Спектакль в Санкт-Петербурге

Спектакль в Санкт-Петербурге Процесс

Постановка Александринский театр

7.4
Процесс – афиша
© vk.com/alexandrinskytheater
«Процесс» — второй спектакль, над которым работает в Александринском театре один из лидеров современной европейской сцены, художественный руководитель Венгерского Национального театра (Nemzeti Szinház) Аттила Виднянский. Обращение Аттилы Видянского к «Процессу» сегодня выглядит более чем закономерно в первую очередь в силу философии творчества режиссера. Но отчасти и в силу истории. Немецкоязычный классик литературы XX века Франц Кафка родился 3 июля 1883 года в Австро-Венгрии, умер 3 июня 1924 года. «Процесс» создавался в 1914-1915 годах, но опубликован роман был, как и многие произведения автора, уже после его смерти, в 1925 году. «Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест», — так начинается философский и неоконченный роман Франца Кафки.
Информация предоставлена Александринским театром
Возраст18+
Дата премьеры3 декабря 2021
Продолжительность3 часа, 1 антракт

Участники

  14

Специальные предложения

Подписаться на email рассылкуПушкинская карта
Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Место проведения

2

От Кафки в спектакле только текст, местами искаженный. Атмосферы нет вообще. Просто балаган, странно видеть такую бесвкусицу на сцене известного театра. Стыдно за Александринский

24 мая 2022
Поучительно
Арт-терапия
Абсолютный катарсис
10

Когда в Александринском театре объявили о премьерных показах "Процесса" Аттилы Виднянского, многие, полагаю, кто в не столь отдаленном прошлом, а именно - в 2019, посетил Театральную олимпиаду в Петербурге и своими глазами видел творение Кристианы Люпы (и был им, без сомнения, потрясен, озадачен и даже обесточен), наверняка достали маленькие блокноты, тщательно готовясь разоблачать венгерскую версию.

Конечно, "Процесс" Виднянского - это не так грандиозно, как "Процесс" Люпы, но все-таки по-своему мощно и визуально роскошно - именно так, как умеют делать только венгры, которые, на мой взгляд, обладают врожденным вкусом ко всему, что называется "искусство".

Режиссера многие зрители обвиняют в некой скученности актеров и декораций на сцене. И, правда, довольно тяжело наблюдать за "процессами" всех и сразу - когда абсолютно все герои романа Кафки находятся на сцене и взаимодействуют между собой синхронно. Все вовлечены в свой обособленный процесс, из которого их иногда выдергивают, чтобы втянуть в "Процесс" Йозефа К, который расхаживает по сцене в пижаме, напоминающей тюремную форму и в длинном волочащемся по полу пальто - абсолютно потерянный в этом странном царстве. И если в "Преступлении и наказании" того же Виднянского мне это жутко мешало, ибо отвлекало от главного и казалось просто непереносимым (кстати, многие зрители жаловались в фойе на переутомлении от такого количества одновременных сюжетов и историй, за которыми не всегда просто уследить), в этом спектакле мне показался режиссерский прием максимально органичным и созвучным с настоящим временем.

Ведь в повседневной жизни нам тоже постоянно приходится переключать свое внимание и включаться во множество процессов: чужие жизни, чужие проблемы, бесконечные открытия и обзоры , глобальные катастрофы. Это утомляет, уводит от главного и выключает из собственной жизни. Ты теряешь контакт с собой, путаясь во всем этом многообразии реального и виртуального миров. А когда твоё внутреннее божественное начало зажато между тайм-менеджментом и достигаторством, потому что надо всё время куда-то бежать и во что-то вникать, легко не заметить или не захотеть увидеть, как государственная система карает безвинных, в то время как бюрократия плетет бесконечные сети, как происходит какой-то сюр вокруг, который с каждым днем все больше внедряется высшими чинами в обыкновенную жизнь обыкновенных людей, и в какой-то момент объявляется новая нормальность. Зритель в "Процессе" выступает кем-то вроде суда присяжных: он внимательно наблюдает за передвижениями героя, за его друзьями, женщинами, вслушивается в разговоры, чтобы вынести собственное решение, как будто бы оно что-то может изменить...

Помимо громоздких декораций (переносящих зрителя и Йозефа К. сначала в фильм ужасов, потом - в страну великанов) и бесконечных лестниц, ведущих то ли в реальный зал заседания, то ли в потусторонний мир, а также невероятно объемной и по истине грандиозной музыки, которая уже сама по себе спектакль, Виднянский вводит еще сцены детства главного героя, где зритель может прикоснуться к жизни маленького Йозефа К. и ненадолго окунуться в его отношения с матерью, которая в романе упоминается вскользь.

Создается этакое ощущение конца жизни, когда все события, которые происходили с главным героем на протяжении 30 лет, проносятся перед глазами за каких-то четыре часа перед роковым ударом ножа в сердце.

Все исчезает, опускается занавес, а в появившемся среди черноты проеме зритель снова видит Йозефа, который бежит к людям, оставляя за собой шлейф многоточия.

8 января 2022
10Очень прогрессивная и живая постановка.

Александринский театр продолжает радовать современными постановками. Блестяще передан дух романа Кафки. Параллельные мизансцены, движение, музыка, шум и в середине потерянный главный герой погруженный в свои мысли. Почти 4 часа пролетели незаметно.
P. S. Любителям классических, размеренных постановок не сюда. :-)

6 декабря 2021
Все отзывы
Чё? Чёрная пятница на Афише: топ-10 спектаклей Москвы
Чё? Чёрная пятница на Афише: топ-10 спектаклей Москвы
Чё? Чёрная пятница на Афише: топ-10 спектаклей Москвы
Чё? Чёрная пятница на Афише: топ-10 спектаклей Санкт-Петербурга
Чё? Чёрная пятница на Афише: топ-10 спектаклей Санкт-Петербурга
Чё? Чёрная пятница на Афише: топ-10 спектаклей Санкт-Петербурга
Гид по фестивалю «Толстой» в Ясной Поляне
Гид по фестивалю «Толстой» в Ясной Поляне
Гид по фестивалю «Толстой» в Ясной Поляне
Фестиваль «Школьная классика»
Фестиваль «Школьная классика»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость