец в стеклянной будке для переводчиков вещает о том, что Антоний обезумел от Клеопатры, и совсем забыл про страну. Когда Гонец выходит из будки, оказывается, он передвигается на платформе на колесиках с «утюгами». Позже он признается, что «ноги до жопы истер». А может просто у нас в стране все через жопу? Так что если гонец, то безногий. Но, может, и на войне оторвало. Однако самый большой взрыв спектакля Серебренников припас для второй сцены. Предсказатель вылезает из ящика… и тут смущаются уже не только ландышевые старушки. Серебренников сделал Предсказателя с женской грудью и огромным фаллосом, подвязанным к шее. Что это? Отсыл к «Пластилину»… или к комедии Античного театра?
В глубине сцены - белая ткань, подсветка которой часто меняется. Примечательно, что в Египте, в покоях Клеопатры, фон в основном голубой. А в Риме, где правит Октавий Цезарь, и куда отправляется Антоний – розовый. Страсть делает Клеопатру мужеподобной, а Антония женоподобным (в то время как Октавий и без всякой страсти – пугливая баба). Надо сказать, страсть придает им еще и глупость. Так было в I веке до нашего века. За двадцать с лишним веков пока ничего не изменилось.
Но вернемся к сценографии Николая Симонова. В первом действии на сцене колючая проволока, бетонная стена с арабскими иероглифами, вначале несколько минут висит-сохнет белье на веревке. После антракта декорации напоминают спортивный зал школы. Видимо, номер один. Посередине стоит некая шведская лестница, слева – баскетбольное кольцо. Серебренников не говорит, он только намекает.
Страсть по Серебренникову в наше время - одно из самых главных, но не самое. Предаваясь страстям, Антонии и Клеопатры творят глупости. Порой непоправимые. Но страсть Хаматовой и Шакурова выглядит отжившей. Как будто они уже отлюбили, но продолжают любить по инерции. Не читается у них сильного чувства ни во взглядах, ни в разговорах, ни в объятиях. Клеопатра у Серебренникова больше всех любит себя, и никого более. Царица обнимает Антония, глядясь в зеркало.
Спектакль говорит, если не сказать, кричит, о противостоянии Запада и Востока. Иногда крик заглушается юмором. Чтобы никто не заскучал, в особенности те, кто пришел ради фразы «а я недавно был в «Современнике» на премьере».

Фото zrinell
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
1

Совет - можно посмотреть, но бесплатно. Впечатление, что К.Серебрянников или гей, или очень сексуально озабоченный человек. Жаль Хаматову и марку Современник. Этот гигант с торчащим членом на сцене ТАКОГО театра -просто позор. О Шекспире говорить неуместно. После спектакля хочется помыться и забыть, что это видел.

Фото L___B
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
18
5

Кирилл Серебренников - режиссер очень сильный и самобытный. И фантазия у него работает прекрасно и свой почерк есть. Но данный его спектакль - скорее неудача. Там есть много любопытных находок, удачно решенные сцены, но... Но нет цельного впечатления. И причина этого, на мой взгляд, в том, что Серебренников попытался поставить спектакль совсем не о том, о чем Шекспир написал пьесу.
- Любовь, насколько велика она?
- Любовь ничтожна, если есть ей мера!
- Но я хочу найти ее границы!
- Ищи их за пределами вселенной!
Вот ведь что у Шекспира то главное. Любовь! Масштаб любви, через масштаб личностей. Поэтому Антоний, поэтому Клеопатра. Царица и Воин. Египет и Рим. Грандиозные декорации для грандиозной истории любви.
А Серебренников обратился к конфликту двух миров, конфликту Востока и Запада. Неисчерпаемая и захватывающая тема конечно, только вот у Шекспира ничего об этом нет. Да и быть не могло. Ведь вопрос разницы культур и мировоззрений, для Древнего Рима и Египта при Птолемеях стоял, конечно, но далеко не так остро, как для нынешних Востока и Запада.
Поэтому спектакль распадается на отдельные сцены, более или менее удачные. Хотя и игра на уровне. Правда несколько разочаровала Чулпан Хаматова. Нет, все не плохо, но блеска, которого я ожидал от любимой своей актрисы я не увидел. Не знаю, может быть ей было тесно в рамках слишком жесткой режиссуры.

Фото ssee
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
5

Живенько, современненько. Антоний – Шакуров, Клеопатра – Хаматова
Помпей – Басаев, Цезарь (Октавий) – Владимир Владимирович.,. Все бы хорошо, если бы не Шекспир, он сильно мешал смотреть на сцену. Глаза закрываешь одно, открываешь – удвоение ВВП. Конечно ФСБ обезвредило бандита, было много крови, но публичности почти удалось избежать, завернутое тело было брошено в горную реку. Прорицатель с членом ниже колена и отвисшей грудью видимо олицетворял нашу несчастную Родину, которая сама себя имеет и корчась в муках производит на свет….ну что смогла то и произвела. Не самостоятельна она, еле передвигалась по сцене без посторонней помощи. Но ведь всегда найдется тот, кто поможет- подаст руку, подставит ногу…
Эпилог: Антоний умер от любви, поставил на нее все и проиграл (глупо поступил, не на то поставил). Клеопатра – доигралась, она просто не знала, что с реальной властью играть ну никак нельзя. Это были не олимпийские игры, в джунглях живут по другим законам.
Хорошего просмотра!

Фото Truffaldino
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
4
1

Удивляет то,что играют великолепные актеры,а впечатление от игры невыразительное!Ставит очень хороший режиссер-а получается только выплеск собственных амбиций(потому что берётся за Шекспир,а получается...хаотичность идей,образов,ненужное награмождение всякой всячины!!!)Простите,но ушел после 1 акта.Смотреть НЕВОЗМОЖНО!!!!
P.S.А вот,скажем, "Изображая Жертву" в постановке этого же режиссера-замечательный спектакль!Почему так получается????

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить