Москва
9.3

Спектакль в Москве
Бобок

Постановка - Театр Российской Армии
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом

Расписание сеансов

О спектакле
«Если очень долго повторять слово «бобок», можно заработать припадок «особенной грусти», но спектакль не об этом. Это фантасмагория, путешествие «одного лица» по душам других людей, «иным» мирам, – делится Сергей Тонышев, режиссер спектакля. – В основе спектакля лежат рассказ «Бобок», «Дневники писателя» и несколько глав романа «Братья Карамазовы» - ими мы вдохновлялись, сочиняли этюды, сталкивали взгляды и мысли персонажей по поводу нашего мира, а Фёдор Михайлович нам подсказывал».
  • Бобок – афиша
  • Бобок – афиша
  • Бобок – афиша
  • Бобок – афиша
  • Бобок – афиша
Драматический
16+
Сергей Тонышев
3 декабря 2021

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

10
Mariya Godlevskaya
162 отзыва, 165 оценок, рейтинг 4
15 января 2024
Спектакль для очищения души!

Театр Российской Армии я открыла для себя не так давно, но пока с уверенностью могу назвать каждую увиденную мной там постановку великолепной. Спектакль режиссера Сергея Тонышева "Бобок" не стал исключением из этого списка, оставив меня под глубоким впечатлением. Здесь особо хочется обратить внимание на режиссера, ведь он не просто выпускник ГИТИСа, он - ученик Сергея Женовача, а это уже о многом говорит. Впрочем, еще лучше говорит о нем его постановка: контрастная, мистическая, эмоционально выматывающая, - не для всех, но для тех, кто готов оценить по достоинству едкое мистическое сочетание глубокой достоевской философии и удушающей эмоциональной нагрузки сразу нескольких его произведений.

Спектакль проходит на экспериментальной сцене, а потому не удивило и расположение зрительских мест - всего несколько рядов по диагонали. Когда я садилась на крайнее место в первом ряду, у меня и мысли не было, что я попаду в самый центр событий. Мимо меня в темноте с фонариками и криками бегали герои спектакля, иногда немного пугая, падали около меня, задевали своими одеждами, в меня из проема напротив летели миски, ложки и луковицы, один раз даже больно попав мне в ногу, - полное впечатление сопричастности, во много крат усилившее впечатление от спектакля. Позже из интереса решила прочитать более ранние отзывы, и там пишут, что позади рядов тоже происходит какое-то действие, которое можно рассмотреть только сверху. Честно говоря, не уверена, я бы услышала. Сзади сидели только двое и, болтая, перебирали лук, пока зрители заходили в зал перед спектаклем. Ах да, и еще от зрительницы с верхнего ряда узнала, что где-то за ней сидел актер, издающий в спектакле мистические звуки. Честно, они и так пугали меня, так что мне сложно представить себя в непосредственной близости от источника в такой темноте и такой атмосфере.

Меня совершенно потрясла игра практически всех актеров. Каждая секунда, каждый нерв спектакля буквально прожиты, пропущены ими через себя. Ощущение постоянного напряжения, словно сильно натянута резинка, которая больно шлепнет, когда ее отпустят, становится ощутимо для каждого зрителя. Дмитрий Оболонков, Даниил Штейн, Максим Чиков, Юрий Сазонов, Александр Макаров и неподражаемая Мария Шмаевич, браво! Весь спектакль проходит в полутьме, то практически шепотом, то на повышенных тонах. Костюмы - монашеские рясы, рубахи, черные мужские одежды и мафорий для Великого инквизиторов, грим - бедные белые лица или вовсе никакого, свет - яркие лучи фонариков в руках героев или софиты из дверного проема напротив, практически непроглядная дымка, по периметру - решетка, ощущения - от мистического до излишне реалистичного и сумрачно-безысходного. Эта сумеречная зона и есть подноготная каждого человека, изнанка, где душа не имеет значения, где преобладает земное, греховное и поверхностное.

В основе постановки зритель легко узнает небольшой рассказ "Бобок", сюжет из "Дневника писателя" и несколько глав из "Братьев Карамазовых". В спектакле они выстроены таким образом, что в каждом из них через грех герои все ближе подводят нас к Богу. О чем говорят трупы на кладбище в свете сверкающих молний? Нет, они не задумываются о деяниях в ушедшей жизни, не переживают о своих душах, - их по-прежнему заботят лишь искушения. Ребенок - существо невинное, и дозволено ли отцу применять розги для его воспитания без меры, с особой жестокостью? И апофеозом происходящего лично для меня стала притча "Великий Инквизитор", после ошеломительного исполнения которой захотелось протянуть к Богу руку. Помните, как на потолке в Сикстинской капелле? От кладбища, где уже нет Бога, к слову, обращенному к нему, от смерти к жизни, от греха к искуплению, от ошибок к возможности успеть что-то исправить...

Насколько разрывающий изнутри этот спектакль, настолько же он и жизнеутверждающий. Невозможно добраться до души и сердца, не содрав с них окостенелую оболочку повседневных безмыслия и обдурации. И я прекрасно понимаю, что не каждому захочется на спектакль, после которого можно испытать шок и опустошение, а осмысление коего растянется на ближайшие несколько дней минимум. Но, с другой стороны, разве не за духовным развитием ходим мы в театр, разве принесет нам пользу поверхностная комедия, разве не нужно каждому из нас хотя бы иногда задумываться о жизни и о Боге? Сергею Тонышеву низкий поклон, гениально, браво! А всем своим подписчикам рекомендую этот спектакль в Театре Российской Армии от всей души!

0
0
8
Елена ККК
391 отзыв, 775 оценок, рейтинг 276
9 декабря 2021

Я очень люблю Достоевского и достаточно давно и исключительно с хорошей стороны знаю театр Российской Армии, поэтому пропустить выпускающийся в честь 200-летия Достоевского спектакль "Бобок" я не смогла.
Идёт новая постановка на экспериментальной сцене , что как бы намекает об экспериментальности самого проекта. И да - постановка молодого режиссера Сергея Тонышева... явно родилась в попытках найти новое в классике, дать возможность увидеть знакомые, в общем-то, тексты в новом ракурсе. Это, несомненно, интересно, и актерский состав чудесный, и сама идея мне очень нравится. За полтора часа спектакля есть моменты, когда ты улыбаешься и даже хихикаешь, но вдруг ловишь себя на том, что следишь, затаив дыхание и почти до слез...
Однако, по-моему, именно поиск новых ракурсов привел к весьма неожиданным чисто техническим моментам, здорово портящим впечатление, надо сказать. Хотя, может быть, в этом тоже заключена задумка режиссера, но я не могу разгадать ее смысл?... Дело в том, что, весьма креативно используя пространство экспериментальной сцены и не ограничивая актеров площадкой собственно сцены, создатели добились интересного эффекта: кажется, ни с одного места в зале не видно _всего_ спектакля. 4 ряда зрителей расположены почти по центру помещения, условная сцена на уровне пола перед 1 рядом (и буквально вплотную к нему, ибо места совсем немного), но действие происходит и сбоку от рядов зрителей, и за ними.
Но! Первые три ряда имеют подъем (этакая мини-трибуна), значит, у первых двух в принципе нет шанса увидеть происходящее за трибуной зрителей.
Четвертый же ряд и вовсе не видит толком ни происходящее впереди (потому что у 4 ряда нет подъёма, а действие происходит буквально под ногами 1 ряда), ни происходящее сзади, ибо все же не совы.
В общем, я думала-думала и не придумала, с какого бы места мне захотелось пересмотреть Бобок. Возможно, с 11 (? - крайнего по возрастанию) места в 1 ряду. Минус "задний план", зато "сцена" и боковой проход были бы видны неплохо.
По мне это основной минус спектакля, если честно. Хотя сам он явно интересен. Мне очень понравились актеры!
Для нас играли:
Одно фантастическое лицо - Александр Макаров
Старуха - Дмитрий Оболонков
Другая старуха - Даниил Штейн
Брат Иван - Максим Чиков
Брат Алеша - Юрий Сазонов
Великий инквизитор - Мария Шмаевич
Катиш - Диана Борина
Особенно "старухи" - они очаровательны! Оба два :)) Украшение спектакля и спасение от излишней мрачности.
Чудесны оба Карамазовых. Серьезны, правдивы, очень настоящие.
Не вполне мне понятен образ "старушки-инквизитора" (извините, если это не старушка. В чем смысл приглашения на эту роль чудесной Марии Шмаевич, я не постигаю). И чья идея, интересно, чтобы свой весьма немаленький и по-настоящему серьезный монолог она произносила таким дребезжащим, гаснущим голосом? Возможно, это мое субъективное восприятие (даже не возможно, а мое), но воспринимать смысл таким образом очень сложно, отвлекаешься на звучание голоса. Ок - мне сложно, возможно, остальным нормально.
Над костюмами работал художник Константин Шамрин. Надо отметить, что при кажущейся простоте костюмов они идеальны для этой постановки - где нужно почти универсальны, где нужно - с определенными яркими акцентами.
Художник по свету Александра-Виктория Чаян, похоже, старалась выжать все из имеющихся ресурсов. В общем, наверное, получилось. Хотя, конечно, ресурсов было немного :) Ну и пара небольших накладок явно имели место, но мы и смотрели всего второй день премьеры. Думаю, скоро все окончательно отработается и будет идеально.

PS - просто предупреждение.
Как известно, вход на Экспериментальную сцену находится с тыла здания ЦАТРА. Маленький такой неприметный подъезд X. Так вот - пускать внутрь начали за 20 минут до начала спектакля. Учитывая размеры помещений Экспериментальной сцены это вполне разумно. Но на дворе не май месяц, и это нужно учитывать тоже :( Просто имейте в виду - не стоит приезжать особо заранее. А вот когда заходите, нужно держать наготове и билет, и QR, и паспорт, иначе пересечение границы будет долгим :)

0
0
10
Elena Smirnova
230 отзывов, 242 оценки, рейтинг 30
6 декабря 2021
Фантастическое путешествие от самого короткого рассказа Ф.М. Достоевского до «Братьев Карамазовых»

Как я случайно узнала из поста своей театральной знакомой, в колонке «Культурная неделя. Выбор «Известий» от 02.12.2021 среди шести наименований указан и спектакль «Бобок», премьера которого состоялась 03.12.2021 на Экспериментальной сцене Театра Российской Армии.
Не могу согласиться с этим выбором…
Есть такое понятие – «кино не для всех». Так вот и этот спектакль, очень интересная и, безусловно, талантливая работа Сергея Тонышева (выпускник РАТИ-ГИТИС, курс Сергея Женовача), однозначно, не рассчитан на широкую массу зрителей. А вот для небольшого пространства Экспериментальной сцены ЦАТРА он просто находка!
Нынешним летом Театр Российской Армии провел Мастерскую молодой режиссуры «Достоевский рядом», посвященную 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Два эскиза -«Бобок» и «22.12.1849» приняты для дальнейшей постановки в театре.
Сценография главного художника Театра Российской Армии Анастасии Глебовой. Костюмы – художник Константин Шамрин. Художник по свету – Александра-Виктория Чаян. Музыкальное оформление – Сергей Тонышев.
«Бобок», один из самых коротких рассказов Достоевского, является «почти микрокосмом всего его творчества». В нем считываются предшественники и предтечи других героев большой прозы писателя.
Сергей Тонышев сделал этот рассказ фантасмагорическим прологом к инсценировке нескольких глав романа «Братья Карамазовы».
Вместе с рассказчиком «Бобка», журналистом, спившимся до галлюцинаций (актер Александр Макаров) зритель попадает на кладбище…
Герой повествования (согласно программке «одно фантастическое лицо», пусть это будет «ОН») услышал на безлюдном, казалось бы, кладбище, какие-то глухие звуки, которые оказываются людской речью. Прислушавшись, ОН удостоверился, что это беседы покойников, погребенных рядом. Оказывается, что через некоторое время после смерти покойник возрождается к «жизни». Положенные в гроб в течение двух-трех месяцев сохраняют ум и имеют возможность для беседы друг с другом. И даже когда тело истлело, изнутри гроба раздаются бессмысленные слова – «бобок, бобок».
ОН внимает диалогам недавних покойников. Волею режиссера множество мертвецов, и мужчин и женщин, в спектакле виртуозно исполняют лишь два актера – Дмитрий Оболонков («Старуха») и Даниил Штейн («Другая старуха»).
Все действие пролога проходит чуть ли не в кромешной темноте, из которой рассказчик фонариком выхватывает лица молниеносно перемещающихся по сцене «покойников», которые то сливаются со стенами, то пытаются проникнуть за покрывающую их проволочную сетку, и ведут с рассказчиком и зрителями игру, замешанную на смеси комического и трагического.
Люблю, когда спектакль дает «пищу для ума». Дома нашла множество толкований понятия «бобок» (оказывается, короткому рассказу Федора Михайловича посвящено огромное количество статей!!!) и кроме главного -что это некое новое состояние, которого достигает мертвец через определённый промежуток времени, наткнулась на одно, весьма интересное:
«Бобок» по толковому словарю Ушакова значит «маленький боб», или «косточка плода, ягоды, фрукта». То есть это - зерно, которое имеет шанс или прорасти, или погибнуть. А может не прорасти, а просто лежать без толку. Ни живое и ни мертвое…
В понимании Достоевского существует три варианта вечной участи - спасение, погибель и... остаться «бобком». Непроросшим ничем».
Думаю, что именно это и является ключиком к пониманию задумки режиссера о продолжении спектакля «Бобок» сценами из «Братьев Карамазовых».
На сцену выходят брат Алеша (Юрий Сазонов) и брат Иван (Максим Чиков), ведущие свои вечные споры – диалоги о том, что есть спасение, а что есть погибель…
Появляется на сцене и Великий инквизитор, заглавный герой «поэмы» Ивана Карамазова (Мария Шмаевич) и зритель долго внимает его монологу…
А вот собирательный персонаж Катиш (Диана Борина), каюсь, так и остался мной неразгаданным!
Очень рада, что молодой и уже весьма востребованный режиссер Сергей Тонышев не гоняется за легким успехом, предлагая зрителю свое видение прозы великого Достоевского.
Спектакль «Бобок» - явный режиссерский и актерский успех всей команды. Надеюсь, он будет по достоинству оценен критикой.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все